Последние комментарии

  • Статья: Бобриков Иван Владимирович
    Вот это судьба! Наши проблемки по сравнению с этими отходят на второй план. И память у у ветеранов, как уже заметили, особенная какая то, как все помнят, удивительно Перейти...
  • Статья: Лебедева Клавдия Ивановна
    А я внук того самого хирурга, Фридмана Моисея Ефремовича. А раненый врач в Киеве, это скорее всего про мою бабушку. Спасибо Вам большое!! Перейти...
  • Статья: Униат Анна Михайловна
    Долгих лет жизни и здоровья Уважаемой Анне Михайловне! СПАСИБО! Перейти...
  • Статья: Попов Александр Дмитриевич
    здравствуйте, уважаемый Александр Дмитриевич, Вы не знали капитана Теняева Павла Ивановича 1905гр, родом из Харьковской обл.,призванного в 42 году на фронт? он погиб в феврале 1944г под Восточной Пруссией.он служил в раз... Перейти...
  • Статья: Униат Анна Михайловна
    Это моя бабушка! Она ещё жива, слава богу:) Перейти...
  • Статья: Дейч Меер Мордухович
    Вот еще воспоминания ветерана этой же дивизии, 191-го полка и даже земляка. Интересно сравнить. (Почему то лежит в разделе артиллеристов) http://iremember.ru/artilleristi/khayn-noson-yakovlevich.html Перейти...
  • Статья: Чечетова (Гулякевич) Валентина Константиновна
    Елена, спасибо за ответ! Поищу видеозаписи в сети. Перейти...
  • Статья: Бекиров Алим Усеинович
    Бекиров Алим Усеин был награжден Орденом Красной Звезды 17.04.1945 г. Его родные в это время уже 11 месяцев находились в ссылке вместе со всем крымскотатарским народом. А родной деревне Героя до сих пор не возвращено иск... Перейти...
  • Статья: Чечетова (Гулякевич) Валентина Константиновна
    ой, простите, только что увидела оба вопроса. Да, книга Алексиевич "У войны не женское лицо". Спектакль "Что-то с памятью моей стало". Мы из Перми, играем, в основном, в Перми. В ближайшее время едем на фестиваль в Тюмен... Перейти...
  • Статья: Роговой Герц Моисеевич
    Это вообще как понимать ?? Так ветеран Вам уже ответил: "Ну, думаю, нужно спасать свою шкуру". Осуждать поступок человека, которому не было тогда и 19, и который находился, мягко говоря, в экстремальной ситуации, в подоб... Перейти...
  • Статья: Душанский Нахман Ноахович
    "В 1940 году с приходом Красной Армии в республику, Жемайтис дезертировал из ЛА, перешел новую границу с Германией, и был принят на службу офицером в вермахт. В 1944 году Жемайтис носил уже звание полковника немецкой арм... Перейти...
  • Статья: Роговой Герц Моисеевич
    Спасибо за ВИДЕО. Дай Б-г вашему деду и вам всем крепкого здоровья и долгих лет жизни. Перейти...
Главная Летчики-истребители Пряничников Евгений Николаевич
Подписаться на обновления

Rambler's Top100
|
Rambler's Top100

Пряничников Евгений Николаевич

PDF Печать E-mail
Впервые опубликовано 09.02.2012 22:24
Предыдущая - Страница 1 из 21 - Следующая >>

 

Обрывки мыслей и воспоминаний – шаг за шагом


Отец мой родился в бедной деревушке Ярославской области. Многочисленные заботы и постоянная нужда были причиной для отца ещё в детстве уехать в город на поиски работы. После некоторых скитаний он оказался в Петрограде, где, сменив ряд мест, на некоторое время задержался на специальности киномеханика.
Деда своего мне не довелось видеть. Побывал в этой деревушке я единожды значительно позже. Бабушка была всю жизнь в заботах и трудах ради многочисленного семейства. Из недолгого пребывания на родине отца мне запомнился лишь один эпизод из жизни деревушки. На окраине деревни недалеко от леса жители её разыскивали и выкапывали экзотические грибы (они росли в земле) трюфели, которые были весьма вкусны (может быть, это только воспоминание детства).
С первых дней империалистической войны (первая мировая война) отец оказался в солдатах и длительное время находился на различных участках фронта в окопах.
Вспоминал различные эпизоды из солдатской жизни: служение молебна перед боем, газовая атака, солдатские игры, аэроплан, награждение отличившихся крестами.
Отец хорошо умел стрелять, так например, из винтовки практически без промаха попадал в подброшенный пятак. В связи с этим ему поручили пристрелку винтовок для своей роты.
Революция 1917 года застала его в окопах Германского фронта, которую он, как и все солдаты, воспринял с большим воодушевлением и очень скоро оказался в рядах Красной армии, защищавшей Советское молодое государство от многочисленных врагов как внутренних, так и внешних.
Служа в рядах Красной армии, ещё в период Гражданской войны он быстро рос в должностях и уже носил на нарукавных петлицах три ромба.
Там же на фронте он встретил мою будущую мать, которая связала свою жизнь до конца жизни с ним. Была на всех фронтах и делила с ним все тяготы во время войны и все послевоенные годы.
Закончил он службу в рядах Советской армии уже после Великой Отечественной войны и вышел в отставку, будучи полковником Главного управления, членом коллегии одного из оборонных министерств.
Моя мать так же родилась в крестьянской семье в деревне близлежащей к городу. В силу бедности и трудности жизни в деревне, многие жители этой деревни работали на ткацкой фабрике города Нарва. Там работал ткачом и мой дед по линии матери. Дома бывал мало. Говорят, был связан с подпольщиками революции, но дожить до революции ему не довелось – он рано умер. Большинство детей его работали на этой фабрике, едва-едва сводя концы с концами. Мать рано покинула деревню и судьба привела ее на фронты Гражданской войны, где она встретилась с моим отцом.
В этой деревушке, находящейся в 12 км от г. Нарвы и в 14 км от г. Кингисеппа (бывший Ямбург) я бывал в своей юности. И запомнилось мне большое количество болот и лесов, окруживших деревушку. Леса и болота были богаты грибами и ягодами, которые были большим подспорьем в семье.
Бабушка была весьма энергичная и, несмотря на раннюю смерть деда, справлялась с нехитрым деревенским хозяйством, подключая все своё многочисленное семейство.
В этот период советской истории государственная граница с Эстонией проходила прямо черев деревню так, что половина ее была в Эстонии, а половина в Ленинградской области. После Великой Отечественной войны этой деревушки не стало вовсе.
К моменту моего рождения отец был переведен в г. Рыбинск, а вскоре в Москву, где я живу по настоящее время. Окончил среднюю школу, параллельно увлекался авиамоделизмом, что и определило всю мою последующую судьбу.
В авиамоделизме достиг определенных успехов: строил различные модели, с которыми выступал на соревнованиях. Одна из моделей с бензиновым моторчиком, имевшая размах крыльев почти три метра, была в числе первых десяти моделей, построенных в Советском союзе с бензиновыми моторчиками.
В нашем дружном коллективе энтузиастов авиамоделистов нельзя не вспомнить братьев Куликовых Константина и Виктора, братьев Краевских Владимира и Александра и братьев Петуховых Владимира и Александра. Особенно хочется вспомнить Владимира Петухова, самозабвенного энтузиаста, который буквально все делал своими руками и добивался больших успехов. Даже в наше время, когда он работал в КБ Яковлева А.С., он оставался моделистом и не только в душе. Можно вспомнить и многих других энтузиастов авиамодельного спорта тех времен (1937-1940) С. Малика, М. Згорина и, конечно, как сейчас говорят, наших наставников-гуру (учителей) Н.Н. Уколова, Е.А. Федорова. Работали мы в то время в Московском доме пионеров (пер. Стопани) и частично в Центральной авиамодельной лаборатории (ЦАМЛ) при ЦАГИ (ул. Разина).
Параллельно с этим увлечением и учебой в школе – 8-10 классы, я усиленно занимался в Аэроклубе Свердловского р-на г. Москвы.
Научился летать на учебном самолёте У-2 (в дальнейшем По-2), замечательном самолёте конструктора Поликарпова. Огромное поколение замечательных советских летчиков начинало учиться летать на этом самолете. Этот самолет внес немалый вклад в победу во время Великой Отечественной войны, будучи ночным легким бомбардировщиком.
В последующие два года я в этом Аэроклубе был инструктором-общественником, продолжая учёбу в 10 классе средней школы. После окончания школы 18 лет от рождения я уехал учиться летать в Борисоглебскую истребительную военную школу лётчиков им. В.П. Чкалова (декабрь 1039 г.) В этой военной школе я проучился 1 год и 4 месяца, за это время освоил самолёты Ут-2, Ути-4 и боевой самолет-истребитель И-16, того же конструктора Поликарпова. Этот самолёт был в то время самым прославленным, он воевал на Хасане, Халхин-Голе и в небе Испании. Немало отважных подвигов совершили наши лётчики на этом самолёте. Этот самолёт своей маневренностью, скоростью и отличным вооружением (2 пулемета ШКАС калибра 7,62 мм и две пушки ШВАК калибра 20 мм) наводил трепет на японских летчиков и заставлял уважать себя немецких летчиков, воевавших в небе Испании на самолётах Ме-109 фирмы Мессершмитт, имевших в то время несколько меньшее вооружение (два пулемёта МГ калибра 7,92 и одну пушку калибра 20мм) и маневренность.
Окончил я эту военную школу лётчиков на «отлично» по теории и практике полетов, но в соответствии с приказом маршала С. Тимошенко получил военное звание – сержант (вместо – лейтенант, как получали мои коллеги, выпустившиеся несколькими месяцами раньше).



 

Комментарии 

 
-3 # Bilibons 13.02.2012 19:57
"Практически без промаха" попадать в подброшенный пятак?Из винтовки? В подброшенную шапку - куда ни шло.Из дробовика.Если упорно в этом тренироваться.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # читатель 02.12.2012 13:38
Уважаемый . Вы вообще оружие в руках держали ? Пробовали с оружием жить 24 часа в сутки, его в руках держать и пользоваться им постоянно ? От чего зависит своя жизнь и кто рядом ?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+10 # Владимир 12.04.2012 10:02
Спасибо Евгению Николаевичу за такой жизненный рассказ о его фронтовой судьбе!
Очень много исторической ценной информации о летчиках и самолетах и боевой обстановке
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Take-oFF 05.06.2012 15:30
Вопрос может быть наивен, тем не менее хотелось бы уточнить. Правильно ли я понимаю, что этот рассказ записан не в результате интервью, а написан самим уважаемым ветераном по просьбе.. как бы корректнее выразиться, руководителей проекта iremember.ru?

У меня сложилось такое впечатление по прочтении. Либо это могут быть какие-то неопубликованные записки автора? Или это все-таки результат литературной обработки нескольких бесед с ветераном?

К сожалению, рассказ достаточно неожиданно обрывается на периоде летно-испытательной работы Евгения Николаевича. Мне кажется, биография этого интересного человека заслуживает более подробного и развернутого описания (в особенности послевоенный период), возможно даже в рамках отдельной книги.

Из особенно интересных мне моментов данного рассказа отмечу:
1. Упоминание о применении в воздушном бою управляемого (ввод и вывод в заданном направлении) штопорного вращения с целью выхода из-под атаки истребителя противника.
2. Сведения о действиях (тактике) группы истребительного сопровождения пикирующих бомбардировщиков и действиях пары в вылете на "свободную охоту" (причем нужно особо отметить сам факт выделения командованием полка такой пары преймущественно для этого вида действий на длительное время).
3. Оригинальный способ установки посадочных щитков самолета Як-1 в промежуточное (взлетное) положение для сокращения длины разбега при выполнении взлета с неподготовленной площадки. Вероятно, использование щитков на взлете не было предусмотрено руководством по эксплуатации самолета.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Николай Аничкин 05.06.2012 19:20
это мемуары ветераны и больше, увы, ничего не будет. Евгений Николаевич умер больше 10 лет назад.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-1 # Фридайвер 19.06.2012 09:33
Интересный случай с Пе-2, сбитым немецким асом на большой скорости. Техника напоминает Эриха Хартмана. 17 января 1944 он сбил Пе-2. Не тот ли это эпизод?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+4 # Ludwig 19.06.2012 19:26
Цитирую Фридайвер:
Интересный случай с Пе-2, сбитым немецким асом на большой скорости. Техника напоминает Эриха Хартмана. 17 января 1944 он сбил Пе-2. Не тот ли это эпизод?

Совершенно исключено. Эрих Хартманн воевал на южном участке Восточного фронта, а Пряничников - в секторе 2-го Прибалтийского фронта. Скорее всего, это кто-то из летчиков JG 51 постарался. И потом, почему Вы решили, что эпизод имел место 17 января 1944 года? Автор мемуаров вообще никакой привязки по времени и месту этого боя не сделал. Вот по бою 17 августа 1943 года, когда Пряничников удачно обстрелял и скорее всего сбил Bf-109, а потом и сам был сбит, я могу попробовать информацию уточнить. Дата известна, примерный расклад сил - тоже, и район обозначен (где-то между Брянском и Карачевом). На мой взгляд, достаточно для того, чтобы установить, кого атаковал Евгений Николаевич и кем был затем атакован сам.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Фридайвер 27.06.2012 15:15
Цитата:
И потом, почему Вы решили, что эпизод имел место 17 января 1944 года? Автор мемуаров вообще никакой привязки по времени и месту этого боя не сделал.

Перед рассказом о случае, автор указал, что в это время "подходил к Латвии и базировался у озера Любава". Я просто на вскидку прикинул возможное время (когда туда могли дойти наши войска).
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+9 # Ludwig 22.06.2012 12:54
Теперь перейдем к воздушному бою 17 августа 1943 года, подробно описанному в этих воспоминаниях, и сразу скажу, что дело обстояло не совсем так, как рассказывает Евгений Николаевич. Во-первых, советской паре противостояли не Bf-109, а FW-190 из шестого штаффеля эскадры JG 54, причем на официальном боевом счету Пряничникова фигурирует именно FW-190, сбитый в этот день, так что не вполне понятно, почему мемуарист допустил здесь ошибку, неверно указав тип неприятельских самолетов.
Немецкую шестерку возглавлял командир штаффеля обер-лейтенант Хорст Адемайт, и именно он со своим ведомым произвел первую атаку на "Яки". После того, как в бой включились еще четыре "Фокке-Вульфа" и советская пара была расколота, все тот же Хорст Адемайт сбил самолет Евгения Пряничникова в 08:52 по среднеевропейскому времени, одержав свою 81-ю победу. Спустя минуту другой ас, обер-фельдфебель Альбин Вольф, сбил машину Александра Сапрыкина (51-я победа Вольфа). При этом Сапрыкин, который, как и Пряничников, был очень опытным воздушным бойцом, скорее всего погиб (по документам числится пропавшим без вести).
Отдельный вопрос - воздушная победа, якобы одержанная Пряничниковым в том бою. Дело в том, что все немецкие самолеты вернулись из того вылета без единой царапины, и даже во всей эскадре JG 54 в тот день не было ни одной безвозвратной потери, и только два истребителя получили повреждения в боях на других участках фронта. То есть Евгений Николаевич даже не попал в своего противника, если конечно, ему вообще удалось дать залп по кому-либо из неприятелей и вся история с проскочившим вперед под прицельный огонь самолетом не является вымыслом с самого начала. Здесь налицо преднамеренная приписка, но я не возьмусь утверждать, что инициирована она была именно летчиком, а не штабными работниками, например.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Фридайвер 27.06.2012 15:05
Ludwig, по всем Вашем комментариям видно, что Вы действительно детально изучаете предмет. Не подскажите, где Вы находите информацию? Это какой-то открытый источник, или надо копаться в архивах?
Спасибо.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Ludwig 28.06.2012 18:00
Цитирую Фридайвер:
Ludwig, по всем Вашем комментариям видно, что Вы действительно детально изучаете предмет. Не подскажите, где Вы находите информацию? Это какой-то открытый источник, или надо копаться в архивах?
Спасибо.

В архивах работать желательно, конечно, но если возможности нет, то вовсе не обязательно. Можно и с помощью открытых источников очень основательно изучить предмет. Другое дело, что большая часть полезной информации содержится отнюдь не в русскоязычной литературе и не на русскоязычных интернет-ресурсах. Если у Вас с иностранными языками дела обстоят хорошо (хотя бы даже с одним английским), то Вы сможете узнать очень много нового и интересного по теме. А где и как искать - я подскажу, если желаете.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Фридайвер 29.06.2012 09:05
С английским ok. И ich даже немного schpreche :-) . Подскажите, пожалуйста. Особенно интересуют немецкие источники.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Ludwig 29.06.2012 10:23
Цитирую Фридайвер:
С английским ok. И ich даже немного schpreche :-) . Подскажите, пожалуйста. Особенно интересуют немецкие источники.

Отлично. Тогда отправьте мне, пожалуйста, свой электронный адрес вот сюда: , а затем я Вам пришлю ответ и там уж обстоятельно пообщаемся.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Фридайвер 23.07.2012 13:06
Ludwig, не получаю от Вас ответа, Вы правильно написали электронный адрес?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+6 # Vier_E 01.02.2013 03:39
Интересно, но пафосно. Ну и остаётся вопрос, сам ли писал ветеран, или тут и мемуаристы постарались? И хорошо, что Людвиг нашел подробное описание боя, весьма занятно получилось.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
1. Новые комментарии от незарегистрированных читателей публикуются только ПОСЛЕ проверки модератором. Хотите мгновенной автопубликации - регистрируйтесь на сайте.
2. Комментарии, не несущие смысла ("хорошо", "согласен", "молодец", "спасибо ветерану" и т.п.) - удаляются.
3. Любая ненормативная лексика = удаление комментария.
4. Любые "наезды" на других участников = удаление комментария и бан.


Защитный код
Обновить

adv

© Я Помню 2000-2010

Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Лицензия Минпечати Эл №77-4834.