Кушаков Алексей Олегович

Опубликовано 19 июля 2006 года

18407 0

Для нас, воюющих в воздухе, а тем паче для летчика-истребителя, осмотрительность является основным фактором, обеспечивающим победу над врагом.

В самом деле, заметить первым противника, произвести маневр, а затем решительную атаку, которая, как правило, имеет решающее значение на весь последующий исход воздушного боя. И на худой случай своевременно заметить атакующий самолет и увернуться из-под огня его пулеметов.

В мирной обстановке, при отсутствии противника хорошая осмотрительность гарантирует от столкновения в воздухе, от бесполезных и нелепых потерь. Всем памятно столкновение 2-х А-кобр 20 ГИАП при пристраивании к группе Илов в последнюю операцию. И совершенно ясно поэтому, что "зеваки" и летчики, не умеющие осматриваться, гибнут в первую очередь. Количество потерь, понесенных из-за плохой осмотрительности (особенно в первый период войны), еще раз заставляют нас со всей серьезностью задуматься над воспитанием у молодого летного состава навыков осмотрительности и поддержание ее у боевых летчиков.

У довоенных летчиков, несмотря на отличную технику пилотирования, стрельбу, бомбометание, не было осмотрительности. Этот вопиющий недостаток сказался с самого начала войны. Большинство из них погибли. Особенности построения самолетов, разнородность состояния воздушной среды и специфика воздушного боя делают осмотрительность сложной наукой. Воспитание осмотрительности, этой неотъемлемой части воздушной практики, необходимо начинать у летчика со школьной скамьи. Для этого применяют все имеющиеся и возможные средства. Такой пример. Стремиться зайти незаметно в хвост, выполняющему любое задание самолету, проигрыванием на земле в кабине самолета порядка просмотра воздушного пространства (покойный герой Советского Союза Бочков даже на земле ходил непрерывно, поворачивая голову как при боевом полете. Так или иначе, но осмотрительностью он обладал превосходной).

Осматриваться необходимо от выруливания до выключения мотора в (стоянке). Только в этом случае осмотрительность оправдывает себя. Если же осматриваться с какими-либо пропусками, то можно вовсе не осматриваться; эффект при боевой обстановке будет один и тот же. И многие наши лучшие летчики поплатились жизнью за эту истину. Находясь над своей территорией, как правило, летчик ослабляет свое внимание, деятельность же самолетов-охотников и рассчитана на это. Кроме того, линии фронта, подобно наземной, в воздухе нет и не может быть. Посты же ВНОС не всегда могут предупредить об опасности свои самолеты, и зачастую самолеты сбиваются над соим аэродромом. Зимой 1943 года при заходе на посадку был атакован "Китти-хавк" аэр. Мурмаши 20 ГИАП. Этой же зимой в Африканде на кругу были сбиты 2 Лагга и "Бостон".

При возвращении с разведки ст. сержант Сергеев заметил у себя в хвосте самолет. Запросив по радио и не получив ответа, резко развернулся в лоб. Самолет, оказавшийся Ме-109, после двух бесплодных атак вынужден был уйти.

В распределении внимания в воздухе летчик должен раз и навсегда придерживаться выработанной и тщательно продуманной им

лично системе обзора воздушного пространства и основных приборов в кабине самолета. Безусловно, к опыту старых летчиков и ко всем нововведениям необходимо прислушиваться. Искусство осмотрительности приобретается боевым навыком, систематической тренировкой и желанием жить, а для истребителя, кроме того, и победить врага.

Каждый летчик-истребитель обязан вести сферическую индивидуальную осмотрительность, сочетая просмотр сферы поворачиванием головы с эволюцией самолета по горизонтали (змейка). У истребителя же в боевой обстановке не должно быть вообще прямолинейного полета, исключая атаку (прицеливание и огонь). Ведомый в паре обязан уделять больше внимания задней полусфере. Ведущий же - наоборот передней.

Особенно становится ответственна роль ведомого при прикрытии им самолета, ведущего наземную разведку. Но даже и в этом случае, ведущий обязан просматривать сферу и следить за своим ведомым. Боевой фронтальный порядок полета пары лучше в смысле просмотра воздушного пространства. Частое перенесение взгляда с земли, за которой ведется наблюдение ведущим, на воздушное пространство утомляет глаза. Это же наблюдается при эшелонировании по высоте самолетов. Беглый просмотр сферы здесь ничего не даст, да и вообще считаю, что просмотр должен производиться спокойно - участок неба за участком. Наш глаз так устроен, что резко может видеть предметы лишь в 5°, что на 5000 м будет составлять 440 м линейной величины. Отсюда ясно - излишняя поспешность ни к чему хорошему не приведет или же в лучшем случае самолет противника будет обнаружен слишком.близко.

А этим как раз и не достигается основная задача осмотрительности - обнаружить самолеты противника первым со всеми вытекающими отсюда преимуществами.

Следовательно, самолеты следует смотреть в расстоянии от 3 до 4,5 км. Правда, иногда удается обнаружить самолет и значительно дальше при особо благоприятных условиях. Самолет, блеснувший крыльями на солнце, виден до 20 км. Так, летом 1944 г. над аэр. Мончегорск (2.5 км) был обнаружен 10-88 гв. ст. лейтенантом Рябовым, находившемся над ст. разъездом Куно. на расстоянии около 20 км. Ввиду сильной дымки самолет благополучно скрылся. При низко стоящем солнце и безоблачном небе на теневой стороне самолет также виден очень далеко.

В группе осмотрительность распределяется в парах так же, как было сказано выше. В замыкающую пару желательно ставить летчиков с хорошей осмотрительностью. Резкое маневрирование в группе даже при боевых порядках недопустимо, ибо оно отвлекает наблюдение летчиков за воздухом, в то же время демонстрирует свои самолеты. Для лучшего обнаружения противника интервалы между парами увеличивать по фронту. В зависимости от метеоусловий и характера задания они могут быть увеличены до 400-600 м, оставаясь в парах нормальными. Этим достигается большая просматриваемая полоса и лучшее наблюдение за "хвостами" товарищей.

Готовых рецептов, где обнаружить противника, разумеется, дать нельзя. Он может появиться везде, даже в хвосте собственного самолета. Так, например, группа Ил-2 в сопровождении "Аэрокобр" поднялась с аэродрома Шонгуй в феврале 1943 г. с задачей: "Стереть аэродром Луостари с лица земли". Пара гв. майора Кутахова, взлетевшая последней, нагоняла группу у аэр. Мурмаши. Внезапно гв. майор обнаружил в хвосте у Ил-2 пару Ме-109. Благодаря осмотрительности удалось избежать крупных неприятностей.

На этом примере ясно видно, что под понятием "осмотрительность" необходимо понимать и умение определять принадлежность самолета. При выполнении наземной разведки в это понятие входит умение видеть и запечатлевать в памяти ту массу вещей, которую наблюдает летчик истребителя-разведчика.

Просмотр сферы необходимо вести во всех направлениях. Особое внимание надо уделять солнцу, но смотреть на него лучше всего закрыв переплетеньем фонаря или консолью крыла. Кромка облаков и окна в облаках так же являются хорошим местом для внезапного нападения.

21 августа 1942 г. 5 "Харрикейнов", набирая высоту над Мур-машами, развернулись хвостами к солнцу, почти тотчас были атакованы звеном Ме-109. Один самолет вспыхнул. Летчик выпрыгнул с парашютом, и, опустившись в р. Тупому, утонул. Два самолета с сильными повреждениями опустились на своем аэродроме.

Обнаружить самолеты помогают их тени, перемещающиеся по фону местности, в том случае, если высота летящего самолета порядка 800-1000 м. Но и этот способ не оправдал себя в Заполярье, где слишком пестра местность с множеством теней.

Хорошо видны блики от фонарей самолетов на темном фоне леса, их можно наблюдать до 2000-3000 м. К сожалению, даже при солнце они бывают не всегда. Самолеты прошедшей войны очень хорошо камуфлированы, но их преимущества при попадании на фон озер, зимой или летом, пропадают.

Необходимо тщательно следить за однородными пространствами особенно с большой высоты - 3-4 тыс .метров.

Если соблюдать все правила осмотрительности, то "случайных" потерь не должно быть. На качество осмотрительности влияет много различных факторов. Основные из них: моральное состояние летчика (нервозность); его навык и дисциплина; конструкция самолета, прозрачность плексигласа и атмосферы; относительное расположение солнца, облаков, насыщенность ими атмосферы; час дня;

степень овладения летчиком самолета; знание района действий.

С осмотрительностью еще тесно связано и другое качество летчика-истребителя - это умение маскироваться. Ибо надо стремиться видеть все, оставаясь невидимым для противника.

Перейдем ко второму важному вопросу - взаимовыручке. Истребитель ведет огонь только вперед и совершенно лишен защиты сзади. Отсюда ясно, что выручка товарища в воздушном бою должна стать на первое место. Истребитель, порой не имеющий возможности ответить на огонь атакующего сзади самолета противника, может быть спасен только товарищем. От слаженности и сработанности пар и звеньев в воздушном бою, от дисциплины воздушного боя зависит исход боя. Наши летчики вели бои с численно превосходящими силами противника и выходили победителями. Этому способствовала только замечательная взаимовыручка в бою.

В истребительной авиации тактической единицей является пара, т.е. два человека уже могут выполнять поставленные задачи, но это может быть в случае слаженности пары. Следует всячески избегать образования так называемых "случайных" пар. Они должны быть только постоянными, еще лучше, если летчики, дружащие на земле, летают в одной паре. В быстротечном воздушном бою, когда эфир сильно перегружен и связь по радио затруднена, ведомый должен интуитивно угадывать замысел ведущего, что достигается только при продолжительной совместной работе. Считаю, что ведомый должен быть все время с ведущим, отражать от него атаки противника, предупреждать от опасности, но проявлять инициативу в отношении выбора цели и атаковать ее должен первым ведущий, если он не приказал этого ведомому.

Если же ведущего атакуют, ведомый обязан по атакующему вести заградительной огонь даже с увеличенных дистанций, в отдельных случаях с 500-600 м. Огонь этот не эффективен и может отпугнуть только неопытного противника, но другого выхода в создавшемся положении нет.

Не всегда можно помогать огнем, часто удается выручить товарища, передав ему об опасности по радио. В зимней кампании 1943 г. при уходе от аэр. Луостари на прикрывающую группу А-кобр навалились Ме-109. Один из них со стороны солнца пошел в атаку на самолет сер. Журавлева. Последний, предупрежденный по радио, развернул самолет на солнце и, не видя ничего (Ме-109 шел точно от солнца), ждал до тех пор, пока Ме-109 не проскочил в нескольких метрах от А-кобры.

Одна из аксиом воздушного боя гласит: "хозяин высоты - хозяин боя". Владеющая высотой пара должна всемерно оказывать помощь движущимся внизу и, имея запас скорости, стремиться снова за овладение высотой. Нисколько не 'значит, что пара (группа), держащая высоту, должна пассивно ходить вверху и наблюдать за боем, как это иногда было в африканскую кампанию. Наоборот, при каждом удобном случае, она должна производить короткие смелые атаки и вновь занимать высоту, не допуская выхода противника вверх. .;.

Каждая лишняя, хорошая атака по противнику перетягивает весы победы. Истребитель должен всегда стремиться атаковать, ведя активный наступательный бой. Он будет меньше подвергаться сам атакам, а, следовательно, и к выручке товарища придется прибегать реже. Сама по себе взаимовыручка редко когда приводит к уничтожению самолетов противника, но пользуются ради спасения товарища. Другим словами, можно сказать: "Это плохая атака из неудобного положения по самолету атакующего товарища, с основной целью выручить его, чтобы не допустить ведения прицельного огня по нему".

Безусловно, в воздушном бою бывают различные положения и даже в наступательном бою, особенно при активном противнике, бывают атаки с целью взаимовыручки, но все же их значительно меньше, нежели при обороне. При наступлении атакующий сам ставит себя в лучшие условия для атаки. При обороне он пользуется положением, которое создал для него противник и, надо думать, что противник не дурак, и под огонь постарается себя не ставить.

В первые годы войны, когда воздушные бои на КФ зачастую имели оборонительный характер, взаимовыручкой пользовались часто. Начиная с лета 1943 г., взаимовыручка стала употребляться значительно реже только потому, что опыт, осмотрительность, умение драться превратили бои в наступательные.

Но только благодаря сильной товарищеской дружбе и взаимовыручке в воздушном бою нам удавалось с честью проходить самые трудные этапы войны в воздухе. Лозунг истребителей: "Сам погибай, но товарища выручай" войдет в историю, как показатель дружбы, спаянности и взаимовыручки советских летчиков.

Перейдем к высшему этапу развития воздушного боя - к наращиванию сил. Постепенное наращивание сил в воздушном бою с целью получить количественное над противником превосходство при равных условиях приводит к быстрой и решительной победе.

Наращивание объективно является упорной борьбой за удержание господства или превосходства над тем или иным участком фронта, реже объектом. Успешное наращивание сил возможно: при близости района боя от аэродрома базирования; исключительно четкой связи и хорошей оперативности на земле; зрелости командного состава; моральном превосходстве летного состава над противником. Оно особенно эффективно, когда воздушным боем руководят с земли. Удар свежих сил должен проводиться сверху. Для чего предварительно набирается лишняя высота. Наращивание сил должно производиться с учетом выхода своих поврежденных самолетов и самолетов, идущих на заправку. Следует различать две разных вещи: поддержка своих сил и их наращивание. В первом случае перевеса в силах не достигается и самолеты высылаются с целью сковать силы противника. Во втором случае увеличивающее количество быстро прогрессирует, создавая не только количественное, но и моральное превосходство над противником.

К первому случаю можно отнести бой в районе Мурмашей 15 августа 1942 г., так называемое "Мамаево побоище", когда к избиваемым 5 "Харрикейнам" была выслана помощь в три самолета. На землю опустилось лишь 4 самолета, один из первой группы, а остальные из поддержки. 22 августа 1944 г. на Лоухском направлении были вызваны 6 А-кобр, атаковав группу ФВ-190, бомбивших передний край. Сбив два самолета, принудили противника очистить поле боя. Вторая группа А-кобр, вызванная для наращивания сил, встретилась совторой группой ФВ-190, также пришедшей для подмоги и только третьей группе А-кобр удалось создать превосходство сил над противником. В результате последний вынужден был оставить поле боя, потеряв 5 сбитых самолетов. Следует отметить, что связь на этом участке работала хорошо и в распоряжении нас и противника имелись аппараты "РУС". Однако в виду удаленности аэродромов наращивание удалось достигнуть только в третьем вылете.

В операции по освобождению Советского Заполярья в октябре 1944 г. из-за удаленности линии фронта от места базирования до 120 км и при эшелонированном действии штурмовиков, прикрывающая группа А-кобр первого эшелона, оставив эскорт из 2-х А-кобр для сопровождения до самого аэродрома, возвращалась и занимала место 2-й ударной группы во втором эшелоне штурмовиков. Этим достигался запас сил при атаке противником самолетов Ил-2. При более сложной обстановке приходилось оставлять с Ил-2 всю группу непосредственного прикрытия. В случае расхождения эшелонов ударная группа 1-го эшелона шла в район действия 2-го эшелона.

Проведенные воздушные бои показали преимущества этого метода, проводимого в летной практике 19-го гвардейского полка. Умелое наращивание сил - есть показатель зрелости наземного и воздушного командования и является высшей стадией развития воздушного боя.



Читайте также

Гибли наши летчики, когда пытались уйти на скорости, а от Ме-109 не уйдешь. Смотришь - не маневрирует... все - сбит. Я истребителей противника не боялся. Я владел своим самолетом в совершенстве. Они меня ни разу не сбили!. Самое страшное - это попасть в зенитный огонь и атаковать бомбардировщик, когда от твоей кабины на 1,5 -2 метра...
Читать дальше

Я могу вам поведать историю как летчик Герой Союза избил тылового генерала , или кто и когда летал в бой пьяным. Или рассказать о такой «легендарной» личности как Бобров .Только зачем вам нужна эта «чернуха»? Что бы кто- то прочтя этот текст ехидно похихикал? Вот , мол, "герои"... Воевали люди, а не ангелы. Нас сейчас на земле...
Читать дальше

Отстегнул поясной ремень (плечевыми мы не пристегивались). Начал вылезать из кабины, ноги поставил на сиденье, оттолкнулся, высунулся по грудь, и меня обратно засосало. А в кабине дым и огонь, ноги горят, пламя лижет лицо. Второй раз - то же самое. Думаю - конец мне. Вот тут у меня перед глазами промелькнула вся жизнь: где я...
Читать дальше

Прикрывали разведчика Пе-2 четверкой Як-7Б. Разведчик шёл за линию фронта. На нас навалилась шестерка "мессеров". Пошла "карусель"! Несмотря на это, разведчик полета не прекратил, сфотографировал всё, что надо было, и только после этого лёг на обратный курс. Мы уже были над линией фронта, когда "мессер" мне в крыло...
Читать дальше

Развернувшись в облаках, затем, пройдя немного, нырнул под облачность. Вижу: впереди, вытянувшись друг за другом, идут две пары Ме-109. Ведущий одной из пар меня заметил - в вираж и в облачность, а ведущего второй пары я успел отсечь очередью от облаков, затем взял в прицел и дал по нему несколько очередей. Он свалился на крыло и...
Читать дальше

И как только я это сказал, смотрю, по плоскости идут шнуры…. У немцев были белые трассы. У нас были красноватые, розовые трассы, а у них - белые. Пламя сразу появилось... Помню, подумал: "Вот как люди погибают: самолет горит, а я в кабине сижу".

Читать дальше

comments powered by Disqus
Пехотинцы Пехотинцы Летно-технический состав Летно-технический состав Артиллеристы Артиллеристы Связисты Связисты Краснофлотцы Краснофлотцы Партизаны Партизаны Медики Медики Другие войска Другие войска Гражданские Гражданские Разведчики Разведчики Летчики-истребители Летчики-истребители Летчики-бомбардировщики Летчики-бомбардировщики Минометчики Минометчики Летчики-штурмовики Летчики-штурмовики Самоходчики Самоходчики ГМЧ («Катюши») ГМЧ («Катюши») Зенитчики Зенитчики Пулеметчики Пулеметчики Снайперы Снайперы Саперы Саперы Кавалеристы Кавалеристы НКВД и СМЕРШ НКВД и СМЕРШ Водители Водители Десантники Десантники Танкисты Танкисты