280

Кашин В.И.

Ут-2 в 1940-1941 гг. Батайская ВАШ им. А. Серова, курсантом

Як-7, Як-7в, Як-1, Як-9, Як-9М, Як-9т, Як-9Д в 1943-1946 гг. в Конотопском ВАУ командиров звеньев им. П. Осипенко летчиком-инструктором.

УТ-2 в 1946-1947 гг. в Чугуевском ВАУ летчиком-инструктором.

Могу сравнивать качества Яков только с Ла-5, на котором тоже летал. Иностранные же истребители по отзывам товарищей (это спитфайеры, харикейны, китихадки) хуже наших и по летно-тактическим данным и в управлении.

Итак Як против Ла-5.

Взлет на Яке труднее, чем на Ла-5, так как сильнее сказывалась реакция винтомоторной группы, но посадка намного проще.

В пилотировании и пикировании (особенно) Ла-5 устойчивее по той же причине.

Летно-тактические данные примерно одинаковы. Так же недостатком этих типов самолетов является отсутствие отсека отрицательных перегрузок в бензобаках, в результате чего при перевернутом полете бензин через суфлер вытекал в атмосферу. По этой причине я трижды садился с остановленным мотором без горючего на посадку. Да еще на Яках, конечно, был лучше обзор, так как нос у них острый.

Конструктивные особенности:

- Ла-5 деревянной конструкции, у Яков же деревянные были только плоскости, поэтому Яки были несколько легче.

Лонжероны и все остальные силовые элементы были из дельта древесины (очень прочные и тяжелые), обшивка из березового шпона, многослойного, склеенного под углом 45 градусов между собой (слои) клеем, по-моему, ВИАМБ-3.

- На обоих типах самолетов были установлены винты изменяемого шага (ВИШ), но на яках на малый угол винт ставился автоматически с помощью центр. сил грузиков, а на большой шаг давлением масла. На Ла-5 - наоборот. В результате такой конструкции, на Яках, если летчик в полете зазевается и вовремя не уменьшит обороны двигателя, то ВИШ вставал на малый угол атаки и происходила раскрутка двигателя - вода закипала, тяга падала, а следовательно прекращение задания. На Ла-5 этого не происходило.

- На Яках шасси и щитки-закрылки выпускались, и убирались от воздушной системы и вся эта система отлично работала, тем более был отличный на борту самолета компрессор, который успешно компенсировал расход воздуха. Я не помню ни одного случая отказа этой системы.

А вот на Ла-5 шасси из щ.-закр. Управлялись от гидравлической системы: трубки этой системы часто лопались, кнопки управления шасси заедали и часто по этой причине были аварии. Верно, на борту была воздушная аварийная система, но она служила только для выпуска шасси и торможения на земле при пробеге.

А вообще летать на Яках, тем более, обучать курсантов, было спокойнее.

Вооружение на Яках было различное в зависимости от модификации. Но на Як-9Т, на которых была пушка калибром 37 мм, при стрельбе скорость самолета падала, поэтому в очереди при стрельбе не должно было быть более 5 выстрелов.

Рекомендуем

Танкисты. Книга вторая

Легендарный танк Т-34 – "Тридцатьчетверка" – недаром стала главным символом Победы и, вознесенная на пьедестал, стоит в качестве памятника Освобождению по всей России и половине Европы. Эта книга дает возможность увидеть войну глазами танковых экипажей – через прицел наводчика, приоткрытый люк механика-водителя, командирскую панораму, – как они жили на передовой и в резерве, на поле боя и в редкие минуты отдыха, как воевали, умирали и побеждали.

Михаэль Брюннер: На танке через ад

Когда недоучившийся школьник Михаэль Брюннер вступал добровольцем в Вермахт, он верил, что впереди его ждут лишь победные фанфары, но он оказался в кромешном аду Восточного фронта. Таких, как

Воспоминания

Показать Ещё

Комментарии

comments powered by Disqus