Летал на УТ-2, УТ-1, Як-18, Як-11,Як-12, Як-7Б. Як-9Т, Як-9П, Як-9ДД (дальний). На ЯК-3 не летал.
Налетал около 14 тысяч часов.
Все самолеты немцев были радиофицированы. А наши самолеты в первые годы И-16,И-15 (бис), И-153 (чайка) были глухонемые.
Кто мог подумать, что самолет По-2 (У-2) станет боевой единицей. Навешивали на крылья бомбы по 200 кг. Полки летали ночью и приносили урон противнику.
Як-7Б. Недостаток - кабина летчика. Голова упиралась сзади продолжение фюзеляжа, задний обзор плохой. Срезали часть фюзеляжа, установили светлый плексиглас, поставили в головной части 12-сантиметровый триплик, а спина была и раньше защищена стальной плитой. Самолет не был радиофицирован. Поставили радиопередатчик КВ. Это было для летного состава одно мучение: треск в шлемофоне, одни помехи, команды с земли не слышно. Плохая экранизация от воздействия магнита. Когда установили ультракороткий УКВ, связь стала устойчивее.
Як-9П (пушечник)
ЯК-9дд (дальний). Участвовал в челночной операции сопровождения американских крепостей.
УТИ-1 вертлявый, пилотировать надо на вы, не прощал ошибок. Подвод на посадку делать с низким подводом. Посадка может быть с плюхом с поломкой. Механик самолета брал на плечо хвостовое оперение и вел, как лошадь под уздцы в ангар или на стоянку.
А вот УТ-2 ветеран ОКБ. Простой, выполнял высший пилотаж.
АИР-6. Самолет типа "Парасоль", верхнего расположения крыла. Силовые установки крыла держали два подкоса, укрепленные к фюзеляжу. Кабина была закрытая, остекленная плексигласом. Мотор М-100. Максимальная скорость 160 км/час.
В 1947 году появился прототип АИР-6 - Як-12. Крыло типа "Парасоль" с подкосами. Кабина самолета светлая, с отоплением. На борт можно брать трех пассажиров или на носилках больного или раненого в сопровождение медперсонала. Двигатель М-150 с автоматическим изменением шага винта. Закрылки с выпуском 45о и 25о. запуск мотора, выпуск щитков (закрылок) тормоза сжатым воздухом. Оборудован аэронавигационными огнями, с мощной фарой в крыле для ночных полетов.
Хороший УКВ приемник-передатчик. Совершенный авиагоризонт, можно летать по приборам, РПК (радиополукомпас), высотомер, прибор скорости, приборы моторной группы.
Максимальная скорость 180 км/час, посадочная 45 км/час, а можно еще сделать меньше путем выпуска воздушных щитков. Дальность 800 км. Отличный был самолет.
Более усовершенствованный самолет ЯК-12, но двигатель еще мощнее.
Боевые качества Як-3 по отношению к Мессерам, Фоккер-Вульфам на много выше. недостаток всех Яковлевых - это моторная группа, попади пуля или осколок в водяной радиатор или в водяную рубашку, как мотор через минуту заклинивал. Конкурентом ЯК-3 был Ла-5.
У Лавочкина мотор воздушного охлаждения, двухрядная звезда 18 цилиндров, выходят два-три, четыре цилиндра из строя. Самолет живуч. Но зимой Як-3 и другие Яки удобные в эксплуатации, залил горячей водой, самолет - готов к вылету.
А вот чтобы запустить Лавочкин зимой тратят на подогрев около часу лампами АПЛ (авиационная полярная лампа) примус большого объема.