На фронте я был в 347 ИАП.
1. В лучшую сторону отличались самолеты Як по сравнению с другими отечественными самолетами, а так же самолетами США и Англии.
Отличия от наших И-15, И-16, Лаг-3: самолет Як довольно прост в управлении, взлете и посадке. Выхода самолета из штопора и более мощный двигатель и вооружение, больше горизонтальная скорость, практически 460 км. Самолеты И-15, И-16 очень строгие на взлете и посадке, малая горизонтальная скорость и слабое вооружение. Лаг-3 - самолет на больших высотах имел преимущество в горизонтальной скорости по сравнению с Яком. Но у Лаг-3 было слабое вооружение шкасы.
Если сравнить с самолетами США Р-39, Р-63 аэрокобра. Як имеет премущество в маневренности за счет легкого веса самолета в вертикальной плоскости, когда Р-63, Р-39 имея больший вес уступали Яку в вертикальном маневре по высоте и вираже.
Самолеты США Р-63, Р-39 имели преимущество в сильном вооружении (три пушки, одна из них 37 мм, а также удобства в устройстве кабины (все электрическое, включение, уборка шасси и т.д.).
Самолеты Англии "катихаук" по отношению к Яку уступали во всех маневрах, как вертикальных, так и в горизонтальных. Очень ятжелый с большим весом истребитель.
Як очень прост в эксплуатации, удобен в полете и в бою.
2. Чем отличались в худшую сторону Як-1, Як-7 и Як-9Д - это слабое вооружение, 20 мм пушка и 2 пулемета, слабый маневр М-103Ф 1005 л/с. Имеет не защищенные от снарядов 2 радиатора масляный и водяной, при длительном ведении воздушного боя перегревался мотор и терял тягу двигателя.
3. Успешно ли Яки вели бои с немецкими самолетами. Самолет Як успешно завоевал инициативу в воздушном бою в вертикальной плоскости и на вираже. Недостаток - меньшая горизонтальная скорость, слабое вооружение, не доученность летчиков в воздушной стрельбе, не совершенный прицел, стреляли слабо.
4. Какие модификации самолетов Як и как они обозначались в войсках.
В частях истребительной авиации был на вооружении Як-7б без заднего обзора, то есть сзади не видно. Когда приближается противник, а увидишь тогда, когда откроешь "фонарь" кабины, высунешь голову из кабины. Як-1 уже пошел в серию с хорошим задним обзором, то есть срезанный …. И бронеплитой 10 мм и бронестойким стеклом. Як-9д ни чем не отличался от Як-1 - за исключением в плоскостях, то есть крыльев ставили с каждой стороны по два бака вместо одного в крыле. Самолет предназначался для дальнего действия по тылам и фотографировал по площади. На Як-9Д в нашем полку снимались с каждой плоскости по одному баку и самолет становился с сданным …… как Як-1
Як-9т. Это самолет с более сильным вооружением. По центру 37 мм пушка и через винт две крупнокалиберных пулемета, это давало ему преимущество перед всеми самолетами противника, фоки-вульфом и мессершмиттом.
В начале 1944 года появились около Варшавы в Польше самолет Як-3. Этот самолет имел превосходство над противником. Как недостаток - мало бензина, всего 40 минут для боевых действий, от взлета до посадки 1 час.
5. Какие особенности присущие якам.
Самолет прост в техники пилотирования. Рассчитан на среднего летчика. В эксплуатации прост и доступен для каждого механика и техника. После пробоин восстанавливался быстро. Мне пришлось долетать до аэродрома с одной отбитой половиной руля… без воздуха на посадку, без тормозов, без щитков.
Короче говоря, самолет Як в Отечественную войну показал себя отличным боевым самолетом, мне пришлось сбить 8 самолетов противника. Я обязан благодарить конструкторское бюро за созданный им Як.
На фотографии с четырьмя летчиками около самолета со знаком …. Справа налево показывают пальцем, где сбил самолет. Это генерал Модяев. Он у меня на Камчатке был командиром полка.