Письма с фронта

Чалбаш М. О.

Самолеты конструктора Яковлева отличались в лучшую сторону простотой в технике пилотирования, особенно на взлете и посадке, высокими пилотажными свойствами, высокой маневренностью, удобством оборудования кабины летчика. Самолеты "Як" были рассчитаны на среднего летчика.

Шленский Евгений Данилович

У нас не хватало металла, не хватало технологии. Об удобствах для летчика никто не думал, да и не требовалось. Самолет жил 5-6 боевых вылетов. В книгах много пишут о летчиках героях, но никто не пишет о тех молодых парнях, которые за всю жизнь сделали 1-2 боевых вылета. В школах учили взлетать, а жить захочешь, сядешь. На боевое применение не хватало времени. Но время идет. И вот "изюминка" в яковлевском пироге - истребитель Як-3. Цельнометаллический, двигатель М-107, 1500 л.с. вооружение: пушка и два крупнокалиберных пулемета, легкий, маневренный, боец на вертикалях.

Чистяков

При выводе Як из пикирования необходимо было удерживать самолет от закручивания в левую спираль правой педалью, чтобы противодействовать гироскопическому эффекту винта - вектор гироскопа стремится совместиться с вектором момента внешней силы, действующей на гироскоп (винт).

Цыбулькин Николай Никифорович

Яки - отличаются от Лавочкиных в простоте взлета и посадки, улучшенного обзора. От самолетов союзников (летал на самолетах Тамагаук, Киттихаук, Кобра, Харрикейн) лучшей техникой пилотирования. Заокеанские срывались в перевернутый штопор, при малейшем нарушении техники пилотирования, особенно Киттихаук и Тамагаук. Для боя они имели слабый огневой залп, по 6 плоскостных пулеметов калибра 12,7 мм. Удобства летчика в бою-полете почти равнозначны, правда, радиооборудование союзников устойчивее и с большим радиусом действия.

Панин Иван Федорович

Мои верные Яковлевы: 1, 3, 7, 9, 11 - ни разу не подводили и я был их верным другом.

Николаев В. М.

В строевой части мы использовали УТ-1 и УТ-2 для отработки некоторых упражнений с целью экономии моторесурсов и горючего на своих боевых самолетах. Эти самолеты обладали простотой в управлении, чуткостью рулей во всех режимах полета и в пилотаже. А выполнять на них можно было все эволюции, что и на боевых самолетах. Разумеется, если позволяла мощность мотора. А это можно считать, было одним из недостатков. Планер позволял делать все, а мотор ограничивал своей мощностью.

Меркулин Константин Александрович

Считаю необходимым с благодарностью сказать об очень хорошей, прочной конструкции Яка.

Марк Николай Дмитриевич

В истребительном авиаполку было два именных самолета. На фюзеляже одного было написано: "Галличенский пионер", он построен на деньги собранные пионерами. Второй "Александр Пушкин" построен на деньги писателя И. А. Новикова.
Пехотинцы Пехотинцы Летно-технический состав Летно-технический состав Артиллеристы Артиллеристы Связисты Связисты Краснофлотцы Краснофлотцы Партизаны Партизаны Медики Медики Другие войска Другие войска Гражданские Гражданские Разведчики Разведчики Летчики-истребители Летчики-истребители Летчики-бомбардировщики Летчики-бомбардировщики Минометчики Минометчики Летчики-штурмовики Летчики-штурмовики Самоходчики Самоходчики ГМЧ («Катюши») ГМЧ («Катюши») Зенитчики Зенитчики Пулеметчики Пулеметчики Снайперы Снайперы Саперы Саперы Кавалеристы Кавалеристы НКВД и СМЕРШ НКВД и СМЕРШ Водители Водители Десантники Десантники Танкисты Танкисты