362

Бандурин Василий Иванович

Воевал на Як-1, Як-3. Як-7, Як-9, Як-11, Як-15, Як-17, УТ-1, УТ-2. Во время войны был в летном училище в качестве командира звена и отряда.

УТ-1 - самый малогабаритный одноместный спортивный самолет (между летчиками называли его пчелкой), юркий, не терпел перетягивания ручки, выполнял все фигуры высшего пилотажа. Легко сваливался в штопор и так же легко из него выходил. Кстати, эта черта характерна для всех модификаций самолетов конструкции Яковлева, что относится, конечно, к достоинству этих самолетов в технике пилотирования.

УТ-2 - (позднее модернизирован до Як-18) - это был двухместный дюралево-дерево-пилотажный малоскоростной (до 170 к/г). Большую роль сослужил в полках первоначального обучения.

Як-1, Як-3, Як-7 (б, В) - боевые истребители, пилотажные свойства схожие, но более маневренный и скоростной - Як-3.

Як-9 (Як-9д) - цельнометаллический, слабо вооружен (д), но запас горючего на 7 часов. Использовался в основном как разведчик.

Як-11 - учебно-тренировочный с крейсерской скоростью 300 к/ч. Использовался для обучения и тренировки летчиков в слепом полете. Мог выполнять все фигуры высшего пилотажа, но вертикальные фигуры выполнял ("петлю") с потерей высоты из-за недостаточной мощности мотора. Самолет послевоенный, цельнометаллический, оборудован АРК, ДГМК и др.

ЯК-12 - дюралево-перкальный, легкомоторный, малоскоростной, связной самолет. Крейсерская скорость - 100-110 км\ч.

Як-15 - первый яковлевский одноместный реактивный самолет, не вооружен. Предназначен для ознакомления полета с РД. Выполнял все фигуры высшего пилотажа так же маневренно (даже приятней). Но время полета ограничивалось до 30 минут.

Як-17б - двухместный реактивный самолет, модернизация Як-15. не вооружен, использовался как учебно-вывозной, как правило, перед самостоятельным вылетом на самолете Миг-15 до появлений спарки УТИ-Миг-15.

Положительное:

- хорошая (горизонтальная особенно) маневренность, достаточный обзор и вооружение. Сравнительно легкие и простые в управлении, что очень важно при обучении, освоении для лиц средних способностей;

- разнообразие в предназначении, в применении, использовании;

- простота в технической эксплуатации, обслуживании, как и в пилотировании послужили тому, что наибольшее количество летного состава проходило первоначальное обучение и боевое применение именно через самолеты Яковлева.

Недостаток:

- Мал запас горючего на боевых самолетах;

- Медленное производство доработок по рекомендациям летчиков, а их было много. На первых сериях ЯК-1 долго дорабатывался Р-7, в результате чего много моторов выведено из строя из-за раскрутки винта (стружка, закли….)

На самолетах Як-1, Як-7 долгое время не освобождались от перкали на плоскостях (частые срывы обливки при больших скоростях).

Наибольшую популярность завоевал Як-3, в нем было сосредоточено много новинок, и был среди всех более скоростной и более маневренный.

По отзывам многих летчиков, летавших на разных типах истребителей, больше всего положительно отзываются об Яках.

Рекомендуем

Танкисты. Книга вторая

Легендарный танк Т-34 – "Тридцатьчетверка" – недаром стала главным символом Победы и, вознесенная на пьедестал, стоит в качестве памятника Освобождению по всей России и половине Европы. Эта книга дает возможность увидеть войну глазами танковых экипажей – через прицел наводчика, приоткрытый люк механика-водителя, командирскую панораму, – как они жили на передовой и в резерве, на поле боя и в редкие минуты отдыха, как воевали, умирали и побеждали.

Михаэль Брюннер: На танке через ад

Когда недоучившийся школьник Михаэль Брюннер вступал добровольцем в Вермахт, он верил, что впереди его ждут лишь победные фанфары, но он оказался в кромешном аду Восточного фронта. Таких, как

Воспоминания

Перед городом была поляна, которую прозвали «поляной смерти» и все, что было лесом, а сейчас стояли стволы изуродо­ванные и сломанные, тоже называли «лесом смерти». Это было справедливо. Сколько дорогих для нас людей полегло здесь? Это может сказать только земля, сколько она приняла. Траншеи, перемешанные трупами и могилами, а рядом рыли вторые траншеи. В этих первых кварталах пришлось отразить десятки контратак и особенно яростные 2 октября. В этом лесу меня солидно контузило, и я долго не мог пошевелить ни рукой, ни ногой, ни вздохнуть, а при очередном рейсе в роты, где было задание уточнить нарытые ночью траншеи, и где, на какой точке у самого бруствера осколками снаряда задело левый глаз. Кровью залило лицо. Когда меня ввели в блиндаж НП, там посчитали, что я сильно ранен и стали звонить Борисову, который всегда наво­дил справки по телефону. Когда я почувствовал себя лучше, то попросил поменьше делать шума. Умылся, перевязали и вроде ничего. Один скандал, что очки мои куда-то отбросило, а искать их было бесполезно. Как бы ни было, я задание выполнил с помощью немецкого освещения. Плохо было возвращаться по лесу, так как темно, без очков, да с одним глазом. Но с помо­щью других доплелся.

Показать Ещё

Комментарии

comments powered by Disqus
Поддержите нашу работу
по сохранению исторической памяти!