Воевал на самолетах: ЯК-7Б, Як-7У, Як-9,Як-9Д, Як-3. Налетал на Яках более тысячи часов. День Победы встретил на австрийской земле в Вене. Аэродром Реналь.
Самолет Як03 был новинкой. Появился в 1944 году. легкий, маневренный, большая скорость. Отличное вооружение: два пулемета Березина калибра 12,7 мм. Редукторная пушка 37 мм.
От других самолетов Яки отличались малым весом, 3,5 тонн. Обшивка плоскостей и фюзеляжа была специальной прессованной фанерой 1,5 см, многослойной. Вся обшивка была на специальном клею, никаких заклепок как вы пишете, не было. Самолет в эксплуатации хороший, техники были довольны. Кабина Як-7Б по тем временам удовлетворительная, удобств для летчика никаких. В технике пилотирования был прост для среднего летчика. Воздушные бои в основном велись на виражах. Успех в воздушном бою зависел от подготовки летчика. Скорость самолета Як-7б 450-500 км/ч. Мотор ВК-10Б, мощность двигателя 1100 л/сил. Вооружение: один пулемет калибра 12,7 мм и редукторная пушка 37 мм.
Самолеты, получаемые по ленд-лизу из Англии - Харикейн; из Америки - Аэрокобра. Превосходили наши Як-7Б, Як-1, Як-9, Як-9Д. На аэрокобре трижды Герой Советского Союза Покрышкин сбил лично 59 фашистских самолетов. Я летал на аэрокобре с 1949 по 1951 гг., он в полку назывался "63", налет 1804.
Минусы: не доведена до полной кондиции кабина летчика, обшивка самолета не металлическая. Самолеты Яки в воздухе хорошо горели.
Самолеты Яки успешно могли вести воздушные бои только на виражах и при хорошей технике пилотирования летчика. И, конечно, многое зависит от слетанности группы Яков при ведении воздушного боя.
Як-11 это учебно-тренировочный самолет для проверки техники летчиков. Цельно металлический. Удобные двухместные кабины. Мотор воздушного охлаждения. Скорость 500 км/ч. Прост в технике пилотирования. Он появился у нас в части в 1948 г. Выпусках их Саратовский авиазавод. В частях производились доработки. Это в основном вспучивалась фанера на плоскостях, и были случаи деформации хвостового оперения.
Як-3 - это исключительно по тому времени хороший самолет. В нашей части он появился в начале 1944 года. Прост в технике пилотирования. Скорость 650 км/ч, мотор Вк-10….Мощность мотора 1200 л/сил. В воздушном бою по всем данным превосходил МЕ-10… особенно на вертикалях. Легкий 3 тонны, вооружение два пулемета 12,7 мм и пушка 37 мм. Боекомплект 160 на пулеметы и 40 снарядов на пушку, всего 200. Это вполне достаточно для ведения воздушного боя. Немцы его боялись. У нас в полку была группа "Меч": в эту группу входили отборные летчики. Они взлетали на линию фронта только вызову командира корпуса генерала-майора Подгорного или командира 13 Гвардейского Героя Советского Союза полковника Тараненко. Там, где трудно было в воздухе. Есть книга "Меч в атаке". Изюминка Яков - это простота в технике пилотирования. Малый пробег на взлете и посадке. Производили летчики взлет и посадку на полевых аэродромах, а зимой на укатанном снеге. Недостаток Яков: мотор водяного охлаждения. В воздушном бою пробили радиатор, вода вытекла, мотор заклинило. Необходимо садиться на живот. Заклепок на Яках не ищите, их нет. На всех Яках фюзеляжи были металлические. Обшивка плоскостей и фюзеляжа была из многослойной специальной прессованной фанеры, 1,5 см. Применялся специальный клей. Лонжероны были из дельта-древесины.
На Яках я налетал 1800 часов. Начал воевать с Украины и встретил День Победы на австрийской земле.