Я работал на паровозоремонтном заводе и учился в аэроклубе на По-2. Были тогда еще УТИ-1. В Омске это было.
С завода меня взяли инструктором в аэроклуб. Учили нас на военных И-15 бис.
Мы ехали с еще одним летчиком в военную школу в Воронеж на поезде. Вышли на вокзале в Ульяновске услышали, что началась война. В Воронеже стали учить военных на По-2, первоначальное обучение. Военных техников переучивали на летчиков - они знали матчасть. Два выпуска я сделал. Потом немцы стали подходить и нас переправили за Волгу под Сталинград, в район Ахтубы. В клубе курсанты жили, мы по хатам.
Потом нас научили летать ночью на По-2, ночные бомбардировщики. Мы прилетели на Карельский фронт в Беломорск. Самолеты у нас позабирали и самих в штаб Округа - летная практика была большая. И нас на штурмовую авиацию. Сначала по буклетам учили, нам все показали, мы изучили. Были двухместные самолеты. Это в 42 году осенью. На двухместном самолете 5 полетов по кругу и уже на боевой вылет. Инструктор сзади. Там было двойное управление, вроде как учебные.
Боевой вылет - летела группа и меня назначили. Были первые штурмовики без стрелка и вот я полетел на одноместном. Потом уже пересел на двухместный.
Потом нашу дивизию перевели на 2-й Белорусский фронт.
В Карелии воевали с Ме-109, Ю-88.
Ил-2: на каждом самолете легко летать, но каждый требует внимание.
Бомбил, стрелял из пушек, реактивными снарядами.
Массовость применения, массовость потерь.
Чувства летчика при боевом вылете? Наказать противника, который полез на нашу страну, на наш народ! Отомстить. Злость была. Наказать его в бою, чтобы неповадно было. 113 боевых вылетов.
Взаимодействие с наземными войсками, прорыв обороны противника, или наоборот, нападал противник. Помогали пехоте.
Штурмовали танки противотанковыми снарядами, они пробивали броню. Я сам подбивал.
20-30 км от линии фронта аэродромы были.
Стрелок стрелял и вниз! У меня два пулемета ШКАС, две пушки ВЯ, ими я стрелял.
Одного у меня стрелка убило в полете, Кобякова Колю. Привез еще живого…
Рассказ записал и оформил Пестерев Е.П. Аэр.Шонгуй - Москва 1943 г.- 1998 г. |