357

Николаев В. М.

В период войны налетал 964 часа, сделав 1985 полетов. Летал в любых погодных условиях, днем и ночью на 9-ти типах самолетов. Выполнял пилотаж любой сложности.

В строевой части мы использовали УТ-1 и УТ-2 для отработки некоторых упражнений с целью экономии моторесурсов и горючего на своих боевых самолетах. Эти самолеты обладали простотой в управлении, чуткостью рулей во всех режимах полета и в пилотаже. А выполнять на них можно было все эволюции, что и на боевых самолетах. Разумеется, если позволяла мощность мотора. А это можно считать, было одним из недостатков. Планер позволял делать все, а мотор ограничивал своей мощностью.

Сравнивать УТ-1 и УТ-2 с полуторопланом Р-5 не целесообразно, так как последний хоть и совершенно отработанный конструктивно.

Недостаточная мощность мотора главный недостаток УТ-1 и УТ-2. Но это вина не конструктора, а уровня нашего моторостроения.

УТ-1,УТ-2 - легкий вес, простота и изящество, легкость в управлении и маневренность. Могли свободно взлетать и садиться на любые полевые площадки, даже при вынужденных посадках, сохраняясь от повреждений. Прочность конструкции хорошая.

При полетах в сложных и даже трудных метеоусловиях навигационное оборудование (компас, показатель поворота и крена (пионер), высотомер и указатель скорости) вполне обеспечивали безаварийный полет.

Не подводило и управление. Система защиты мотора (дефлекторы) всегда обеспечивала температурный режим работы мотора.

Что касается боевых типов конструкции Яковлева, то и здесь прослеживались те же особенности: простота управления, пилотажность, надежность.

ЯК-7 был тяжел. Требовался мощный мотор и 1100 сил не хватало, чтобы вести пилотаж, а значит, и бой с набором высоты.

Все Яки в режиме посадки позволяли легко перейти с И-16 на любой ЯК и даже с Яка на Ил-2. Глиссада планирования, выравнивания и приземления схожи.

Спутники ЯК-1, ЯК-3, ЯК-7 и ЯК-9 - это ЛаГ-3 и Миг-3. Оба эти вида были сильно тяжелы, а Миг-4 имел преимущество только в высотности. В этом он превосходил даже Мес-110.

Рекомендуем

Танкисты. Книга вторая

Легендарный танк Т-34 – "Тридцатьчетверка" – недаром стала главным символом Победы и, вознесенная на пьедестал, стоит в качестве памятника Освобождению по всей России и половине Европы. Эта книга дает возможность увидеть войну глазами танковых экипажей – через прицел наводчика, приоткрытый люк механика-водителя, командирскую панораму, – как они жили на передовой и в резерве, на поле боя и в редкие минуты отдыха, как воевали, умирали и побеждали.

Михаэль Брюннер: На танке через ад

Когда недоучившийся школьник Михаэль Брюннер вступал добровольцем в Вермахт, он верил, что впереди его ждут лишь победные фанфары, но он оказался в кромешном аду Восточного фронта. Таких, как

Воспоминания

Перед городом была поляна, которую прозвали «поляной смерти» и все, что было лесом, а сейчас стояли стволы изуродо­ванные и сломанные, тоже называли «лесом смерти». Это было справедливо. Сколько дорогих для нас людей полегло здесь? Это может сказать только земля, сколько она приняла. Траншеи, перемешанные трупами и могилами, а рядом рыли вторые траншеи. В этих первых кварталах пришлось отразить десятки контратак и особенно яростные 2 октября. В этом лесу меня солидно контузило, и я долго не мог пошевелить ни рукой, ни ногой, ни вздохнуть, а при очередном рейсе в роты, где было задание уточнить нарытые ночью траншеи, и где, на какой точке у самого бруствера осколками снаряда задело левый глаз. Кровью залило лицо. Когда меня ввели в блиндаж НП, там посчитали, что я сильно ранен и стали звонить Борисову, который всегда наво­дил справки по телефону. Когда я почувствовал себя лучше, то попросил поменьше делать шума. Умылся, перевязали и вроде ничего. Один скандал, что очки мои куда-то отбросило, а искать их было бесполезно. Как бы ни было, я задание выполнил с помощью немецкого освещения. Плохо было возвращаться по лесу, так как темно, без очков, да с одним глазом. Но с помо­щью других доплелся.

Показать Ещё

Комментарии

comments powered by Disqus
Поддержите нашу работу
по сохранению исторической памяти!