Top.Mail.Ru
13456
Летчики-бомбардировщики

Вавилов Иван Степанович

Старший лейтенант, командир экипажа A-20G 13-го Гвардейского Краснознамённого морского разведывательного Констанцского авиационного полка (2-я гвардейская минно-торпедная авиационная дивизия, ВВС Черноморского флота). В настоящее время проживает  в г. Колпашево Томской области.

Я родом из Подмосковья, Серпуховской район, с. Нефедово, это рядом там. Серпухов это, если посмотреть по карте, 100 км на юг от Москвы. Родился я, как вам сказать, четыре брата, к сожаленью я остался только один и главное самый старший, а помоложе ушли из жизни уже. В нашей семье 4 брата -2 летчика. Один летчик- Сережа, Сергей, летчик истребитель в 42-ом году в апреле месяце гибнет в воздушном бою на Карельском фронте

Но это много, долго рассказывать.

Я в 39-ом году закончил серпуховской аэроклуб. После аэроклубов направляли в летные школы. В Качинскую, знаменитую школу, в которой учился Василий Сталин, да, я его даже видел в то время. Это был 40-ой год, весна. Он там в то время учился.

Как у нас бывало, я работал и учился в аэроклубе. Сначала теорию. В авиации теории много: там штурманская подготовка, аэродинамика, мотор, самолет, вооружение. Много дисциплин приходится учить. Сначала теория, а потом практика. Практика на самолете

У-2. Так вот, я заканчиваю аэроклуб. Между прочим, я уже должен был идти в армию по возрасту, я 20-го года рождения, марта месяца, но была отсрочка, потому что я в аэроклубе учился. Было такое указание. Мы были одержимы такой романтикой полета! Хотя как вам сказать. Было все. Я помню хорошо 30-е годы, те голодные годы, мать одна, четверо у неё детей, надо кормить, она на фабрике работает, что-то там получает. Вообщем хлебнули. И короче. Направляют меня в летную школу. Я с удовольствием! В Качинскую, это под Севастополем, есть местечко Кача. Это школа давно существовала, давно работала и я туда попадаю. Начинаю учиться. Месяц я отучился. Это чисто истребительная школа, где учили летчиков-истребителей. И вот медицинская комиссия. Ну перед поступлением в аэроклуб медкомиссию конечно проходишь. Очень сильный отбор был. И представьте себе- у меня длины ног не хватило для управления истребителем. Ага. А истребители у нас были такие: И-16, И-15,И-153 ( это "Чайка"), а бомбардировщики :- это СБ, ДБ-3Ф или Ил-4 это одно и тоже, и потом – ой, забыл, ещё один самолет. Ну короче. И меня отчисляют из этого училища то, Качинского. Каково мое было разочарование, каковы были мои слезы!

- Медкомиссия?

- Да, медкомиссия.

- Это уже после того как вы там полетали какой-то период?

- Нет. Еще нет. До полетов не дошло дело. Нет, это мы ещё месяц где-то теорией занимались.

- А присягу там же приняли, в Каче?

- Тоже нет, нет.  Трудно это вспоминать. И я возвращаюсь домой, к мамочке, к остальным братьям. Вот так. Это была весна 40-го года. А в октябре того же года меня забирают в армию. Ой, много было нюансов, таких жизненных передряг и всяких бяк.

Забрали в армию, везут нас по Белому морю, Кольский полуостров, Мурманск. Нас привезли в бухту Ваенга. Вы предстваляете себе бухту? Там базировался флот. Сейчас это по-моему Северодвинск. В одной бухте, в другой бухте. Повторяю – 40-ой год. И вот нас привозят туда, размещают. О какой-то сейчас читаю дедовщине. Тогда и слова то не было такого. А жили мы в кирпичном 3-х этажном здании, в казарме, там столько людей, столько солдатиков! Чтобы какие то драки? Все ничего. И все отглажено (смеется).

Это был полк..

- Это ВВС, вы все равно в авиацию попали?

- Да, я попал в авиацию. Я попал в полк кем и чем? Оружейником. ШМАС, школа младших авиационных специалистов называлась. Наша задача, нас обучили, зарядить пулеметы. Да, под этой Ваенгой, километров однако десяток, или пятнадцать- аэродром. Грунтовой. Там настроены были землянки, не какие-то там особые, но теплые, хорошие. Все же зима, Мурманск, север. Иногда посылали в наряд, стоишь с винтовкой, трещит мороз, и вот как будто шпион крадётся, черт его побери!

Да. Было организовано дежурство. Звено на И-16.

- Там тоже они были?

- Там были И-16, И-15, там были СБ. Это он назывался скоростной бомбардировщик, того времени, цельнометаллический, я на нем летал. Ну это у меня был как учебный, не в боевых действиях. Они даже в боевых действиях принимали участие, где-то читал, что и Гастелло на нем воевал, Вы слышали про Гастелло?

- Конечно.

- Он совершил подвиг. Далее. Краткое отступление. Летчики, которые в дежурном звене, как бы руки чешутся, повоевать бы! Надо сказать было грозовое такое предчувствие, ещё я помню хорошо высказывание Сталина – "Дело явным образов идет к войне!" . Был такой вывешен лозунг. У немцев техника получше была во первых, во вторых побольше её было, в третьих в 40-ом году он оккупировал, ой я в политику вдаюсь.

- В общем вы войну ждали уже?

- Да! Вот например днем появляются два-три самолета немецких, так на 5000 м высоты. Зачем они летят, они не бомбят, фотографируют все. Тревога! Самолеты взлетают. Но пока наш "ишак" эти 5000 наберет, они уходят. Вот так я начал служить. Моя работа- заряжать пулеметы, чистить пулеметы, снимать пулеметы. Пулеметы шкасовские, слыхали про них?. Очень скорострельные, 7,6 калибра.

- А полк тренировался? Стрельбы вел по целям, по полигону, по конусу?

- Они? Да, да, тренировались.

- Не экономили?

- Да, тренировались, стреляли по конусу, потом бросали. Смотришь потом , окраска чья, кто как стрелял. Это было, проводилась эта работа.

- А случались жалобы пилотов на отказ пулеметов, по вашей вине или по какой то другой?

- Были. В нашей роте…., надо сказать что мы были все одеты в морскую форму, бушлат, брюки. Если в увольнение идти, под матрасик кладешь, поспишь на них, они погладятся.

Но все шло к войне, чувствовалось напряжение, тревожное состояние общее такое. И вот, 11 июня 41 года меня вызывают в штаб. По армии приказ Сталина :" всех тех, кто окончил аэроклуб, немедленно отправить в летные училища". Ну я тут как подпрыгнул! Ну я хотел летать, вы понимаете?

- Ну вы уже один раз побывали в летном училище?

- Да. И я с такой обидой, что ли вернулся домой, помню, мать меня все уговаривала, " ну что ты сынок мол, не всем же летать", в таком духе. А тут вот такой приказ. Я так несказанно был обрадован и прочая прочая. Короче, мне дают документы –следовать в город Ейск. Это на берегу Азовского моря городишко небольшой, там аэродром хороший был.

- Я перебью вас, Иван Степанович. А вот вас списали по росту, из-за того, что рост маленький?

- По длине ноги, удлинить бы их как-то, так у меня все нормально было. Я был просто как сказать, шокирован что ли выразиться. Вот еб…, елки палки, из-за чего, все нормально и на.

- А Сталина вы там видели?

- Да, Василия Сталина видел. Он ездил на мотоцикле, жил в отдельной комнате. Казарма, а он в отдельной комнате.

- Говорят, он и в наряды ходил, всё выполнял как все?

- Да, но мы стали задавать вопросы "А как Василий Сталин учится, а какие ему условия, а как он выполняет положенные обязанности?" Нам правда говорили преподаватели " вы поменьше задавайте эти вопросы, оставьте в покое Василия". А он на мотоцикле по этому поселку Кача, дома начсостава, ДНС. Это 3-х, 5-этажки там, давно построены, из ракушечника. Если вы были в Крыму, видели там в основном из него строят, пилится, вырезаются кирпичи и т.д. Так вот о Сталине, они говорят: "отец сказал и приказал, чтобы никаких отступлений от тех порядков, которые существуют в этом училище". Вот так. Потом я уезжаю, и конец не знаю. Кем и когда он закончил учебу. Но о нем достаточно написано и прочее.

Пилот-бомбардировщик старший лейтенант Вавилов Иван Степанович, великая отечественная война, Я помню, iremember, воспоминания, интервью, Герой Советского союза, ветеран, летчики-бомбардировщики, СБ, Пе-2, А-20Ж, A-20G, Пе-8, Р-5, Ил-2, истребитель, мессер, боевой вылет, Ил-4, По-2, У-2, Б-25, B-25, пулемет, радист, штурман, летчик, стрелок, стрелок-радист, Як-1, Як-3, Як-9, Як-7, Як-7Б, УТ-2, УТИ-4, И-15, И-15, И-153, ЛаГГ-3, Миг-3, Ла-5, Ла-7, Ме-109, Ме-110, ФВ-190, ФВ-189, возбушный бой, Боевой разворот, кобра, Р-39, пушка, ВЯ, РС, РС-82, реактивный снаряд, штурмовка, взлет, посадка, бомба, ПТАБ, механик, моторист, приборист, оружейник

- Давайте его оставим и в Ейск, как вы в Ейск приехали?

- И вот я с документами по железной дороге еду в г. Ейск, с Мурманска доезжаю до Москвы. Ещё под свой риск. Серпухов 100 км от Москвы, там пригородные поезда ходят, я домой забегаю, к матери, попрощаться что ли, попроведать родное гнездо. И еду дальше, прибываю, 18 июня 41 года я в Ейске. Я в училище. Там скажем человек 500 курсантов, набор идет, потом будет учеба. А война то через 4 дня уже загрохотала. " Киев бомбили , нам обьявили что началася война". Была такая песня. Вот. Мы начинаем учиться. Шоры нам такие дали, ночью марши по 30-40 километров. Марш 20 километров туда, да 20 обратно. Ночью. Тренировки такие, закалка. Ну питание было хорошее во первых, во вторых там все оборудовано было. Там я помню были прекрасные сады училищные.

- Полоса бетонная?

- Грунтовая. Бетонных полос мало очень было, в основном были грунтовые.

- Там готовили на истребителя?

- Нет. Там МБР-2 был, это так называемый морской ближний разведчик. У него мотор был над фюзеляжем, укреплен был, винт толкающий. Он садился на море, на воду и взлетал с воды. Очень имел маленькую скорость, вооружение слабое. Как война началась, их в первый год немцы срубили. И их не стало. Так вот это МБР-2, И -153 "Чайка". Это маневренный самолет по тем временам. Ну как вам сказать. Мы отставали, в скоростях, в вооружении, у них такие самолеты были, мессер, хенкеля , юнкерсы и т.д.

- А вы в Ейске на чем стали летать?

- Я учился и летал и чтобы добраться до А-20G "Бостон" – У-2, УТ-2, был такой самолет, СБ.

- На Р-5 нет?

- На нем нет, нет. Я знаю этот самолет, но на нем не летал. Вот через эти 3 самолета я и подошел к "Бостону". Сентябрь 41 года. Идет война, там я помню был порт небольшой, маленький. А в это время пшеница созрела, уборка хлебов. Немцы стали летать и бомбить эту пристань. А тут рядом наши корпуса, а они знают, что это училище, они знают, что там 500 курсантов, которые учатся. Начали бомбить. Нас завтра же в железнодорожный состав грузят и везут. Мы сами не знаем куда. Знаем что на восток. Учиться в Ейске нельзя. Немец прет! Везут, везут, через Сталинград. Короче, нас привозят в Казахстан. Станция, как сейчас помню – Тайнча. Привезли, сентябрь, холодно, а жить негде, а спать негде. Там было два здания хороших, оставили их для учебы, классные занятия надо проводить.

Копаем землянки, лопатами, давай махать. Построили хорошие, с накатом, буржуйки там внутрях - мы зажили. А сначала спали в палатках, а уже иней такой. Да мало того, в эти 4-х местные палатки умудрялись двухэтажные койки туда воткнуть. Так вот, если я лежу на нижней – нормаль, более менее, а сверху то- рядом брезентина, сами представляете, какой тут сон.

- А самолеты потом привезли?

- И самолетов нет. Если кратко сказать, я начал учиться с начала войны, а закончил учебу боевым летчиком в 44-ом году.

- А с училища выпустились вы уже на Бостоне?

- На Бостоне.

- А Ил-4 тоже там давали?

- Нет

- Только СБ?

- Мы тренировались на СБ, это двухмоторный, два двигателя, предшественник… Да, Тайча, там грунтовой аэродром, и вот однажды летаем по кругу, в зону полетел там и т.д., Старт разложен, буквой Т, потом сначала услыхали, а потом видим воочию- масса самолетов подходит к аэродрому. Вот эти самые Бостоны. Один садиться, отруливает, второй садиться-отруливает, третий, четвертый, пятый. А СБ, это в таком шлемофоне, с тебя пот льет, слышимость плохая, и кабина там такая. А тут мы смотрим, как ресторан какой-то! Вот это самолет! Ой до до! У него даже сверху были такие зеленые шторки, чтобы тебя солнцем не хватало. Что он из себя представлял? Мечта! Вот бы полетать! Ой какой хороший самолет, вот бы полетать!

Я опускаю некоторые моменты. Мы закончили обучение на СБ, это начало 44-го года нас переводят на Кавказ в город Гудауты. Это курортное место, мыс Пицунда, это Абхазия. Там были виноградники, дали указание – убрать виноградники. Убрали в одно мгновение. Война идет, это большая война, это 4 года, это столько людей, её нельзя никак забыть!

И вот строят там бетонку, правда небольшую, длины только-только вот для этих Бостонов. А в Танчу самолеты шли из Америки, через Чукотку, своим ходом шли к фронту. Существовали такие перегоночные полки, которые от границ Америки гнали их в Советский Союз. Наши летчики.

Вот, прибыли мы на аэродром железной дорогой, самолеты были там, кто их пригнал не знаю. На этих самолетах продолжили обучение до присвоения звания. Вот бывало на этом аэродроме закончили программу 5 экипажей, прилетает самолет Ли-2 и везет или на Северный или…. Это 4-ое военно-морское авиационное училище. Это училище готовит кадры для флота, для совместных действий. Что Бостон таскал? Он таскал 2 торпеды или 2 тонны бомб. Летали над морем.

- А вы сказали, что готовили не только пилотов?

- Да, там готовили и штурманов, я ничего не сказал о них. Учились вместе.

Смотрим фотографии пилотов и самолетов.

Говорит, что им почему-то не разрешали фотографировать.

- А вы летали на А20 G с пушечным курсовым вооружением или пулеметным?

- Хочу обратить внимание, когда они приходили. Вот это называется F1(показывает место штурмана) , F2 это кабина пилота, F3 это стрелок-радист, вот пулемет его виден. Стали менять F1, оборудовать место для штурмана. Приходили с Америки Бостоны без него. Здесь были только 2 крупнокалиберных пулемета 12,7 мм. Летчик в случае воздушного боя стрелял ими. Нос самолета переделывали, надо было посадить штурмана. Сделали кабину для штурмана, пулеметы оставили. Была связь между экипажем. У стрелка была спарка, спаренный пулемет.

- А снизу у него ещё один пулемет был? Нижнюю сферу прикрывал?

- Нет, не было, только сверху. Заднюю сферу охранял, потому что истребителю, сами знаете, сзади зайти и рубануть и свалить. Надо сказать, что Бостон торпеды таскал, он таскал бомбы и методы бомбометания разные. И наши переняли у американцев так называемый топ-мачтовый метод бомбометания. Подчеркиваю – топ.

- А вас учили этому в училище?

- В училище. Именно учили. Это очень эффективный метод. Корабль идет. Торпеду видишь, тоже хорошее дело. Но часто, если далеко бросил, не дойдя до цели она утонет, или она опоздает, или впереди пройдет. Хорошо если все прицельно сработало, бац и все.

А это многого стоит! Одна торпеда и корабль. Там ведь на корабле и солдат много и вооружения. Даже на транспортных кораблях на палубе так много было натискано вооружения. В чем заключается топ-мачтовое бомбометание? У меня 4 или 6 соток подвешено. Вон корабль идет. Ну мы подлетели, снизились и на 30 метрах…

Топ - это самая высокая точка мачты на корабле. Т.е. с такой высоты производится бомбометание, с высоты 30 метров. Что делает бомба? Я лечу, кнопки нажимаю, бомба отрывается, ага, и она как рикошет о воду вжинь – и в борт. Это больше 90% попадания!

Это американцы придумали, это хороший метод. Когда я прибыл в полк, ещё боевого применения дают часов 10, на макетах. Чем мы занимались? Мы бомбили Плаешти, мы бомбили Констанцу. Это румынские города, там где у них нефть. В Румынии добывается нефть. Все же я не досказал. Американцы как делали? Корабли идут противника, они идут сначала горизонтальщики, бомбочки на них бэмц бэмц бэмц. И прошли. Дальше идут штурмовики, уже ниже, ага. Они сметают что можно с палубы. И уж завершающая стадия –это топ-мачтовое бомбометание, идет, в борт ему банку, две, оп и все. Облако пара, тот разламывается и идет туда. Вот. Но у нас не хватало такого количества. Почему я почти 3 года болтался не болтался - учился. Потому что не на чем было учиться летать!

- А как вас учили, спарок же на нем не было? Или было двойное управление?

- Была спарка. Летчик инструктор определенную программу отвезет тебя, по кругу там, в зону, боевое применение.

- А как кресло инструктора располагалось?

- Сзади.

- Посадка в кабину была верхняя?

- Да, садились сверху.

- А если прыгать, как выбрасываться?

- Там рычаг такой был, аварийный сброс. Но все равно надо выкарабкиваться из пилотского кресла, надо задержку сделать, а то под свой винт попадешь. Это теперь век реактивной авиации, тут катапультирование, тебя раз и выбросило в сторону. И слава Богу - летчику не погибать. Самолет можно сделать, а летчика долго растить и учить.

- А вас распределяли на разные флота?

- На разные, на Северный, Балтийский, я попадаю на Черноморский флот. Город не город , поселочек – Саки. Вот он ( я показал ему карту Крыма из Ил-2).Тут хороший аэродром, он ещё раньше был построен, две бетонки, Х-образные. Вот это родное моё Саки. Теперь охота бы посмотреть! А чуть чуть южнее, тут мелко, не показано – Сарабуз, сейчас он по другому как-то называется. Тоже аэродром, там ДБ-3Ф (дальний бомбардировщик) . Мы как бы вместе работали. Они в основном ночью летали.

- Так вы как сюда попали и всю войну отсюда летали, никуда не перебазировались?

- Никуда.

- Действительно, Черноморский флот, куда ему перебазироваться.

- И вот бывало с Сарабуза, 30 км от нашего аэродрома они базировались, под вечер, через наш аэродром идут, девяточка, пошли в сторону Румынии. Они несут мины, идут на постановку мин в море. Надо скрытно их бросить, на определенную глубину.

Жили мы в домах начсостава, ДНС. Их изрядно побомбили немцы, но аэродром существовал. И там сделали капониры. Чтобы самолет сохранить, он туда въезжает тихонечко, и крылья у него на земле лежат как бы.

Помню, в 44 году была Ялтинская конференция. Наш полк стоит в Саках, нам говорят: перебазируйтесь в Евпаторию. Там есть грунтовой аэродром. И нас туда, а сюда в Саки прилетали англичане, американцы, Рузвельт, Черчилль. Сталин говорят железной дорогой прибыл. Вот такой моментик был.

- А там базировались только вы или там истребители ещё стояли, штурмовики?

- Нет. В Сарабузе на минные постановки, мы же бомбами и торпедами. Есть разные торпеды- высотные торпеды и низкие торпеды. Это очень сложно. Надо выдержать высоту полета и когда нажимаешь на кнопки сброса, торпеда срывается, она делает нырок и начинает работать её двигатель. У неё скорость большая.

- А вы бросали и высокую и нижнюю?

- Я бросал и высокую и нижнюю. А высокая торпеда бросалась, у ней парашют. Все ж она тонну весом, так она разломится, когда упадет на воду. Люк открывается, она с крючков срывается, через некоторое время парашют раскрывается, она тихонько приводняется. Как только приводняется - парашют в сторону, машина заработала и она пошла. Соответствующий расчет делает штурман.

- И с какой высоты её бросали?

- С 2000 метров.

- А нижнюю?

- С 30 метров, также как топ-мачтовое.

- А дистанция до корабля?

- Скажем с километр, полтора.

- И высотную с такой дистанции?

- Да. А топ мачтовое - это 200, максимум 300 метров удаление от корабля.

- А как учили определять расстояние, на глаз, по прицелу?

- На глаз. Я говорил, на корабле много огневых точек. Если большой корабль идет и ты рвешься к нему, даже против топ мачтовиков они бьют за 300 где-то, за 500 метров от корабля большим калибром в воду. Снаряд поднимает столб воды. А ты идешь на корабль, на этот столб. Попал на него, конец тебе, хана. Как то мы говорили " Бомба недолет, ты перелет….." Нет, забыл. Там такой фонтан дает – еб…т….м..!

- А какую скорость держали на боевом?

-400 км/ч . Бостон давал 500-550. Но наша авиация с годами догнали. И по скорости и по высоте. Вот мой брательник, Сергей, пишет мне " знаешь Ваня, хороший самолет Миг, лучше вооружен". Да, сбивает Ю-88, у меня даже была такая газета "Красный флот", и в ней была помещена заметка о моем брате. Я её хранил, хранил, но как-то потерял. Ну и потом он сам гибнет в воздушном бою. Он только начал воевать.

А катастроф в Саки сколько было, елки-палки! И в боевых действиях, и в не боевых.

Потом в 48 году где-то у нас эти самолеты забирают куда-то, Бостоны и нас вооружают Ту-2. Туполевские, 2-х моторные бомбордировщики. Но я бы сказал-он уступает. А куда А20G дели не знаю. Я как то один видел в Новосибирске, на Северном.

- А на Пе-2 вам не приходилось?

- Нет, не приходилось. Но у меня к нему было, как бы сказать, предвзятое отношение.

- Почему?

- Много катастроф на нем было. Пе-2 –пикирующий бомбардировщик, тоже точность хорошая.. Самолет сам по себе он ничё, но строгий был очень.

- А Бостон в этом плане?

- Бостон был проще, больше прощал. И потом, вот мы получаем новый самолет. Тут на моторах много агрегатов. Под пломбой всё. Не трогай! Вот осмотром контролировали.

- А бензин был американский?

- Нет, наш. И масла наши.

- А культуры обслуживания, внимания требовал больше, чем наши самолеты?

- Меньше.

- А в кабине приборы были в метрической системе или в американской? Высота в чем мерилась?

- В футах, я подзабыл, 0,3 кажется , 0,3 коэффициент.

- Быстро привыкли к ним?

- Быстро, без проблем.

Показал ему кокпит А20 из игры, спросил похоже или нет. Похоже вроде.

- А кнопки сброса где?

- На штурвале. Отдельные кнопки еще для связи с экипажем и другая для связи с землей.

- А штурман бросал?

- Нет, штурман только командовал. Он меня звал Вано. "Вано – влево! Вано – вправо! Два градуса! Так держать! …. Даем! И кнопку чик. Самолет вздрогнет, как бы облегченно, легче стало. Чувствуешь что они пошли.

- А вы с училища вышли экипажем, или менялись люди?

- Нет, как с училища вышли так вместе. Штурман, стрелок-радист, ну и командир. Штурман - Назаренко Петр Федорович, как щас помню. Он украинец, хохол. Жив он или нет?

Демобилизовался я в 50 году. А после армии что делать. В город Серпухов. Ну там есть промышленность кое-какая, но не хотелось бросать летную работу. И пошли в аэроклуб. Он ещё работал.

- Возвращаясь к Бостону. А приборы были надежные, радиосвязь качественная? А то говорят, что на наших самолетах долго передатчики были только у ведущих, у ведомых только приемники.

- Неправда, нет-нет. У Бостона новшеств было много! Вот, например, тормоза. Сажусь однажды на бетонку. Отказали основные тормоза. И в конце обрыв, десятиметровый, внизу море Черное. Я бы туда улетел. Вот тут есть кран аварийного торможения. Дисковые тормоза! Как у "Жигулей". Я как схватил его, кран, как дал! Самолет как зашатался, затрясло, думал сейчас развалится. И у обрыва остановился, а то бы туда нырнул. Дисковые тормоза спасли.

- Обзор хороший из кабины?

- Хороший, назад плохо. Но мне туда особо не смотреть, там в основном стрелок смотрит.

У него там два люка, верхний и нижний, для покидания. с парашютом.

Однажды мы полетели. А в бомбу вворачивается взрыватель и ставят задержку. Там на 5 секунд, на 3 секунды, по разному, сколько требуется. Ставит техник по вооружению. И вот он поставил без задержки. Его б… куда то потом дели, этого техника. Вот. Это что значит, бомба только коснется воды тут же взрыв. Бомболюки открыты, баки вот они. Упала бомба, взрыв, осколки летят и попадают в этот бак. Бак пробивают и мгновенно пожар. Загорается бензин. Я гляжу – б…! Ванька Трохов, белорус, и его бостон пошел свечой, и переворачивается вот так, влево. А я то рот разинул, маленько отвлекся, высота маленькая. А Петр кричит " Вано е.. … ть!! Смотри вода!!" Я выхватил, а сам смотрю. "Прыгайте! Прыгайте!" Один выпрыгнул, стрелок, ему туда пламя сразу. Успел и парашют раскрылся, и он спасся. А штурман и командир нет. Это им не поставили задержку. Вот так вот.

- А вот вы как ходили, эскадрильей, звеньями или пара на охоту пошла?

- По звеньям. Командир звена у меня был москвич.

- Задание ставил командир полка?

- Да, конечно, это сверху все идет. Я рядовой летчик, лейтенант. Пришел на пополнение, там много экипажей выбыло. Т.е. они погибли. И надо было пополнять этот 13 Гвардейский.

- Мог ли самолет лететь на одном моторе?

- Мог, но со снижением.

- В кабине было тепло?

- Да, очень комфортно.

- В чем летали?

- Х/б комбинезон. Спасательный жилет обязательно, американский, красного цвета. У него кармашки были такие, при попадании в воду сразу химическая реакция и жилет надувался мгновенно, даже если пилот без сознания – голову будет держать, не захлебнешься. Вообще все на Бостоне мне нравилось. Ларингофоны маленькие, удобные, эргономично все. Бортпаек большой.

- Вы его съедали?

- Нет, не трогали.

- Насколько сложен А20 в управлении?

- Легкий и маневренный, на рули реакция без задержек. На большой скорости конечно усилие на рули возрастало и заметно.

- Самолет был маневреннее Пе-2?

- На Пе2 я не летал, а в сравнении с Ту-2 да, маневреннее.

- Насколько прочной была конструкция самолета?

- Прочный.

- Американские моторы - насколько были простыми в обслуживании и в работе?

- Проще, говорю же все на пломбах.

- Были ли вынужденные посадки?

- У меня нет. У меня был случай уже после войны на Ту-2, на взлете чуть не убился. Взлетал с полной загрузкой на полигон. РУДы вывел на взлетный режим, оторвался, высота, может метров 5 была и у меня рычаг правый выскочил из замка, фиксатор там такой. Как я его не дожал что ли, не понял сам. Самолет стал заваливаться вправо, педаль в пол вдавил, Руд до упора, дым аж черный повалил и выхватил. А то бы все.

- Ваш первый боевой вылет? Нервы, напряжение?

- Небольшой мандраж был. От неизвестности. Потом проходит.

- Случаи отказов от вылета в полку были? Случаи трусости?

Взгляд Ивана Степановича на меня после этого вопроса я, парни, запомнил на всю жизнь!! "Ты полный даун или у современной медицины есть надежда?", что-то типа такого.

- В Гвардейском полку? Ты что говоришь-то? Никогда!!

- Как вы оцениваете работу обслуживающего персонала?

- На 5! Старались все. Кроме того случая с оружейником, что задержку выставил на 0.

- Надежным ли было оружие?

- Да.

- Достаточным ли было вооружения самолета?

- Да, хватало.

- Практиковались ли вылеты с неполной заправкой топливных баков?

- Нет, всегда полные.

- Были ли полеты на предельный радиус?

- Да. Готовили даже тщательно налет всем полком на Афины.

- На Афины?

- Да, там была большая и защищенная база. Готовились долго, но почему-то отменили вылет.

- Как строился полет и заход на цель?

- Ходили чаще звеньями, строй – клин. Набирали 2000м и по маршруту в заданный квадрат. От Саки на север Крыма и потом на запад, затем поворачиваем на юг, вдоль побережья, Констанца, Варна, Бургас. Маршрут не менялся. Немцы часто нас ждали северо-западнее Евпатории, в районе северного мыса Крыма, Черноморское, там. Земля нам сообщала и мы тогда обходили севером, потом через Джанкой или сразу с юга, через Ялту и дома.

Если погода облачная, в районе цели снижались, ищем. Нашли, они начинают постреливать, рассредотачиваемся, противозенитный маневр делаешь. Распределяем цели и пошли.

- Бомбили каждый самостоятельно или по ведущему?

- Самостоятельно, штурман наводит.

- Сколько делалось заходов?

- Зависит от цели. Чаще один. Сброс, отворот, отход от цели. Сбор, опять набираем 2000 и домой.

- По цели вели огонь и из стрелкового оружия? Стрелки стреляли?

- Нет. И стрелки нет. Его задача атаку истребителя отбить.

- Можно ли было использовать А-20 как тяжелый истребитель? Например, при атаке вражеских гидросамолетов?

- Гидросамолеты не встречал, а цели у нас были и так солидные.

- Какими были типовые цели?

- Транспорты, одиночки и караваны.

- Приходилось возвращаться с неиспользованным боезапасом?

- Нет, всегда находили кого угостить.

- Как была организована связь в группе?

- Обычно по радио. Радиомолчания мы не придерживались.

- Летали на задание поодиночке или группами?

- Одиночно не ходил. Я ж молодой был, опыта не много, сам не водил.

- Ночные вылеты были?

- У нашего полка не было, соседи на постановку мин ночью ходили.

- Какой была интенсивность боев? Сколько вылетов могли сделать в день?

- Два максимум. Это тяжело. А интенсивность, погода есть, полк работает всегда. Вечером в казарме смотришь – койка пустая. Завтра, ещё одна опустела. Морально тяжело терять товарищей. Хотя и были случаи спасения. Был такой замечательный самолет – «Каталина». Ой красавица! 16 часов могла летать. Мы вылетаем на задание, она за нами, если что – подберет.

- Как вы оценивали результативность бомбометания? Были ли какие-то подтверждения разведчиков?

- С топ 90 процентов. Фотоконтроля не было.

- А вот вы сказали про верхнюю торпеду, с парашютом. Как прицелиться с такой высоты?

- Нас же учили всему. В училище. С парашютом только сколько прыгать пришлось. Забыл сказать, что чуть второй раз из училища не отчислили. В 43 году где-то построили все училище и зачитали список. 200 фамилий. В пехоту. Срочно погрузили и на фронт. Мне повезло на этот раз, остался.

- Я перебью, раз уж про училище вспомнили. Я вот везде читаю, что учили стрелять по конусу, таскали конус. Что он из себя представлял? Он из чего был сделан, из фанеры?

- Какая фанера, нет, конечно. Это мешок из плотного полотна, метров может 15 длиной. В конце обруч небольшой. С другого конца – фал метров 300, крепкий очень, привязан к самолету. В полете его выбрасывают, он надувается. И лупят по нему под углами, не с 6 –ти конечно. Потом бросают и идем дырки разноцветные считать.

- Спасибо, просветили дурака. А торпеда?

Так вот верхняя торпеда. А её умные головы придумали. Она приводняется, парашют в сторону, двигатель заработал. Рули у неё выставлены так, что она начинает двигаться по увеличивающейся спирали. Её траекторию капитану трудно быстро просчитать. Особенно по каравану хорошо, она круги нарезает и бац, кого-нибудь да зацепит.

- Круто!

- А то!

- Насколько опытными и опасными были немецкие моряки?

- Опытные. От торпеды старались уйти, каждый, стать бортом вдоль. А ты бы не старался от бомбы уйти?

- Когда чаще атаковали истребители? Говорят, что немцы в конце войны пошли не те, караулили отставших, на отходе атаковали?

- Ну не знаю, нас они всегда атаковали на подходе, старались сбить с боевого курса. Настырные.

- А вас лично атаковали?

- Да, но попал один, я говорил. Зашел спереди под небольшим углом, по хвосту попал.

- Сколько у вас вылетов?

- 13 боевых.

- Было ли у вас истребительное прикрытие?

- Не было. Нам почему-то не давали прикрытие по маршруту. Одни ходили. Хотя мы их видели, и Лавочкины и Кобры. У нас на аэродроме стоял поломанный Ил-2. Знакомился с ним. Хороший самолет. Труженик.

- Какой была защита аэродрома?

- Не было.

- Как не было, зениток не было?!!

- Не было. Вот когда Ялтинская конференция проходила, тогда да, понатыкали их густо. Полно было. Мы вернулись потом из Евпатории, видели. Я и американцев там ещё застал. Холодно, закутанные в одеяла облепят виллис, по аэродрому так и ездят.

- Как работали инженерные аэродромные службы?

- Нормально, проблем не было.

- Экипажи имели свои самолеты или летали на тех самолетах, что были доступны?

- Свои машины. Хватало.

- Особисты не свирепствовали?

- Куда ж без них, родимых. Особо нет. Они следили, чтобы пилоты не заводили отношений с шоколадками.

- То есть?

- «Шоколадками» называли женщин, которые в период оккупации ложились под немца за шоколадку. Вот так.

- Однако. А раз об этом пошла речь, как решали половой вопрос?

- Кто как, как везде. Девчата в полку были. Радистки, укладчицы. Стоянки с самолетами девушки у нас охраняли. Был известный случай. Саки – это курорт. Там грязи целебные. Мочеполовую систему лечат с давних времен. И вот в 44 году их со всех фронтов собрали, подлечится. Девушек. Человек 600. Мы их звали «желтохалатницы». Их всех одели в желтые халаты. И всё. Полк работать должен, а летать некому, все с гонореей, включая командира. Их скоренько куда-то увезли, видать на другие грязи  .

А так вечером перед ужином в каптерку заходишь, старшина положенные 100 г наливает, ужинаем и на танцы. Утром на аэродром.

Что, я считаю, было неправильным - это то, что особисты пристально следили, давили даже на тех, кто был сбит, попал в плен, был освобожден нашими войсками и вернулся в полк. При мне таких было двое. Нельзя так было, перегибали с этим.

- Вы так и воевали до Победы?

- В январе 45-го меня отправили на офицерские курсы переподготовки в Моздок и в полк я вернулся уже после Победы. Один брат, Сергей погиб, а другой не воевал, но дома, под Серпуховым в поле наступил на мину, остался без ноги.

После войны летал на Ту-2. Я уже говорил.

- Скажите пару слов о Сафонове.

- Я служил в его эскадрилье оружейником на Севере. Замечательный человек и командир. Среднего роста, крепкий, улыбчивый. Начитанный. Летал здорово!

- Спасибо вам огромное за все! Здоровья!

Интервью и лит.обработка:В. Десятов

Рекомендуем

Я дрался на Ил-2

Книга Артема Драбкина «Я дрался на Ил-2» разошлась огромными тиражами. Вся правда об одной из самых опасных воинских профессий. Не секрет, что в годы Великой Отечественной наиболее тяжелые потери несла именно штурмовая авиация – тогда как, согласно статистике, истребитель вступал в воздушный бой лишь в одном вылете из четырех (а то и реже), у летчиков-штурмовиков каждое задание приводило к прямому огневому контакту с противником. В этой книге о боевой работе рассказано в мельчайших подро...

Мы дрались на истребителях

ДВА БЕСТСЕЛЛЕРА ОДНИМ ТОМОМ. Уникальная возможность увидеть Великую Отечественную из кабины истребителя. Откровенные интервью "сталинских соколов" - и тех, кто принял боевое крещение в первые дни войны (их выжили единицы), и тех, кто пришел на смену павшим. Вся правда о грандиозных воздушных сражениях на советско-германском фронте, бесценные подробности боевой работы и фронтового быта наших асов, сломавших хребет Люфтваффе.
Сколько килограммов терял летчик в каждом боевом...

История Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в одном томе

Впервые полная история войны в одном томе! Великая Отечественная до сих пор остается во многом "Неизвестной войной". Несмотря на большое количество книг об отдельных сражениях, самую кровопролитную войну в истории человечества не осмыслить фрагментарно - лишь охватив единым взглядом. Эта книга ведущих военных историков впервые предоставляет такую возможность. Это не просто летопись боевых действий, начиная с 22 июня 1941 года и заканчивая победным маем 45-го и капитуляцией Японии, а гр...

Воспоминания

Показать Ещё

Комментарии

comments powered by Disqus
Поддержите нашу работу
по сохранению исторической памяти!