Гвардии полковник в отставке.
В войну летал на Як-1, Як-7У (спарка), Як-7б (одноместный), ЯК-3,Як-9М, Т, Л.
Так как летал и на иностранной технике сравню ее с Яковлевыми всех времен и типов поршневых двигателей.
УТ-1, УТ-2
Пилотаж: прост, легок, маневрен, но аккуратен (особенно УТ-1).
Оборудование: крайне необходимые приборы. Рация отсутствовала. Мощность двигателя малая (120 л/с).
Комфорт: советский. Хорошая ремонтовозможность.
АТ-6 (США).
Пилотаж: не полный высший, тяжеловат.
Назначение: учебно-тренировочный.
Оборудование: приборов, как на наших боевых. Рация, радиополукомпас.
Комфорт: международный. Инструмент - сказка для техника. Неремонтовозможный.
Боевые Яки (в сравнении с иностранными и другими типами наших самолетов)
Як-1, Як-9 *М, Л, Т, Д, Ю)
Пилотаж6 Легкий, хорош в маневре, из штопора пробкой выходил, хорошая аэродинамика
Вооружение: БК-12,7 мм, пушки 37-45 мм. Синхронизация сложная. Бомбы - на "М" до 400 м.
Оборудование:
Просты в пилотаже, отличная аэродинамика, рация неважная, дешевые в строительстве.
Р-39 Кобра, Р-63 Кинг-Кобра
Тяжел в пилотаже, строгие, большая точность в управлении. Штопор с запаздыванием. Опасен: "голова-хвост" при потере высоты.
Вооружение лучше, сгруппированность, кучный бой, бомбы снаружи съедают скорость.
Великолепное оборудование, хорошая регулировка в РГП, комфорт, как на гражданском самолете. Хуже наших в бою.
На Яках зимой техсоставу было трудно подступится к мотору. Конструкция по материалу дешевая: немного металла, фанера, перкаль.
Ла22-1(3) - дельта древесина. Плохие пилотажные данные.
Ла-5 самолет достойный.
Кобра Р-39 не только слаба на вертикалях, при потере скорости падает "голова-хвост" без выхода из него. Выпрыгнуть из нее можно только в правую дверь, в левую - можно повиснуть на рычаге "микстура" (качели смеси).
Из Яка - только переверни, или, открыв фонарь, толкни ручку.
На Яке раненый летчик в ноги и руки не смог выпрыгнуть, убрал ноги и бросил ручку. Самолет, падая с 4000 м вышел в нормальное планирование и сбив плоскость с террикон, спас этим летчика. (Донбасс 1942 год, летчик Кириченко).
Эксплуатация: союзные самолеты (Харрикейны, Кобра) по принципу - осмотрел, заправь и не трогай.
Наши - ремонтоспособные до фантазии, но ходить нужно дай бог.
На Яках (кроме Як-3) конструктор недостаточно продумал такие элементы:
Стопор костыля - ручкой слева (не удобно).
Плохо видны бензочасы на плоскости, можно купиться.
Радиооборудование бедно и ненадежно в работе (не сравнимо с союзными радиостанциями).
АРТ (автомат регулирования температуры) ловушка, поставишь на автомат и конец водорадиатору.
Инструкция для немецких летчиков: "… с Ла-5 - заманивать на виражи, Як-9 - на вертикаль, с Як-3 - лучше не связываться!".
Яки страдали от Фокке-Вульфов 190 при атаке на встречных: у того воздушный двигатель и пробой пары цилиндров не страшен (свистит). Яку же самовар закипел - садись!
Лучшей оценкой Яку дали летчики "Нормандии", летавшие на всех самолетах мира. Взяли в подарок Як-3 и улетели на них во Францию.
Як-1, Як-7б - фронтовой истребитель, моторы: М-105п и 105 пф
Як-9Т - истребитель с замашками штурмовика.
Як-9Л - истребитель-бомбардировщик, люковый - 400 кг бомб (возили 200 кг, бомбили с горизонта, как с пикирования бомбы зависали, и бывало, на выводе взрывались). Запас топлива до 4 часов.
Як-9М - истребитель сопровождения (запас топлива 2 часа с минутами).
Як-9д, Як-9Ю - истребители дальнего сопровождения. Сопровождали Дугласы в Югославии.
ЯК-3 - истребитель для борьбы за господство в воздухе.
ЯК-11 - послевоенный учебно-боевой истребитель по данным ближе к Ла, чем к Якам.
На Як-1 пришлось летать сначала с гаргротом заподлицо с фонарем (неважный обзор сзади). И на тех, у кого был срезан гаргрот и каплевидный фонарь, приятный был самолет, в воздухе хороший обзор назад.
Як-9Ю - самолет почти с 6-часовым запасом топлива под сидением летчика, сидишь, как на пороховой бочке.
Самолеты Як-9Л "Малый театр фронту". Их вручали в Торжке артисты Малого театра.