Буровин Михаил Борисович

Опубликовано 07 декабря 2010 года

14466 0

- Михаил Борисович, как Ваша фамилия правильно произносится?

Буровин - от Буров, это у восточных славян так принято...

- Ваши родители, кто они были? Крестьяне? Рабочие?

Папа мой - Борис Павлович Буровин, был царский офицер, в 1914 году выехал во Францию, воевал, в 1916 году ранен. Позже они стали рабочими.

- В каком звании Ваш отец был?

Я точно не знаю. Поскольку я много переезжал, то потерял фотографии, на одной из них они с братом в форме стояли… По-моему, оба прапорщики.

У меня предки были богатые. Но против Советской власти не воевали. Они поняли ситуацию, и юридически оформили передачу всего своего имущества и имения государству, или, как тогда говорили, - народу. Нужно было добровольно и вовремя… Им дали документы. Отец был "сочувствующий", так и в документе записывали: "Сочувствующий", то есть сочувствующий Советской власти. Таких не сажали, не притесняли. Таким был и начальник генерального штаба Борис Михайлович Шапошников.

- Вы родились в 1921 году. Где Вы жили тогда?

Жили в Кондрово, раньше это была Смоленская область, а теперь - Калужская. Там еще с 1861 года были крупные заводы Говарда. Я там родился. Там же и аэроклуб был…

Я закончил десять классов, а в аэроклуб записался в восьмом.

- Какие-нибудь притеснения, поскольку Вы были сыном офицера?

Ничего такого не было. Отца коммунисты не притесняли, он даже на руководящих должностях работал... Он же был "сочувствующий Советской власти".

- Вы к тому времени были комсомольцем?

Да, я был комсомольцем.

- Вас в аэроклуб направили или Вы сами пошли?

Тогда война назревала. Был такой лозунг: "Комсомолец на самолет". И еще - "Комсомол шефствует над авиацией и военно-морским флотом".

Но я честно скажу: я пришел в аэроклуб за девочкой. Там у нас всех, кто хочет, брали в аэроклуб, и девочек тоже… Она потом сгорела в воздухе…

Я пошел за ней, чтобы её не упустить. Сначала были парашютные вышки, потом планеры. Они, конечно, были не совершенные. Но подготовку давали хорошую. А потом "У-2"…

В аэроклуб пошел не только я. Всех комсомольцев агитировали, и многие пошли, потому что война назревала. Но нужно было пройти комиссию…

- Действительно было чувство, что война назревает?

Все знали, что война будет, и понимали, что границу надо от Ленинграда отодвинуть… И то, что отодвинули границу перед началом войны, это большое дело сделали. Иначе Ленинград могли бы взять сходу…

В аэроклубе я учился отлично, моторы и все прочее изучали, был отличником. Ну и вызвали в райком комсомола и направили в Качу.

- Это в 1940 году, наверное?

Да в 1940 году.

- Когда Вы пришли в училище, наверное, вначале было как обычно теоретическое обучение?

Да, конечно…

- Вы в 1940 году летом пришли, получается, что вас обучали год?

Да, не больше года… В Качу прибыл весной 1940 года. Учились и ночью и днем. Очень ускоренно.

- Потом на "И-15" должны были без обшивки крыла провезти на рулежку.

Нет, это не делали.

- Сразу на "УТИ-4"?

"У-2". А потом "16-й" начался. "УТИ-4".

- На "УТ-2" в училище Вы летали?

Да, и на "УТ-2" тоже летали.

- Ваша эскадрилья, какая по счету была?

4-й отряд был.

- Когда Вы выпустились из училища?

В 1941 году, в мае.

- То есть, ровно год Вы отучились. А Вы выпускались как? Вам обмундирование шили? Или вас вообще сержантами выпустили по Тимошенковскому приказу.

Нас выпустили младшими лейтенантами.

А сержанты позже пойдут, по времени, когда американские машины придут. На них сержанты в основном воевали.

- А Вы выпустились и в какой полк попали?

В 126-й. Базировался он в окрестностях Гродно. Название аэродрома не помню.

- Там от границы сколько, километров пятьдесят, наверное?

Там недалеко было. Западная Украина.

- А у Вас отпуск-то был же, наверное, по окончанию училища?

Нет, никаких отпусков.

- А как было с обмундированием в училище?

С обмундированием очень хорошо. И даже в аэроклубе обязательно выдавали бесплатно новенький комбинезон.

- В какую эскадрилью Вы попали?

Эскадрилья, по-моему, 2-я, я уже теперь забыл… Эскадрильей тогда командовал Федоров.

- А командиром полка был?

А командир полка от нас… Далеко…

- А какой тип самолетов был у вас?

В основном "И-16", но и "Чайки" были.

- "И-16" какой тип? Он был пулеметный или пушечный?

И пушечный был. У меня пушечный был. Два пулемета на фюзеляже сверху…

- Номер своего первого самолета Вы помните?

Нет, не помню.

- А какие-нибудь обозначения на самолетах, что это 2-я эскадрилья были на самолетах?

Нет, нет.

- А Вы цвет помните? Или самолеты были камуфлированные?

Машины такого зеленого цвета… Чисто зеленые. Расписывание потом началось.

- Вы пришли в полк фактически необученным летчиком, какую боевую подготовку Вы успели получить?

Так нам и сказали:

- "Мессершмидт" вас научит…

- Так и сказали: в бой пойдешь, там и научишься, так да?

Пообещали практику, сказали так:

- Взлет, посадку, стрельбу ведете по целям воздушным и наземным хорошо. Практика, похоже, у вас скоро будет…

- А отработка высшего пилотажа, стрельба по конусу. Это в полку было?

В полку не успели, а в училище было…

Обстановка была такая, что все готовились. У нас все знали, сами летчики видели, что немцы сосредотачиваются, но был приказ Сталина не ввязываться в провокации. Сталин очень боялся войны. По моему мнению, он считал, что и против нас Япония выступит, а Америка с Англией поддержат Германию, ведь все против коммунизма были. И рухнет все.

Я вам честно скажу, что в 1941 году, я даже думал, что мы не выдержим. Ведь до Москвы дошли…

- Когда полк начал нести первые потери? И когда появились первые победы?

Первые потери полка были в первые дни, когда на аэродром утром внезапно налетели бомбардировщики. Часов, наверное, в восемь.

Налетели и начали бомбить. Все ждали приказа взлететь. Пришел приказ, тут и я тоже взлетел… И с ними сошелся…

Враг был вооружен сильно, но мы все же бились… У нас была все же неплохая выучка. Но поразить их трудно - скорость у них большая…

- Вы взлетали звеном, это три самолета? А кто был старшим летчиком, Вы помните? Летчиков помните?

У него была украинская фамилия такая, ой… Марченко ведущим был.

- Не тот ли Марченко, который потом во 2-м ГвИАПе был?

Я не знаю. Потом расформировали полк, он потерялся.

 

- А когда расформировали?

Расформировали, когда самолеты наши сбиты все были… Это был где-то сентябрь.

- За три месяца фактически полк перестал существовать? А сколько самолетов в полку было?

Самолетов было около сорока восьми.

- Вы как сравнили бы наших летчиков и немецких в начале войны? Немцы нас превосходили? Именно с точки зрения летчиков, а не с точки зрения техники.

Наши летчики отлично бились… А авиация наша практически погибла. Потери были очень большие потери.

- А как Вы немецких летчиков оцените?

Выучка, опыт большой, но у них и техника лучше была.

- Основной вид боевой деятельности, в первые три месяца, это что было, патрулирование? Сопровождение? Атака наземных войск?

Были бои с ними, прикрытие своих отходящих войск… И бомбардировщики сопровождали, но в основном, это уничтожение наземного противника на бреющем полете…

Тогда штурмовиков еще не было… Мы колонны штурмовали. Бывали случаи, нас и свои зенитчики сбивали… Пулеметы стояли на автомашинах. Истребители появляются на бреющем, а зенитчики особенно не рассуждают, им главное на гашетку успеть нажать, пока их самих не накрыло…

- Существует мнение, что бреющий полет более безопасен, чем средневысотный до трех километров, потому что на бреющем большая угловая скорость смещения самолета, и труднее целиться в него.

Да. Я был на Северном флоте. В Мурманске немецкие летчики по заливу ходили буквально между кораблей и транспортов. А корабли и транспорта имели вооружение большое…

Наш поднимались на "Харрикейнах". А фашист пару слупит, и уйдет по железной дороге на скорости. Были такие случаи, я не утрирую, а просто говорю, как было.

- Как Вы считаете, вооружение "И-16" было достаточным?

Нет, нет. Недостаточное.

У них и вооружение было лучше и отказов меньше. Но не только вооружение, скорость - большое дело. Он мог обстрелять и уйти.

А у меня был случай, я иду с задания, и вдруг сзади проносится "Мессершмидт", но только кулаком мне погрозил. У него видно боеприпасы кончились. Я, конечно, его обстрелял вдогонку, но он быстро ушел.

Вот поэтому и перешли на пары. Ведущий прикрыт сзади.

- А когда перешли на полеты парами?

Говорят, что это благодаря Покрышкину… Но на пару перешли, по-моему, даже в 1941 году, в конце. Про Покрышкина тогда и не слышно было…

- С чем это было связано? С тем что, наконец, поняли, что пара удобней, или с тем, что самолетов не стало?

Нет, не в числе самолетов дело. Третий самолет мешался… Ни к чему он был. Он мешает маневрировать, Вы понимаете, в чем дело. Бывало даже до столкновения доходило…

- Когда Вы первого сбили?

Я первого сбил на "И-16". Это было в районе Смоленска.

- Это в 126-м полку?

Да.

- А кого завалили?

Завалил этого самого… С двигателем воздушного охлаждения… Это было в сентябре или августе… Забыл, как называется…

- Как была подтверждена Ваша победа? Ведь требовалось же подтверждение какое-то?

Ну, какое там подтверждение, когда всеобщее отступление идет…

- Вам же за это деньги платили?

Но мы все, наш полк, подписались в фонд победы…

- На займ?

Нет, не на займ, а деньги безвозвратно отдавали, "на победу". Потом стали отсылать родственникам. А у меня отсылать некуда было, мать была в оккупации…

- У вас в 1941 году в полку пораженческих настроений не было? Летчики в полку между собой обсуждали ход войны. Или вам разговаривать было некогда?

Разговаривать-то мы разговаривали, но мы были комсомольцы, были очень патриотичны. Поэтому у нас этого не было… Но может что-то и негативно обсуждали, но что бы предавать, такого не было. Про себя переживали, конечно…

- Сколько примерно вылетов в день приходилось делать в 1941 году?

В 1941 году вылетов пять-шесть. Ежедневно. Пока силы есть и техника работает. Немец же пер… Понимаете?… Потом попроще стало.

- Сколько времени занимал вылет в среднем?

Вылет в среднем занимал, наверное, минут сорок-час.

- Сколько времени самолет заправляли и снаряжали для нового вылета?

Не знаю. Техники подбегают, подгонять их не нужно…

Одно время решили пилотов делать из техников. Но они как один:

- Мы боимся высоты!

- Случаи переподготовки в других полках были. Вот Покрышкин из техников… А спиртное после вылетов, когда стали давать?

Спиртное давать нам стали в 1941 году, приблизительно в декабре. Не раньше. Да, у нас не раньше.

- Ветераны часто эмоционально обсуждают двоевластие, которое было в полку вплоть до 1942 года. Комиссар и командир…

Видите, двоевластия практически не было. Все командир полка решал, он получал задание. А политрук-комиссар, как надсмотрщик был. Проверял, контролировал, правильно ли командир делает. А вся ответственность ложилась на командира. Но если командир где-то слаб был, то комиссар мог встрять…

- Судя по воспоминаниям ветеранов, комиссар, как правило, не летал?

Наш комиссар вылетал.

- По Вашему мнению, контроль "нелетающим" летающих имеет смысл?

Вы знаете, контроль все равно нужен. Дело в том, что под контролем он должен находиться.

- А комиссары эскадрилий были же у Вас тоже?

Вот они не летали.

- Получалось двойное контролирование командира полка, потому что кроме комиссара, был еще особист - особый отдел, они оба одного человека контролируют. Они между собой как эти вопросы утрясали?

Комиссар больше работал с командованием, а особый отдел, он всех, весь состав полка контролировал.

- Предположим, летчика сбили за линией фронта. Он выпрыгнул с парашютом или на вынужденную сел, дотопал пешком до своего аэродрома. В 1941 году таких летчиков проверяли?

В 1941 году проверяли, недоверие было. Как вы выбрались? Особый отдел таскал иногда.

- Как вы пришли? Где вас сбили? Где ваша машина?

Это было. Они перепроверяли, и опять к ним ходишь, уточняешь. Потом убеждаются, что более-менее… Тут и подтверждение как было приходит… Они запрос посылали в наземные войска про подробности боя. Там тоже был особый отдел, докладывал, что самолет такой-то сбит был в бою. Хорошо если кто-то видел. Но наверно, не всегда… А в 1943-1944 годах, так дотошно уже не выясняли, попроще стало. И уж тем более такого не было в 1945 году.

- У Вас был приказ: "сел на вынужденную, сожги самолет"?

Не всегда это можно сделать. Вот в Норвегии меня сбили. Двигатель терял уже мощность, задымил… Я шел по фиорду, с моря по фиорду, пошел-пошел, сделал посадку. И сразу слышу: собаки с лаем бегут. А в Норвегии, так же как в Карелии. Вы были в Карелии? Болота, озера, камни. Я как раз попал на поляну с камнями, и шасси посрывало при посадке. Я через болото… Стал ползти на животе, летом было… Потом они подбежали, и стрелять по мне… И как в таких условиях уничтожать самолет? Не только времени нет, но надо взрывчатку иметь какую-то. Надо детонирующий шнур, чтобы успеть отойти…

- Скажите, в 1941 году техники самолеты, севшие на вынужденные посадки, собирали?

Да, если это было доступно. Если противника нет, сразу самолет заберут. Заберут и немецкие - оправят в тыл на изучение. Ну, а если он в болото куда-то ушел, тут уж как получится…

- А Вы на место падения сбитых самолетов противника выезжали? Посмотреть устройство, оценить слабые стороны?

Обычно у нас не было времени, да и мы не могли выезжать за пределы дислокации своего подразделения…

 

- Местное население на Западной Украине как к Вам относилось?

Ой, плохо. Ужас. Это самое страшное было, попасть к ним. Сколько там погибало летчиков... Не только бандеровцы были, еще и бульбаши. Они связаны с местным населением. Если вас сбили даже на нашей территории, то нужно было сразу уходить, не ждать помощи от местных. Они донесут этим нацистам. Местное население запугано, понимаете. Эти нацисты никого не жалели, и детей расстреляют, если родители не будут с ними сотрудничать…

- Вы говорите, Вас сбивали. А когда Вас сбили, первый раз?

Первый раз в августе или в сентябре под Смоленском…

- Вы приземлились? Или на парашюте покинули?

На парашюте.

- Как это произошло? Вот как получилось?

"Мессера" налетели. Бой был такой, понимаете, самолеты сошлись. Они преимущество имели в самолетах… Попали в двигатель, когда так попадают, это не так страшно. Вот если в фюзеляж вам, вот…

- Получается, что он бил откуда-то сбоку, раз попал в двигатель? Потому что двигатель закрыт, бронеспинкой, Вами, приборной доской…

Да, да, да. Вот он полосонул, и тут же мотор заклинило. Я думаю, заклинило поршни…

- Вы выпрыгнули над нашей территорией?

Да, я на нашу территорию.

- По Вам, пока Вы на парашюте спускались, стреляли?

Немцы по спасшимся летчикам стреляли, но по мне, конкретно, нет, поскольку бой продолжался. Вообще-то у них приказ был: советских летчиков расстреливать. Но им было не до меня, поскольку бой продолжался.

- А наши по ним стреляли?

Наши не трогали. Я не знаю, и не видел, но это, каким же зверем надо быть, что бы беззащитного…

- То есть когда воздушные бои начались, такого ощущения, что воюющие летчики "рыцари в воздухе" не было?

У меня был командир эскадрильи - Валли. Я не знаю, какой он национальности. Может финн, или эстонец. Я не знаю. Он меня начал приучать к боям:

- Сынок, не бойся немца, он тоже тебя боится, навязывай сразу бой. Если ты растеряешься - погибнешь, понимаешь.

А выходишь когда из боя, трясет тебя, трясучка, страшно. Именно как из боя вышел, тогда эта дрожь…

- К тому времени как вас сбили, Вы сколько немцев завалили?

Я сбил два самолета. Честно.

- И Вас сбили, то есть обмен произошел в Вашу пользу?

Если бы не в мою пользу, то, пожалуй, меня "затаскали" бы…

- А почему, "затаскали" бы, поясните?

Ну как, это: "не столько сбиваешь, сколько тебя сбивают. Теряешь технику. Не умеешь летать…"

- За два сбитых какую-нибудь награду дали?

Первая - Орден Красной Звезды.

- После того как Вас сбили, что было дальше? Как добрались до полка?

Добраться до полка это была проблема. Карта у меня, приблизительно я знал где. Идешь и спрашиваешь.

- Как Вас воспринимала пехота - вот идет летчик, без самолета…. Кто вы для них такой…

Отношение к пилоту везде было очень хорошее. В госпитале я был. Ходят мимо и говорят:

- Тут пилот лежит…

Все врачи относились внимательно… Уважение какое-то особое к пилотам. А пехота нас прямо боготворила. Это же защита с воздуха. Немцы не безнаказанно летают.

- В то же время, о котором мы разговариваем, все ветераны обязательно вспоминают численное превосходство немцев.

Правильно. Нас хватало только обороняться.

- Когда вы начали вести наступательные бои?

Как это "наступательные"?

- Когда перестали защищаться от немецких истребителей, а начали на них нападать?

Это 1942 год. Стали поступать совершенные самолеты, "Яки", "МиГи".

- В начальный период войны были проблемы с распознаванием своих самолетов?

Конечно, только по звездам. Летчики не знали, как выглядят "МиГи", "ЛаГГи", "Яки"…

- А альбомы по распознаванию самолетов были в полках?

Нет, у нас не было. Они может быть были где-то в управлении, а нам некогда было их смотреть…

- Так как Вы все-таки добрались же до полка? С парашютом добирались?

Нет, парашют бросаешь. Его тяжело таскать. В первую очередь нужно добраться в какую-нибудь воинскую часть. Представиться командиру…

- В 1941 году, вы летали с орденами? Или без?

В 1941 году у меня не было наград.

- А как же, Вы же говорите, что двоих завалили в 1941 году?

В 1941-м я одного завалил. А награду мне позже дали.

- Ну а те, у кого награды были, летали с ними?

Да, носили награды. Те, кто в Испании побывал… Мы с них пример брали, мы сопляки, мы не могли бы ничего сделать без них…

- Комбинезоны одевали на голое тело? Или на форму?

Обязательно. На форму. Да какой там, на голое тело.

- В августе 1941 года состоялся налет нашей авиации на Берлин. Как народ это воспринял?

Мы восприняли как радость. Что вы, наша авиация бомбардировочная добралась до Берлина, мы духом поднялись. А в 1941 году, когда под Москвой разгромили, вот тут уж мы все герои. Тут перелом настал.

- По вашему мнению, перелом наступил в 1941 году под Москвой? Или в 1943 году под Сталинградом?

Под Москвой начался перелом.

Разгром немцев под Москвой уже сразу всех поднял. Всех.

- Вернусь назад в 1941 год, известие о блокаде Ленинграда как летчики воспринимали?

Воевать надо, вот и все. Конечно знали, и переживали.

Мы же знали, что если Ленинград сдадут, потопят или захватят флот. Выйдут на Вологду, на Ярославль и перережут артерию. Конечно, мы боялись.

А тут в наше время выступают по радио. Эта перестройка… Я помню, как одна женщина выступала бесконечно часто…. "Надо было немцам сдать Ленинград…", и туда-сюда. А внятного ничего…

Одному писателю задали вопрос: "А что бы немцы сделали с ленинградцами?" Он очень просто сказал: "Сожгли бы в печах всех". И все…

Нет, Ленинград нельзя было сдавать. Тут они завязли. Часто говорят: "Сталинград удержали", а про то, что оборона Ленинграда по значению не меньше, говорят реже. А ведь если бы не Ленинград, и не было бы наступления в Сталинграде.

- И все же опять вернусь: как Вы добирались до полка?

Я в часть пристроился, к командиру даже не батальона, а роты. Это обязательно надо сделать, иначе будут считать нам дезертиром.. Оружие мне дали… Винтовку.

- А какое у Вас личное оружие было?

У меня был "ТТ". У нас пилоты все его имели…

Автомат не дали, винтовку. И я воюю с ними. А тем временем командиру полка политруки доложили, про сбитого пилота. Командир полка вызывает и дает сопровождающих…

- Сколько времени Вы в роте были, пока до командира полка добралось?

Да, наверное, месяц-то прошел.

- А почему Вас не сразу отправили в тыл? Вы же летчик?

Бои идут. Ну и что летчик, бои идут, а самолетов-то нету.

Это позже году в 1943, наверно, приказ вышел сбитых летчиков сразу в тыл отправлять.

- И насколько хуже было в пехоте, нежели летчиком? Или наоборот лучше?

Ну, летчиком, во-первых, хуже не хуже. По-другому.…

Ну как Вы думаете, вот полевые аэродромы были, там же тоже в палатках зимой, деревьями укрыты.

Пехота главный род войск. Без пехоты ничего не получится. Мы ее только прикрываем, помогаем…

- В пехоте и питание хуже гораздо…

Да конечно, конечно. Очень тяжело было…

- Проблемы с вооружением были вообще? Вот за то время, которое Вы там находились? Хрущевские рассказы, что одна винтовка на десятерых…

На западном фронте этого не было. Ложь это…

- Давайте будем говорить, о том, что Вы видели, а не о том, что там было.

А я видел, видел.

И танки остановленные, без топлива, видел. Видел и винтовки по дорогам валяются, сколько оружия нашими брошено. А убитых сколько. И снаряды и зенитные четырехствольные пулеметы, брошенные… А все это могло бы стрелять по врагу!

- Довели до командира полка, и отправили в тыл, как я понял?

Отправил в тыл меня, сопровождающего дал, машину. И на ней я приехал в свой полк…

Стали меня расспрашивать, в первую очередь в особом отделе…

- А справочку Вам дали о том, что не просто по тылам шатался?

Справку запросил этот самый особый отдел…

Знаете, ребята, не пойму, зачем я все это рассказываю, кому это надо? Проработал после войны, всю войну прошел… А теперь в доме престарелых доживаю… И вот за это мы воевали?

Обижен я на свою нынешнюю неустроенность... Сильно обижен…

Я, наверное, закончу на этом. Не хочу продолжать.

От дальнейших встреч Михаил Борисович отказался…

Интервью:О. Корытов
К. Чиркин
Лит.обработка:И. Жидов
Набор текста:С. Спиридонова


Читайте также

Гибли наши летчики, когда пытались уйти на скорости, а от Ме-109 не уйдешь. Смотришь - не маневрирует... все - сбит. Я истребителей противника не боялся. Я владел своим самолетом в совершенстве. Они меня ни разу не сбили!. Самое страшное - это попасть в зенитный огонь и атаковать бомбардировщик, когда от твоей кабины на 1,5 -2 метра...
Читать дальше

Когда задачу получаешь, тут ничего, а когда подходишь к самолету, делаешь его обход, тут уже вообще ни о чем не думаешь, кроме полета. Садишься в самолет, проверяешь управление, делаешь визуальный осмотр. Надо вырулить, ни на кого не налететь, никого не зарубить. Вырулил, а тут взлет, а это сложное дело. Я, когда в школу поступил,...
Читать дальше

Тут как раз и командир дивизии на аэродроме. Я вылезаю из самолета. Докладываю командиру полка: "Товарищ командир полка, задание выполнено. Сбил "Фокке-Вульф-190". "Это мы уже знаем, - отвечает. - Уже пришло подтверждение от пехоты. Чего у тебя глаз-то дергается?" - "Задергается. Ведомого-то этого немца я потерял. Думаю,...
Читать дальше

Вообще, Як-9Т с 37-мм пушкой очень тяжелый. Но я на нем в январе 1945-го над Кельцыми двумя снарядами сбил "мессера" (давать очередь больше чем из двух снарядов запрещалось инструкцией). Получилось так. Пошли мы с Колькой на разведку. Я на этом самолете отставал. Он вылезает, я сзади. Потом смотрю: валится на него четверка...
Читать дальше

За один день я изучил самолет, на следующий день сделал три тренировочных полета, и после небольшого перерыва в этот же день вылетел в паре с летчиком Насоновым на прикрытие Ленинграда. Минут через тридцать я заметил вражеский бомбардировщик "Юнкерс-88", идущий от Кронштадта к Ленинграду на высоте 4 000 метров. У меня высота...
Читать дальше

Ну что тебе сказать о войне? Особо героического я там не видел и сам ничего такого не творил. Храбрецов особенных я тоже не встречал, но и отчаяния и паники не наблюдал. Мы просто выполняли разнообразную, опасную, постоянную работу. Отступали, потом начали медленно наступать. Мы так не думали: "Вот скорее бы кончилась война!"...
Читать дальше

comments powered by Disqus
Пехотинцы Пехотинцы Летно-технический состав Летно-технический состав Артиллеристы Артиллеристы Связисты Связисты Краснофлотцы Краснофлотцы Партизаны Партизаны Медики Медики Другие войска Другие войска Гражданские Гражданские Разведчики Разведчики Летчики-истребители Летчики-истребители Летчики-бомбардировщики Летчики-бомбардировщики Минометчики Минометчики Летчики-штурмовики Летчики-штурмовики Самоходчики Самоходчики ГМЧ («Катюши») ГМЧ («Катюши») Зенитчики Зенитчики Пулеметчики Пулеметчики Снайперы Снайперы Саперы Саперы Кавалеристы Кавалеристы НКВД и СМЕРШ НКВД и СМЕРШ Водители Водители Десантники Десантники Танкисты Танкисты