Сторожко Иван Тихонович

Опубликовано 05 декабря 2012 года

16081 0

Я родился 19 января 1921-го года в селе Красиловка Зерендинского района Акмолинской области Казахской СССР. Родители мои происходили из семьи крестьянам, которых переселили сюда еще при царской власти. До войны я окончил десять классов, потом поступил в Вольское военно-авиатехническое училище. Окончил его уже после начала Великой Отечественной войн. 22 июня 1941-го года нас внезапно собрали на линейку, и объявили о том, что Германия вероломно напала на Советский Союз. Честно говоря, я тогда имел слабое представление о том, какова будет война, зато точно знал, что авиация сыграет в ней важную роль, особенно самолеты-истребители и бомбардировщики.

В 1942-м году меня направили в 415-й истребительный авиационный полк 7-й отдельной армии, располагавшийся в то время на аэродроме близ Лодейного Поля. Стал авиационным механиком, обслуживал самолеты ЛаГГ-3. В 1943-м году изъявил желание переучиться на летчика и в следующем году окончил полковые ускоренные курсы, в ходе которых овладел техникой пилотирования новыми истребителями Ла-5.

С марта 1944-го года начал летать на боевые задания, вел штурмовку железнодорожных составов и обозов противника, прикрывал от вражеских истребителей наши бомбардировщики, проводил разведку  оборонительных позиций противника. Участвовал в нескольких воздушных боях, в ходе которых сбил два финских самолета американского производства Кертисс P-36 Хок, и один такой самолет подбил. За эти бои меня наградили Орденом Боевого Красного Знамени.

К концу войны в основном летал на разведку. Это тоже непростое дело, ведь нужно обнаружить противника, определить скопления его войск и визуально отметить типы самолетов, которые пытаются тебя перехватить.

- Как кормили в истребительной авиации?

- Хорошо, даже очень.

- В 415-м истребительном авиационном полку были большие потери?

- Были потери, и немаленькие.

- Как вы встретили 9 мая 1945-го года?

- Мы летали за новыми самолетами и как раз находились в городе Горький, и тут на аэродроме объявили о конце войны. Все радовались и бросали шапки в воздух.

 

В полку я познакомился со своей будущей женой, летчицей-истребителем Апполинарией Ивановной Зенковой. После войны мы поженились, и счастливо живем по сей день.

 

 

Интервью и лит.обработка:Ю. Трифонов


Читайте также

Мы шли на трех тысячах. Четверку вел Лавриненко. Он тут дал маху, конечно. Надо было перпендикулярно к солнцу лететь, а он почему-то развернулся к нему хвостом. Они (немцы) тут же со стороны солнца и ударили. Меня тряхнуло, брызнули осколки… Где-то вот здесь осколок до сих пор сидит. Самолет сразу загорелся, из мотора пошел...
Читать дальше

Гибли наши летчики, когда пытались уйти на скорости, а от Ме-109 не уйдешь. Смотришь - не маневрирует... все - сбит. Я истребителей противника не боялся. Я владел своим самолетом в совершенстве. Они меня ни разу не сбили!. Самое страшное - это попасть в зенитный огонь и атаковать бомбардировщик, когда от твоей кабины на 1,5 -2 метра...
Читать дальше

А у нас на Ханко воевать некому было. В эскадрилье всего 22 летчика, так что мы не успевали отдыхать даже, вот прилетишь, раз сразу, заправляешь машину, все такое, вот значит пока там доклад, все. Нас было всего немного и потом - сбивали! Вот первого летчика сбили - Чернова Мишу мы полетели девяткой. В Турку полетели бомбить аэродром....
Читать дальше

Долго они со мной ковырялись, но сбить не могли. Я до того устал, что не смог увидеть, что из-за облака вышел еще один истребитель и шарахнул по мне. Перебил мне правую ногу. Потом взял повыше и я почувствовал, что мне по затылочному щитку бронеспинки бьют пули.


Читать дальше

Во втором или третьем вылете меня тоже подбили. Я в развороте был. Вдруг слышу крик комэска: "БС, БС", - у меня прозвище такое было, - "в хвосте "худой". Я в зеркало посмотрел: "мессер" близко, ясно его вижу, думаю, сейчас должен стрелять. Надо уходить. Только дал правую ногу, и тут очередь… Он бы меня убил, попав по...
Читать дальше

Воздушные бои у нас начались в 1941 году еще до начала войны, над аэродромом Дубно, над Луцком. Над границей все время ходили чужие самолеты. Была очень сложная обстановка - было запрещено по нарушителям огонь открывать. Я помню: наш штурман полка даже не сбивал одномоторный разведчик-нарушитель, а просто около него ходил и...
Читать дальше

comments powered by Disqus
Пехотинцы Пехотинцы Летно-технический состав Летно-технический состав Артиллеристы Артиллеристы Связисты Связисты Краснофлотцы Краснофлотцы Партизаны Партизаны Медики Медики Другие войска Другие войска Гражданские Гражданские Разведчики Разведчики Летчики-истребители Летчики-истребители Летчики-бомбардировщики Летчики-бомбардировщики Минометчики Минометчики Летчики-штурмовики Летчики-штурмовики Самоходчики Самоходчики ГМЧ («Катюши») ГМЧ («Катюши») Зенитчики Зенитчики Пулеметчики Пулеметчики Снайперы Снайперы Саперы Саперы Кавалеристы Кавалеристы НКВД и СМЕРШ НКВД и СМЕРШ Водители Водители Десантники Десантники Танкисты Танкисты