360

Левитин Леонид Маркович

Гвардии полковник в отставке.

В войну летал на Як-1, Як-7У (спарка), Як-7б (одноместный), ЯК-3,Як-9М, Т, Л.

Так как летал и на иностранной технике сравню ее с Яковлевыми всех времен и типов поршневых двигателей.

УТ-1, УТ-2

Пилотаж: прост, легок, маневрен, но аккуратен (особенно УТ-1).

Оборудование: крайне необходимые приборы. Рация отсутствовала. Мощность двигателя малая (120 л/с).

Комфорт: советский. Хорошая ремонтовозможность.

АТ-6 (США).

Пилотаж: не полный высший, тяжеловат.

Назначение: учебно-тренировочный.

Оборудование: приборов, как на наших боевых. Рация, радиополукомпас.

Комфорт: международный. Инструмент - сказка для техника. Неремонтовозможный.

Боевые Яки (в сравнении с иностранными и другими типами наших самолетов)

Як-1, Як-9 *М, Л, Т, Д, Ю)

Пилотаж6 Легкий, хорош в маневре, из штопора пробкой выходил, хорошая аэродинамика

Вооружение: БК-12,7 мм, пушки 37-45 мм. Синхронизация сложная. Бомбы - на "М" до 400 м.

Оборудование:

Просты в пилотаже, отличная аэродинамика, рация неважная, дешевые в строительстве.

Р-39 Кобра, Р-63 Кинг-Кобра

Тяжел в пилотаже, строгие, большая точность в управлении. Штопор с запаздыванием. Опасен: "голова-хвост" при потере высоты.

Вооружение лучше, сгруппированность, кучный бой, бомбы снаружи съедают скорость.

Великолепное оборудование, хорошая регулировка в РГП, комфорт, как на гражданском самолете. Хуже наших в бою.

На Яках зимой техсоставу было трудно подступится к мотору. Конструкция по материалу дешевая: немного металла, фанера, перкаль.

Ла22-1(3) - дельта древесина. Плохие пилотажные данные.

Ла-5 самолет достойный.

Кобра Р-39 не только слаба на вертикалях, при потере скорости падает "голова-хвост" без выхода из него. Выпрыгнуть из нее можно только в правую дверь, в левую - можно повиснуть на рычаге "микстура" (качели смеси).

Из Яка - только переверни, или, открыв фонарь, толкни ручку.

На Яке раненый летчик в ноги и руки не смог выпрыгнуть, убрал ноги и бросил ручку. Самолет, падая с 4000 м вышел в нормальное планирование и сбив плоскость с террикон, спас этим летчика. (Донбасс 1942 год, летчик Кириченко).

Эксплуатация: союзные самолеты (Харрикейны, Кобра) по принципу - осмотрел, заправь и не трогай.

Наши - ремонтоспособные до фантазии, но ходить нужно дай бог.

На Яках (кроме Як-3) конструктор недостаточно продумал такие элементы:

Стопор костыля - ручкой слева (не удобно).

Плохо видны бензочасы на плоскости, можно купиться.

Радиооборудование бедно и ненадежно в работе (не сравнимо с союзными радиостанциями).

АРТ (автомат регулирования температуры) ловушка, поставишь на автомат и конец водорадиатору.

Инструкция для немецких летчиков: "… с Ла-5 - заманивать на виражи, Як-9 - на вертикаль, с Як-3 - лучше не связываться!".

Яки страдали от Фокке-Вульфов 190 при атаке на встречных: у того воздушный двигатель и пробой пары цилиндров не страшен (свистит). Яку же самовар закипел - садись!

Лучшей оценкой Яку дали летчики "Нормандии", летавшие на всех самолетах мира. Взяли в подарок Як-3 и улетели на них во Францию.

Як-1, Як-7б - фронтовой истребитель, моторы: М-105п и 105 пф

Як-9Т - истребитель с замашками штурмовика.

Як-9Л - истребитель-бомбардировщик, люковый - 400 кг бомб (возили 200 кг, бомбили с горизонта, как с пикирования бомбы зависали, и бывало, на выводе взрывались). Запас топлива до 4 часов.

Як-9М - истребитель сопровождения (запас топлива 2 часа с минутами).

Як-9д, Як-9Ю - истребители дальнего сопровождения. Сопровождали Дугласы в Югославии.

ЯК-3 - истребитель для борьбы за господство в воздухе.

ЯК-11 - послевоенный учебно-боевой истребитель по данным ближе к Ла, чем к Якам.

На Як-1 пришлось летать сначала с гаргротом заподлицо с фонарем (неважный обзор сзади). И на тех, у кого был срезан гаргрот и каплевидный фонарь, приятный был самолет, в воздухе хороший обзор назад.

Як-9Ю - самолет почти с 6-часовым запасом топлива под сидением летчика, сидишь, как на пороховой бочке.

Самолеты Як-9Л "Малый театр фронту". Их вручали в Торжке артисты Малого театра.

Рекомендуем

Танкисты. Книга вторая

Легендарный танк Т-34 – "Тридцатьчетверка" – недаром стала главным символом Победы и, вознесенная на пьедестал, стоит в качестве памятника Освобождению по всей России и половине Европы. Эта книга дает возможность увидеть войну глазами танковых экипажей – через прицел наводчика, приоткрытый люк механика-водителя, командирскую панораму, – как они жили на передовой и в резерве, на поле боя и в редкие минуты отдыха, как воевали, умирали и побеждали.

Михаэль Брюннер: На танке через ад

Когда недоучившийся школьник Михаэль Брюннер вступал добровольцем в Вермахт, он верил, что впереди его ждут лишь победные фанфары, но он оказался в кромешном аду Восточного фронта. Таких, как

Воспоминания

Показать Ещё

Комментарии

comments powered by Disqus