298

Годенов А.Л.

Я летал на УТ-1, УТ-2, Як-11,Як-9 и Як-7Б. Летал я и на Лаге-3, Ла-7 и Кинг-Кобре.

Як-7Б и Як-7 сравнительно легкие самолеты, с моторами М-105, с короткими стойками шасси, с трехлопастным винтом изменяемого шага. В пилотировании он хорошо шел на вертикаль, но быстро терял скорость в конце вертикали.

На взлете и посадке самолет требовал очень ограниченных, почти не заметных движений ручкой управления. Была возможность на резбеге задеть винтом землю, если излишне поднять хвост.

Общего глушителя эти самолеты не имели. Каждый цилиндр мотора имел свой карбюратор и короткий реактивный патрубок выхлопных газов. Ночью это мешало летчику.

Кресло пилота было удобно, но только для полета. А для долгого сидения в готовности № 1 на земле. Оно было страшно неудобно. Посидев в кабине один час, а тем более, больше, летчики, вылезая из кабины, буквально падали от боли в пояснице. Появилась даже профессиональная болезнь летчиков.

В конструкции самолета преобладало дерево. Техническое обслуживание планера было простым, доступным. А двигателя и вооружения - требовало навыков и умения.

Каждый тип Яков имел свое место - наружное расположение маслорадиатора. Их так и звали иногда - "барадочи". Это только в Як-3 спрятали маслорадиаторы в крылья.

Як-9 - летающая цистерна. В крыльях его были установлены объемистые резиновые бензобаки. Этот самолет выполнял задачи сопровождения на большую глубину. В пилотаже был неуклюж - "воловый".

Имел автоматические предкрылки, облегчающие переднее ребро атаки крыла. Которые на больших углах атаки сами выдвигались вперед, чем сдвигали срыв потока дальше по хорде. При отдачи ручки вперед они громко хлопали по крылу прилегая к нему.

На Як-11 на Сахалине в Корсакове, пилотируя в зоне, я заметил, что верхняя поверхность крыльев вздулась пузырем. Прикратив пилотаж, я на малой скорости пошел на посадку, а на земле оказалось все нормально. Перкаль, надетая мешком на крыло, лежала на месте. Меня обвинили даже в трусости. Но все же решили проверить. Командир полка взлетел и убедился. Затем их сняли с эксплуатации.

Все Яки узнаваемы по форме киля, он был крутой.

Рекомендуем

Танкисты. Книга вторая

Легендарный танк Т-34 – "Тридцатьчетверка" – недаром стала главным символом Победы и, вознесенная на пьедестал, стоит в качестве памятника Освобождению по всей России и половине Европы. Эта книга дает возможность увидеть войну глазами танковых экипажей – через прицел наводчика, приоткрытый люк механика-водителя, командирскую панораму, – как они жили на передовой и в резерве, на поле боя и в редкие минуты отдыха, как воевали, умирали и побеждали.

Михаэль Брюннер: На танке через ад

Когда недоучившийся школьник Михаэль Брюннер вступал добровольцем в Вермахт, он верил, что впереди его ждут лишь победные фанфары, но он оказался в кромешном аду Восточного фронта. Таких, как

Воспоминания

Перед городом была поляна, которую прозвали «поляной смерти» и все, что было лесом, а сейчас стояли стволы изуродо­ванные и сломанные, тоже называли «лесом смерти». Это было справедливо. Сколько дорогих для нас людей полегло здесь? Это может сказать только земля, сколько она приняла. Траншеи, перемешанные трупами и могилами, а рядом рыли вторые траншеи. В этих первых кварталах пришлось отразить десятки контратак и особенно яростные 2 октября. В этом лесу меня солидно контузило, и я долго не мог пошевелить ни рукой, ни ногой, ни вздохнуть, а при очередном рейсе в роты, где было задание уточнить нарытые ночью траншеи, и где, на какой точке у самого бруствера осколками снаряда задело левый глаз. Кровью залило лицо. Когда меня ввели в блиндаж НП, там посчитали, что я сильно ранен и стали звонить Борисову, который всегда наво­дил справки по телефону. Когда я почувствовал себя лучше, то попросил поменьше делать шума. Умылся, перевязали и вроде ничего. Один скандал, что очки мои куда-то отбросило, а искать их было бесполезно. Как бы ни было, я задание выполнил с помощью немецкого освещения. Плохо было возвращаться по лесу, так как темно, без очков, да с одним глазом. Но с помо­щью других доплелся.

Показать Ещё

Комментарии

comments powered by Disqus
Поддержите нашу работу
по сохранению исторической памяти!