Кубарев Василий Николаевич

Опубликовано 31 мая 2007 года

33745 0

Кубарев Василий Николаевич: Какая цель нашей беседы?

- У молодого поколения появился интерес к истории. Появились новые вопросы, на которые нужны ответы, и таких вопросов очень много…

Начнем? Вы когда пошли в военное летное училище?

Я с начала поступил в медицинский техникум. В тридцать шестом. Но еще в техникуме, в аэроклубе я начал летать на По-2.

И только потом поступил в военную школу пилотов. После того как я там проучился шесть месяцев, меня назначили летчиком-инструктором.

Потом успел побывать командиром звена, командиром отряда.

- На каких самолетах Вы летали в училище?

На И-15 Бис. И мне как раз на этом типе самолета довелось сбить свой первый самолет - это был Ме-109.

Мне подвесили четыре ракеты под плоскости. Ну и когда впереди появилось много самолетов противника я выпустил все четыре… Все залпом, без всякого перерыва.

Это был мой первый сбитый. Удалось ведущего сбить, и это увидела и пехота, и товарищи. И население телеграммами подтвердило.

- Скажите, прямым попаданием или осколком его накрыло?

Вот не могу сказать. Может осколком, а может прямое попадание. Он в плоский штопор вошел и так до земли падал, я сам не видел падения, но мне сказали, что парашюта не наблюдали. А остальная группа немцев развернулась и сразу ушла.

- Вы были инструктором в Армавире. Правда ли что для снижения аварийности перед войной был запрет на высший пилотаж?

На И-15 был запрет на высший пилотаж. На "Ишаки" не было.

- Объясните почему?

Ну, считали, что конструкция И15 и И-15Биса слабее, чем И-16.

- А нарушали этот запрет?

Нарушали. Регулярно нарушали, мы ж воевать готовились.

- Бис из штопора выходил нормально?

Да все они выходят нормально, если правильно пилотировать.

- Про "Чайку" пишут, что ее очень тяжело было вогнать в штопор, но еще труднее было ее вывести?

Ну, это бывает. Все зависит от летчика…

- И-15 считался достаточно строгим самолетом, так как у него узкая колея. Трудности на взлете, посадке были?

Это И-16 - строгий самолет. А И-15 Бис - это простой самолет.

Узкая колея не мешала, самолет ведь управляется пилотом, если он не знает что делать, то не важно какая там колея, все равно разобьет машину.

- Вы не помните, какие двигатели стояли на Бисах?

М-25.

- Групповой пилотаж в училищах отрабатывался?

Нет, не отрабатывался.

- Стрельбы были?

Стрельбы по наземным целям и по конусу были.

- Что считалось сданным зачетом по стрельбе?

На "отлично" если из тридцати пуль - двадцать шесть попаданий. "Хорошо" - двадцать четыре-двадцать. И для наземных целей, и для конуса.

- Как Вы узнали, что война началась?

Как? Мы с товарищем вышли гулять в увольнение. И вдруг:

- "Война началась!"

Мы все бросили и в училище побежали. Всю ночь провели в разговорах о предстоящей войне… Но не дано было нам было знать, что будет впереди?

- В начале войны до Вас немцы не долетали?

Нет. Разведчики пролетали. Они над нами на высоте большой шли и уходили дальше…

Когда формировали боевой полк, по моей просьбе меня в него направили. Взяли меня командиром взвода летчиков. Я в это время был в звании лейтенанта. Потом, когда уже самолеты получили, я стал командиром звена.

- В какой Вы полк попали?

Уже все забываешь, годы.... Он потом в 1943 году стал 65-м гвардейским. Вспомнил! 653-й истребительный! А на фронте мы оказались в ноябре месяце 1941-го. Полк летал на И-15 Бис… А потом нас переучили на Як-1. Это произошло летом сорок второго, после Крымской операции.


3 ряд крайний левый - Кубарев В. Н., 2 ряд 2 справа - Кудленко. 1942 год, летно - технический состав 653 ИАП.

- Когда Вы в первый раз увидели противника "в живую"?

Это было в начале ноября. Правда, живого я как такового немца не видел. Только их машины.

- Какие основные задачи были у вашего полка в начале войны?

Разведка. Но не в одиночку, а звеном… И часто штурмовки…

- Когда Вы на И-15 Бис летали на штурмовки, то какой вариант вооружения был?

Четыре бомбы, по сто килограмм каждая и четыре пулемета ПВ-1 по четыреста пуль к пулемету. Именно ПВ-1, а не ШКАСы. ШКАСы на И-16 были.

- Некоторые пулеметы называют бесполезным оружием.

Они не так уж бесполезны. Нужно уметь ими пользоваться. Очень высокая скорострельность и довольно-таки высокая точность и настильность в плюсе.

На ближнее расстояние, метров до двухсот - трехсот вполне приличное вооружение, а на дальнее, конечно, оно не очень полезное, силы уже не хватало, да и рассеивание большое…

- А какие цели Вы штурмовали?

На штурмовку ходили по пехоте. По танкам - снарядами реактивными стреляли, но не так, чтобы очень результаты были… По пехоте и грузовикам эффективность, конечно, выше.

- В начале войны потери большие были?

В нашем полку? У нас небольшие. Потому что у нас инструкторы все летчики. Все летчики были подготовленные и с большим опытом полетов.

Комиссар АЭ майор Аникин Петр Андреевич.

14.03.1943 не вернулся из боевого вылета, погиб.

3 лично сбитых самолета противника.

- Скажите, по вашему мнению, звено-тройка удачное или не очень построение?

Построение, конечно, неудачное. Оно связывало всех… А парой свободно маневрировали. На Бисах мы летали звеньями. Бисы как истребители уже были слабоваты, хотя можно было немцев подловить. Ну, а что поделаешь, летали на том, что было, а не на том, на чем хотелось бы.

- Когда звенья отменили из трех самолетов?

В конце сорок второго… Точно не помню. Отменили полеты звеньями как-то сразу, когда переучивались на Яки. И стали летать парами.

А потом когда переучились, перелетели на Калининский фронт. Я там тоже первый в полку сбил самолет Ю-88.

- На Калининском фронте Вы наши самолеты каких типов встречали?

На Калининском фронте мы были месяца два. Встречали Ла-5, американские "Кобры", потом эти, как их… Уже забыл…

А мы как получили Яки в сорок втором году, так только на них и воевали. На всех типах Яков, только на них… Хорошие машины были. Простые, надежные…

- Сколько у Вас побед?

Как это "побед"?

- Сколько Вы сбили самолетов противника?

Я лично сбил восемнадцать самолетов. А полк - триста тридцать один самолет. Но наш полк в основном занимался сопровождением штурмовиков, бомбардировщиков, разведчиков.

- Были ли случаи, когда по каким-либо причинам истребителям не засчитывали боевые вылеты?

Боевые? Бывало… По различным причинам. Но редко…

- Были ли у Вас не засчитанные победы?

Были, в первые дни, когда на И-15 вылетали. Мне даже командир корпуса Милевский говорил:

- Ну, чего ты не засчитаешь себе самолет?

Я говорю:

- Пока нет подтверждения…

Я считал тот самолет сбитый, который видели другие летчики, наземники, руководители и тогда… А падение атакованного мною самолета я тогда не видел.

- Скажите, а приписки бывали?

Были. И за них наказывали… Проводили разборы, если преднамеренно - наказания строгие были, вплоть до разжалования.

- А бывали ли случаи у Вас в полку, чтобы победами делились?

У многих летчиков числятся и групповые победы, и сбитые лично. Наверно, в разных полках учет вели по-разному. У нас в полку почти каждый сбитый числился за конкретным летчиком. А так, чтоб кому своего отдать - такого не было.

- У Вас все победы - "Фокке-Вульфы" и один "88-й Юнкерс"…

Ну, так попадались. Я их не выбирал, они сами ко мне прилетали! Кто прилетит, того и собью, мне то какая разница? (Смеётся)

- А Вы что-нибудь слышали о штрафных эскадрильях? Чтобы штрафники летали?

Да, я знал летчиков, которые по каким-то причинам попадали в штрафные роты.

- Речь идет об штрафных авиационных частях, на самолетах?

На самолетах? Летчиками? Нет, про такое не слышал. Наверно, в наземные штрафные роты… Это бывало, но очень редко… Как правило, наказания отбывали в своих частях.

Я должен сказать что, летчики были очень отважные люди. Случаи трусости были большой редкостью.

- Вам известны случаи проявления трусости, ухода из боя?

Были. И у меня были… Ну, не у меня лично, а в моей эскадрилье.

Например, был такой летчик, Жуков. Бравый парень, летал хорошо, но с некоторого времени, как подходит к линии фронта, так у него что-то случается плохое. То мотор барахлит, то греется. В таких случаях я даю команду:

- Уходи!

Раз случилось такое, второй раз, я его предупредил, а на третий:

- Если отстанешь от группы, сам лично расстреляю в воздухе!

- Подействовало?

Нет. Он слег в больницу. Ну, не слег, а врач ему перерыв в работе сделал… Нервы успокоились, и все стало нормально…

- А за пьянку наказания бывали?

Нет. А за что? Пили после полетов, и то не допьяна, а чтоб разгрузиться, расслабиться. Иначе ведь не заснешь, всю ночь провертишься, а утром не выспавшись лететь… Вечером если кто поднапьется, то проспится к утру, и все. Летит нормально.

- Вам известны случаи стрельбы по своим самолетам по ошибке? Если бывали, то как за это наказывали?

Ну, по всякому бывало. В зависимости от того, почему так получилось. Разбирались. Вот допустим: Ту-2, я, к примеру, его не знаю... Ни разу не видел… Вы может сказать: "Он на Пе-2 похож", но, дело не в этом. Похож-то, похож, но он и на "Ю-88" похож. В воздухе, там очень трудно разобраться. И вот стреляли по ТУ-2. И подстреливали, но подбитые садились на свой аэродром. Про совершенно сбитые я не знаю…

- Скажите Ваше мнение о противнике?

Как у нас, так и у них. Были и у них слабые, и у нас… Были у них асы, и у нас были… Но убивали, не разбирая, кто хороший летчик, кто плохой. Пуле все равно, кого убивать, а летчик любой может подставиться.

- Многие ветераны говорят, что немецкие летчики были очень расчетливые. И если у них не было преимущества - в бой не ввязывались. А Вы помните, что бы они ввязывались в затяжные бои, или на невыгодных для себя условиях?

У них тактика такая была: они со стороны солнца наносят удар, бой не ведут, и с пикированием уходят домой. А в активных, в таких "карусельных" боях они не участвовали.

- А как же тогда немцы прикрывали своих бомбардировщиков?

Немцы прикрывали иным способом.

Вот идет группа немецких бомбардировщиков в боевом строю. А их истребители находятся наверху, отдельной группой. И готовы нанести удар по истребителям атакующим их бомбардировщики с немедленным отрывом… Поэтому, когда ведешь бой, нужно смотреть и туда, и сюда, с тем что бы выполнить задачу.

- Ну, а такая тактика была лучше, чем у нас, или хуже?

Я считаю, что это не лучший вариант, потому что в целом&nbs;группа разъединенная и прикрытие сложнее осуществлять.

- А "Мессеробоязнь", такое явление существовало?

А что это? Я про такое и не слышал даже.

- Кто для Вас был более грозный противник: "Мессершмидт" или "Фокке-Вульф"?

В общем, это серьезные самолеты. Но какой из них более серьезный противник?... Сколько летчиков - столько и мнений. А для меня они одинаковы. И вообще, зависимость "серьезности противника" от типа самолета была меньше, чем от мастерства летчика.

- Вам известны случаи расстрела наших парашютистов немцами?

Было такое, но бывало и наоборот. И те, и другие стреляли по парашютистам. В Крыму немцы выпрыгивали с высоты метров двести, и наши истребители И-16 по ним стрелять успевали.

- Скажите, Ваше мнение: правильно или неправильно этим заниматься?

Ну, это же война… Какие там правила… Хороший враг - мертвый враг.

- Немцы в лобовые атаки ходили?

Я в лобовые атаки не ходил... А немцы? Не встречался…

- Встречались ли Вы со сбитыми немецкими летчиками?

Нет, не беседовал. И с немецкой трофейной техникой знакомиться на фронте не доводилось.

- На Ваш взгляд, какой тип самолета было легче сбить?

Бомбардировщик все-таки легче сбить, он мало маневренный.

- У него же хвостовые стрелки сидят?

Но стрелок только сектор защищает…

- А если их двенадцать самолетов и у каждого "по сектору"?

Ну и что ж, что кто-то вниз нацелен, кто вверх, кто в сторону. Но они же рассеяны, не координируют свои действия…

- Сбить кого сложнее: "Юнкерс-88" или "Хейнкель-111"?

Мне не довелось встречаться с "Хейнкелем". С "Юнкерсом" сложно, но всё-таки можно сбить. Особенно если в кабину или по моторам попадешь, но для этого надо уметь стрелять. Самолет сбить не так уж просто, и поливать его пулями в надежде на случайное попадание бессмысленно.

- В 1941 году в декабре месяце в вашем полку по документам сбили один "Ме-109", но без указания кто сбил. Это может быть Ваш первый сбитый?

Я единственный в полку, кто, летая на И-15Бис, сбил Ме-109. Трудно сказать, почему не указано кто сбил. По халатности может, ну не знаю.

- Получается, что адъютант полка был разгильдяем?

Так получается…

- 8-го июня сорок третьего года, за Вами числится "Фокке-Вульф-190", сбитый западнее аэродрома "Орел-гражданский". Можете описать бой? И как Вы его сбили?

Нашему полку была поставлена задача: не допускать истребители противника к Илам, чтобы они не мешали Илам штурмовать этот аэродром.

Мы шли к цели отдельно, штурмовики и истребители отдельно, пришли на аэродром, штурмовики занялись штурмовкой, а истребители атаковали самолеты, которые пытались подняться на перехват Илов. Вот я его на взлете и срубил.

- Приходилось ли Вам уничтожать самолеты на земле, немецкие?

Приходилось. Но немцы хорошо аэродромы камуфлировали, и прикрыты они были очень не плохо.

- Штурмовикам за уничтоженные на земле самолеты противника платили премии. А истребителям платили?

Нет. Нам только сбитые в воздухе засчитывались.

- Итак, Вы атаковали самолеты противника, которые поднялись на перехват Илов? Как Вы подтвердили то, что Вы сбили?

А подтверждение - это пленка фото-кино-пулемета. У нас они стояли… И еще подтверждение товарищей.

- Фото-кино-пулеметы, с какого года у Вас стояли?

С конца сорок первого года. Не у всех, но были. И пленка была, и проблем с ней не было… Хватало.

А вот чье производство этой техники я не могу сказать…

- Где стоял фото кинопулемет?

На И-15 Бис стоял впереди, прямо перед носом лётчика, над фюзеляжем. А на Яках - в крыле.

- Скажите, он отключался с задержкой? Или как кнопку отпускаешь?

Как кнопку отпускаешь, он выключается сразу.

- Вы видели самолет противника, который после попадания однозначно уничтожен - развалился, не мог летать, упал? Или Вам некогда смотреть за его судьбой было?

Ну, если снарядом попал, и самолет начал разваливаться, это всем видно. И в таком случае следить за ним не нужно. Но и такая возможность - проследить судьбу атакованного тобой самолета редко бывала. Но бывало и так: дали очередь, и есть еще возможность добавить, тогда еще добавили, а потом только отвалили. Но спешили всегда - пока ты возишься, уже у тебя самого немец может в хвосте засесть… Были и такие случаи. Война - кто кого…

- 17 июля сорок третьего года, в районе Малоархангельского за Вами записано два "Фокке-Вульфа-190". Это - в один бой?

Да, в один бой. Деталей я не вспомню... Мы шли четвёркой… Прицелился в одного и атаковал, а потом уже в догон следующего.

- А вот какие прицелы стояли на самолетах? На Бисе и на Яке?

На Бисе трубка, вот такая длинная. Оптическая. И через нее целились, название не помню, а на истребителе Яковлева, там были коллиматоры.

- А на какую дистанцию оружие пристреливалось?

На восемьсот метров. Это и на Яке и на Бисах то же самое.

- Скажите, какого цвета были трассеры у наших снарядов?

Трассера? Трассера были зеленоватые, желтого цвета были. По трассерам поправку можно было взять. Но в основном не было трассеров, и мы не по трассеру целились, а по прицелу. Трассер же не только тебе помогает, но и врагу - если он трассу увидит, то ждать пока его собьют не будет.

- Как целились когда по наземным целям работали? Как бомбы бросали?

Как тогда говорили - по "сапогу".

- Как самолеты камуфлировали?

Очень по разному, и в желто-зеленый, и черно-темнозеленый цвет, и серые были… И Бисы и Яки, все.

- Звездочки на самолетах рисовали?

Рисовали на фюзеляже. Около кабины летчика.

Некоторые навыдумывали еще носы на Яках покрасить красным цветом. А мне нарисовали орла и сбитый самолет. Рисунок еще ничего, а нос, по-моему, уже перебор…

- Вы помните номера своих машин? Бортовые номера?

Помню: "Двойки" были на И-15 Бис, на Яке - "единицы". На двух машинах.

- А фотографий нет у Вас случайно?

Нет, все растаскали…

- Часто в мемуарах встречается, что самолеты, пришедшие с заводов, были плохого качества. И механикам приходилось доводить на месте.

Это вполне законно. Нашим механикам-фронтовикам обязательно давался день, что бы полностью просмотреть всю конструкцию самолета, протянуть что надо, потом облетывали машину, и снова техники выявленные недостатки устраняли.

- Скажите, пожалуйста, как Вы оцениваете работу наших техников?

У нас технический состав весь был из летных школ. И они очень хорошо знали технику. И соответственно и ремонт был хороший.

Техники работали отлично. Вместе с летчиками поставить им памятник. У нас так говорили - Герою памятник на родине ставили, а надо было бы еще рядом памятник его техникам поставить…

- А в чем Вы летали? В какой одежде?

В разной… Была зимняя, и летняя одежда. Комбинезоны, зимние меховые куртки и брюки, меховые сапоги. Летом гимнастерка, сверху комбинезон.

В начале войны были кожаные регланы. И те летчики, которые погибли, в первый период, они были в "регланах". И я получал, носил это реглан, но выжил…

- А летали с наградами?

С наградами у кого были.

- Как награждали? Известно, что многие командиры пока сами награды не получали, на подчиненных представлений не писали?

Знавал я таких… Даже говорить не хочется… Чего выпендриваться, ребята же каждый день могли не вернуться, им эта медаль - как лишний талисман, получил награду, значит опыта больше и вроде как шансов выжить больше. Сам я всегда старался по заслугам человеку воздать. Если заслужил - получи награду или звание, а если провинился - не обижайся, спущу шкуру.

- Суеверия в полку были?

Нет, суеверий каких-то не было. И на "тринадцатом" летали спокойно, и перед вылетом брились… Ну, в основном, брились. И фотографировались перед вылетом.

- В каком запасном полку Вы первые Яки получали?

Это был 8-й ЗАП, около Багай-Барановки. Кто командиром ЗАПа был я уже не помню. Получили саратовские Яки. А потом у нас еще были Яки новосибирского завода и еще какого-то. Не помню…

- Когда получали новые самолеты, Вас всегда в тыл отводили?

Бывало и прямо на аэродроме, бывало, и в тылу получали и возвращались на фронт.

- На Ваших Яках стояли сто пятые или сто седьмые моторы, которые под конец войны тоже появились?

Сначала сто пятые, это на первых. А потом уже постепенно приходили сто седьмые. Они появились в конце сорок второго - в начале сорок третьего года, а может в конце сорок третьего - начале сорок четвертого. Сто седьмой мотор был мощный, но сыроват… Потом уже, к концу войны его довели.

- Запасной полк Вам что-нибудь дал, в плане подготовке к боям?

В нашем полку никому ничего не дал, потому что мы все были уже инструкторами. А других по месяцу, по два держали в ЗАПе. Тренировались в полетах, боевом применении.

- Как встречали молодых летчиков в полку, которые приходили на пополнение?

На пополнение приходили не в полк, а в эскадрилью. По два-три человека. Сначала с ним беседуем, потом приводили к командиру полка - пожелание удачно воевать и все такое. И конечно занятия проводили, упрощенные варианты воздушного боя и т.д.

- Какова была подготовка молодых летчиков, которые во время войны приходили в полк?

Хорошая подготовка. Я сам выбрал себе ведомого - Сергея Хитрова, пришедшего на пополнение, и отлетал с ним до конца войны.

- Допустим, Вы с ведомым одновременно по одному и тому же немцу стреляли, и сбили… Как Вы делили самолет?

Бывало и так, что на него записывали.

- Сколько вообще у Вашего ведомого сбитых числилось?

Да поменьше моего, потому что он же все-таки ведомый. У него другая была задача.

- В мемуарах немцы пишут, что иногда делали по двенадцать-пятнадцать вылетов в день? На сколько это реально?

Это наверно, уже в конце, где-нибудь около Берлина. Вылеты вблизи своих аэродромов. На нашем фронте это могло быть еще в первые дни войны… А в середине - маловероятно. Не более 6 на мой взгляд.

- Сколько Вы сделали максимальное число вылетов в один день?

В день… Ну, три-четыре вылета. А всего у меня около трехсот вылетов.

- А, сколько вылетов, примерно, у Вас самолёт жил до списания?

Сто шестьдесят-сто семьдесят летных часов жил самолет, планер самолета. Это для Яков было так.

Вроде была норма - сто часов. Но комиссия могла продлить еще немного. Потом он списывается.

- Дарственные самолеты были у Вас в полку?

Был. Як-1. Получал я его в Тушино, не новый, после ремонта. Чем он отличался? Подарочный… Надпись уже и не вспомню какая… Ну, подкрашен, подремонтирован… И пожалуй все…

- Скажите, пожалуйста, у Вас бронеспинка какая была? С заголовником или без?

Бронеспинка? С заголовником. Металлическая плита была.

- Зеркала заднего обзора были в кабине?

Лишь одно зеркало на переплете на Яках было…

- Какое на Яках стояло вооружение у Вас?

Пушка одна. У нас 20 миллиметров и по два пулемета - 12,7 мм.


9 ГСС на фоне Як-3 - лето 1945 г, ВОШБ в Люберцах.
Кулиев (65 ГвИАП), Федоров (812 ИАП), Свитенко (14 ГвИАП), Боровых (157 ИАП), Муравьев (64 ГвИАП), Павлушкин (402 ИАП), Кузнецов (233ИАП), Меркулов (15 ИАП), Кубарев (65 ГвИАП)

- А с более тяжелым пушечным вооружением Вы встречали Яки с пушкой 37 мм, 45 мм?

Я сам летал на них. Нормально, но некоторые летно-тактические данные ухудшились, например, скорость стала меньше. И потяжелее немного на маневрах.

- Где накал боев был выше?

Самые напряженные бои были между Орлом и Белгородом. Тогда мне довелось сбить тринадцать самолетов. По времени это было примерно месяц, не больше. Ну, может полтора месяца, пока шла операция.

- Кого тяжелее было сопровождать?

Вообще, сопровождение - тяжелая работа. Сопровождали Пе-2, Ту-2, потом Ил-2. Конечно, сложнее сопровождать Илы. Ведь они летали на малых высотах. То есть от 50 метров и выше.

- Вас сбивали?

Меня не сбивали. Ни одной царапины нет, ни одного ведомого не утерял. Дырки привозил, но, по-моему, только от зениток. Ранен был один раз в ногу, но это на земле приключилось - случайность…

- Вы на вынужденную садились?

Нет. Ни разу. Ни по техническим причинам, ни по каким.

- У Вас во время войны летчики бились в катастрофах?

У нас катастроф не было.

- Скажите, какие документы времен войны у Вас есть?

Летная книжка где-то была. Их у меня пять… И грамота Героя Советского Союза, и благодарность Сталина, командующего фронтом.

- В архиве за Вами числится пятнадцать побед. Вот мы хотели бы уточнить у Вас?

Как пятнадцать? Надо будет книжку найти, посмотреть… Должно быть восемнадцать!

- Рации на ваших самолетах стояли?

На Бисах? Нет, у нас не стояли. Руками махали, крыльями качали… А на Яках? Сначала только приемник, а потом приемник и передатчик.

- А качество радиосвязи?

Ну, у кого как. От мастерства, от того, как летчик владеет рацией. Чаще всего проблемы были потому, что настройка плохая была.

- Ваш командир полка летал? И еще - по Вашему личному мнению, должен ли летать командир полка?

Он летал, но редко. Мы его больше охраняли. В принципе, командир, конечно, должен летать на боевые задания. Но это "в принципе", но у нашего командира просто не хватало времени. Он был сильно загружен другими вопросами, на земле, управлением полка.

- Зенитная артиллерия противника для Вас была опасна?

Как сказать… Вообще-то привыкли. Первое время было не очень приятно, а потом привыкли. Как говорили на фронте - попадание снаряда в самолет это вопрос случая…

- А вот за потерю штурмовиков или бомбардировщиков какие-нибудь репрессивные меры применялись?

Если действия истребителя неправильные в нарушение приказов и инструкций, то применялись такие меры. Взыскания так давали. Но ни одного летчика у нас не посадили, и уж тем более не расстреляли…

- Скажите, Вам давали отдохнуть? В дома отдыха отправляли?

Нет, какой там дом отдыха… Перерывы бывали, только когда мы перевооружались, или если у кого уже срыв нервный был.

- Кормили Вас как?

Кормили хорошо. Не жаловались, сколько давали - все съедали.

- За сбитые платили деньги? Вы получали всю сумму или что-то уходило в фонд обороны?

А черт его знает. У нас, во всяком случае: за истребитель - я получал тысячу рублей. А бомбардировщик - полторы. За разведчика - я не помню.

- Деньги на руки выдавали?

Конечно. На что тратили? Некоторые эти премиальные пропивали. В столовой к выданным сто граммам, добавляли еще свою рюмку…

- То есть когда за ужин садились, то давали сто грамм?

Да. Но это дело хозяйское, когда выпить и сколько.

- Вы помните, кто у Вас был парторгом?

Заместителем по политчасти - Прокофьев Георгий "Прокофьев Георгий Прокофьевич, майор, 65 и 66 ГвИАП, не менее 4 лично сбитых. 16.02.1944 подбит ЗА, разбился при посадке, погиб". Он летал, но мало- сбили его…

- Чем занимались политработники в Вашем полку?

Как чем? Проводили беседы. Иногда выступали с лекциями. Ну а в основном "выслеживали", кто как себя ведет.

- Они среди летного состава и техников уважением пользовались?

По моему мнению, без них лучше было бы…

- Кто был особистом в полку? И чем занимался "СМЕРШ"?

Фамилию того, кто был в контрразведке, я что-то забыл. И я не уверен, что знаю, чем занимался "СМЕРШ" в полку. У меня такое впечатление, что в основном бумажками.

- Он что, Вам не мешал, и "на глаза не попадался"?

Да. У него своя работа. Мы к нему не лезли, он нас не трогал, и все счастливы.

- Какие отношения были с местными жителями в Польше, в Германии?

В целом нормальные. Но мы особо не общались. Мы жили отдельно от немцев…

- В Польше местные бандиты не нападали?

Нет. Конкретно у нас такого не было. И на Западной Украине у нас ничего не было.

- С союзниками доводилось встречаться в воздухе?

В воздухе нет. А на земле было. Какие впечатления? Ну, обычные… Все мы - люди…

- У Вас в полку летчиками воевали и женщины?

Да. Две. Лейтенант Блинова Клавдия Михайловна. Работала инструктором в школе, пошла в маршевый полк и хорошо воевала на Курской дуге. Ее подбили, она выпрыгнула с парашютом и осталась жива, но попала в плен. Из плена бежала, вернулась в полк. И продолжала летать. Но уже не так много.

- А вторая кто была?

А вторая - Лебедева Антонина Васильевна. Она как летчик посильнее была, но ее сбили сразу. И погибла - сгорела в самолете.

- За ними числились сбитые самолеты противника?

Да. И Блинова сбивала, и Лебедева. Давайте, ребята, отложим встречу, устал я что-то, да и вспоминать тяжело, хотя и приятно, что кому-то это еще интересно…

На этом очередная беседа с Василием Николаевичем Кубаревым закончилась, а следующая не состоялась - 17 ноября 2006 года Василий Николаевич после тяжелой и продолжительной болезни скончался.

Итоги боевой работы В.Н. Кубарева:
15.01.42 1 Ме-109 Владиславовка
08.06.43 1 ФВ-190 зап. аэр. Орел-Гражданский
11.06.43 1 ФВ-190 Малые Голубочки
12.07.43 1 ФВ-190 р-н Малоархангельска
12.07.43 1 Ю-88 р-н Малоархангельска
14.07.43 1 ФВ-190 р-н Малоархангельска
17.07.43 2 ФВ-190 р-н Малоархангельска
01.08.43 1 ФВ-190 Маяки
06.08.43 1 ФВ-190 Клеменово
24.08.43 1 ФВ-190 юго-зап. Улемль
28.08.43 1 ФВ-190 Бобрик
15.08.44 2 ФВ-190 зап. Вирбалис
15.09.44 1 ФВ-190 Димзас
Всего сбитых самолетов 15 (лично);
боевых вылетов около 300;
воздушных боев более 70.
Данные приведены по книге "Асы Великой Отечественной. Самые результативные летчики 1941-1945 гг. М. "Яуза", 2007 ISBN 978-5-699-20526-4"

Интервью: О. Корытов., К. Чиркин
Лит.обработка: И. Жидов
Особая благодарность М. Быкову и С. Спиридоновой



Читайте также

Когда задачу получаешь, тут ничего, а когда подходишь к самолету, делаешь его обход, тут уже вообще ни о чем не думаешь, кроме полета. Садишься в самолет, проверяешь управление, делаешь визуальный осмотр. Надо вырулить, ни на кого не налететь, никого не зарубить. Вырулил, а тут взлет, а это сложное дело. Я, когда в школу поступил,...
Читать дальше

Эта посадка была счастливая и несчастливая одновременно. Счастливая тем, что остался жив, а вообще-то должен был там замерзнуть. Самолет был разбит, потому что садился на лес. Привязные ремни оборвались, и меня выбросило из кабины. Лежал я без сознания. Потом в госпитале мне рассказывали, что местная жительница ехала в лес за...
Читать дальше

Прикрывали разведчика Пе-2 четверкой Як-7Б. Разведчик шёл за линию фронта. На нас навалилась шестерка "мессеров". Пошла "карусель"! Несмотря на это, разведчик полета не прекратил, сфотографировал всё, что надо было, и только после этого лёг на обратный курс. Мы уже были над линией фронта, когда "мессер" мне в крыло...
Читать дальше

Я в основном специализировался на разведке - из порядка 200 боевых вылетов, что я совершил на истребителе, 86 - на разведку. Помню, однажды уехали мои товарищи за новой порцией самолетов, а мне дали поручение на разведку со штурмовкой, "свободную охоту". Во время таких вылетов мы жгли автомашины, взрывали склады, корабль один...
Читать дальше

Во время барражирования вместо бомбардировщиков, которых мы ждали, появились "мессера". Они так неожиданно появились, что мы их прозевали. Я, как ни старался смотреть вокруг, все же они нас первыми обнаружили и обстреляли. Конечно, нам тут нужно было выкручиваться. Ведущий, Николай Дубинин, закричал: "Держись!" Нужно...
Читать дальше

comments powered by Disqus
Пехотинцы Пехотинцы Летно-технический состав Летно-технический состав Артиллеристы Артиллеристы Связисты Связисты Краснофлотцы Краснофлотцы Партизаны Партизаны Медики Медики Другие войска Другие войска Гражданские Гражданские Разведчики Разведчики Летчики-истребители Летчики-истребители Летчики-бомбардировщики Летчики-бомбардировщики Минометчики Минометчики Летчики-штурмовики Летчики-штурмовики Самоходчики Самоходчики ГМЧ («Катюши») ГМЧ («Катюши») Зенитчики Зенитчики Пулеметчики Пулеметчики Снайперы Снайперы Саперы Саперы Кавалеристы Кавалеристы НКВД и СМЕРШ НКВД и СМЕРШ Водители Водители Десантники Десантники Танкисты Танкисты