3731
Рецензии

Утомленные солнцем-2

Я хорошо помню выступление Никиты Сергеевича на пресс-конференции после Каннского фестиваля 1994 года. Золотая пальмовая ветвь тогда досталась «Криминальному чтиву» Тарантино, а михалковские «Утомленные солнцем» довольствовались утешительным призом. Возмущенный мэтр кричал, что западная публика привыкла потреблять, что фильм Тарантино это семечки, шелуху которых сметет ветер истории. Время показывает, что Михалков ошибался. Гениальный фильм Тарантино занял свое место в истории кинематографа, а добротная поделка Никиты Серегеевича всплыла только в связи с ее сиквелом.

О чем фильм «Утомленные солнцем-2»? О том, что на войне убивают. Больше ни о чем. Масса главных и второстепенных героев гибнут, даже не успев толком представиться. Количество трупов, выпущенных кишок и крови переходит все разумные пределы. В Бесланском морге в 2004 году я видел десятки обожженных, разлагающихся тел. Мне не надо объяснять, как они пахнут. Я видел женщину, которая опознала в одном из этих тел свою дочь. Я ее не только видел, но и слышал. Это не опереточные истерики мужчин и женщин, занятых в этом кино и верещащих по любому поводу, дабы изобразить эмоциональное потрясение. Не дай вам бог такое услышать... Что происходит с человеком в такой ситуации? Количество воспринимаемого ужаса забивает информационный канал, и функция сострадания выключается. Ты все видишь и слышишь, но не сочувствуешь. Тебе надо работать. Иначе никак... Тоже самое со мной произошло при просмотре «Утомленных солнцем» - в нем не кому сострадать. Переживания героев скрыты под слоем крови, трупов и мата призванного, видимо, символизировать близость барина к народу. Монолог умирающего лейтенанта жалок. От сцены с умирающим Дермидонтом, в которой красота полуобнаженной Михалковой противостоит, как я понимаю, уродству войны просто тошнит настолько лубочно, «в лоб» она сделана.

Фильм Михалкова напоминает воспоминания человека - хаотичные, перескакивающие с одного на другое и вновь возвращающиеся назад. Это воспоминания человека так и не понявшего смысл своей жизни, скучные в своей продолжительности и не вызывающие сопереживания. С достоверностью их тоже проблема. Начиная от курлыкающей зимой горлицы, через штрафбаты и ЗИС-3 в октябре 41, к особым отрядам СМЕРШ в 43-ем. А уж как Михалков многотонную башню Т-4 (такая башня появилась на этом танке в конце следующего, 42-го, кстати) один поднял… ну просто Илья Муромец какой-то...

Две красные ниточки протянуты через фильм. Первая - любовь Никиты Сергеевича к насекомым (пчелы, бабочки, шмели), которые заменили собой солнечный зайчик «Утомленных солнцем-1». Зимой их заменяют «белые мухи», периодически застилающие экран. Надо сказать, вообще экран частенько застилается то дымом, то туманом, то облаками. Боюсь предположить, что батальную сцену с курсантами (полностью тыренную из «Это мы, Господи» Воробьева) режиссер покрыл дымом, дабы скрыть свое неумение ее снять. Вторая - религиозная, замешанная на язычестве. По ходу фильма силой молитвы Ю-87 вгоняют в воду, Надя проходит обряд крещения, двое татар совершают намаз, а в конце, в сцене счастливого спасения от бомбы, Михалков и пленный достают свои амулеты.

Банально, но факт - история повторяется дважды: сначала как трагедия, затем как фарс. Опять, как и 16 лет назад михалковские «Утомленные солнцем» в Каннах. Но если тогда его добротно сделанный фильм проиграл гениальному произведению, то в этот раз присутствие Тарантино не понадобится.

Вердикт: Если у вас есть лишние деньги и 3 часа - сходите, только детей не берите. Если же вы хотите узнать о войне, то потратьте чуть больше времени и посмотрите «Иваново детство», «Иди и смотри», «Пятнадцатая весна», «Батальоны просят огня». Уверяю вы узнаете гораздо больше.

Артем Драбкин

Рекомендуем

Танкисты. Книга вторая

Легендарный танк Т-34 – "Тридцатьчетверка" – недаром стала главным символом Победы и, вознесенная на пьедестал, стоит в качестве памятника Освобождению по всей России и половине Европы. Эта книга дает возможность увидеть войну глазами танковых экипажей – через прицел наводчика, приоткрытый люк механика-водителя, командирскую панораму, – как они жили на передовой и в резерве, на поле боя и в редкие минуты отдыха, как воевали, умирали и побеждали.

Михаэль Брюннер: На танке через ад

Когда недоучившийся школьник Михаэль Брюннер вступал добровольцем в Вермахт, он верил, что впереди его ждут лишь победные фанфары, но он оказался в кромешном аду Восточного фронта. Таких, как

Воспоминания

Перед городом была поляна, которую прозвали «поляной смерти» и все, что было лесом, а сейчас стояли стволы изуродо­ванные и сломанные, тоже называли «лесом смерти». Это было справедливо. Сколько дорогих для нас людей полегло здесь? Это может сказать только земля, сколько она приняла. Траншеи, перемешанные трупами и могилами, а рядом рыли вторые траншеи. В этих первых кварталах пришлось отразить десятки контратак и особенно яростные 2 октября. В этом лесу меня солидно контузило, и я долго не мог пошевелить ни рукой, ни ногой, ни вздохнуть, а при очередном рейсе в роты, где было задание уточнить нарытые ночью траншеи, и где, на какой точке у самого бруствера осколками снаряда задело левый глаз. Кровью залило лицо. Когда меня ввели в блиндаж НП, там посчитали, что я сильно ранен и стали звонить Борисову, который всегда наво­дил справки по телефону. Когда я почувствовал себя лучше, то попросил поменьше делать шума. Умылся, перевязали и вроде ничего. Один скандал, что очки мои куда-то отбросило, а искать их было бесполезно. Как бы ни было, я задание выполнил с помощью немецкого освещения. Плохо было возвращаться по лесу, так как темно, без очков, да с одним глазом. Но с помо­щью других доплелся.

Показать Ещё

Комментарии

comments powered by Disqus
Поддержите нашу работу
по сохранению исторической памяти!