Виноградов Александр Иванович

Опубликовано 14 декабря 2010 года

11390 0

Н.Д. Как вы попали в авиацию?

А.В. В 1938 году был Сталинский призыв: сто тысяч человек молодежи в авиацию! Первого сентября меня призвали в армию и сразу отправили на Дальний Восток во Вторую отдельную Краснознамённую армию. Призывников, у которых было образование 7 классов и выше, направили в лётное училище, там же. В училище готовили по специальностям стрелок-моторист, стрелок-радист, приборист, другие средние лётные воинские специальности. Когда я закончил учёбу, меня направили в 43-ю отдельную тяжёлую бомбардировочную эскадрилью, под командованием подполковника Катулина.

Ещё во время нашей учёбы, все газеты писали о беспримерном рекорде, беспосадочном перелёте наших лётчиц Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и Марины Раскиной из Москвы на Дальний Восток. Они совсем немного не долетели до Комсомольска -на - Амуре, сели на вынужденную посадку у озера Эворон. И 43-я эскадрилья, в которой я потом служил, принимала активное участие в их спасении. Когда лётчицы ехали на поезде из Комсомольска обратно в Москву, мы, курсанты, строились на перроне станции Серышево, и встречали их, как героев.

В нашей эскадрильи было 12 самолётов ТБ-3. Четырёхмоторные, гофрированные, с моторами М-37. Сам самолёт весил 17 тонн, а двигатели по 750 лошадиных сил, конечно, были слабоваты для него. Экипаж - 11 человек.

Мы стояли на аэродроме под Хабаровском. Сейчас это гражданский аэродром Хабаровска. Рядом с нами дислоцировалась 202-я воздушно десантная бригада. Наша эскадрилья, по сути, была прикреплена к этой бригаде. А в 42-м году нас объединили в 251-й тяжёлый бомбардировочный полк, добавили 15 самолётов. Тоже ТБ-3, только моторы у них были М-38, немножко посильнее. Но, бомбовая нагрузка та же, три тонны. Бомбы, в основном, 100- килограммовые, но были и 250 кг. Такая у нас и была установка, что, в случае войны, мы работаем вместе с 202-й десантной бригадой.

До 1942 года мы, в основном, занимались тренировками с десантниками. Учения проводились регулярно. В самолёт входило 40 человек, полнокровный взвод. Десантники были вооружены винтовками СВТ, пулемётами "Максим" и Дегтярёва, были в бригаде пушки, сорокапятки. Когда взлетали полком, выбрасывали до четырехсот человек одновременно. Подготовка и у нас и у десантников была хорошей.

Н.Д. Какая обстановка была в это время, думали, что будет война?

А.В. Были почти уверены. Перед войной, обстановка была очень напряжённая. Мы тренировались день и ночь, поочередно выбрасывая каждый из трех батальонов десантной бригады. На границе было неспокойно. Японские истребители регулярно нарушали наше воздушное пространство. Недалеко от Хабаровска, там, где Сунгари впадает в Амур, находился остров Уссурийский. Часть его принадлежала СССР, а часть японцам. В этой излучине постоянно были нарушения границы в течение всей войны. Говорили, что случались и вооружённые провокации в Приамурье, но в нашем районе не было.

Н.Д. Помните день 22 июня 1941 года?

А.В. Перед самой войной, я, решил поступать в военно-воздушную академию в Жуковском. Вступительные экзамены проходили в Хабаровске, конкурс был большой, я их не выдержал, завалился по русскому языку. 21 июня, в субботу, вернулся в свою часть. Стоят палатки, самолёты в линейку. В расположении полка находились несколько техников, а из офицеров только старший лейтенант Купченко, дежурный. Остальные офицеры - летчики кто в городе, кто у родственников. Комполка тоже на своей городской квартире. Завтра воскресенье. Поздно вечером, уже легли спать, объявляется тревога. Полк стоял на центральном аэродроме Хабаровска, а запасной аэродром, на случай войны - в двадцати километрах, в Матвеевке. Полк должен срочно перелетать, а летчиков нет. Купченко взял нас двоих в помощь, и начал перегонять самолеты по одному. Туда летим, обратно на дежурной машине. Техники тем временем рубили ивняк, маскировали самолеты, тоже работа нелёгкая, самолёт-то огромный. До утра, до прихода лётчиков успели перегнать шесть машин. Как я надел гимнастёрку в тот день, так с тех пор шесть месяцев от самолёта не отходил. Вырыли землянки рядом, там и жили. Потому что я механик-стрелок, если начнётся налёт, должен обороняться. У меня два пулемёта ШКАС, у штурмана два. Пулемёты скорострельные, 1800 выстрелов в минуту. Пулемёты хорошие, но стрелять нужно было аккуратно, очередями по 20 - 50 выстрелов. Если сразу дать 100, выходил из строя ствол. Стволы, правда, были сменные.

Под крыльями сделали траншеи, там постоянно хранились два боекомплекта бомб в кассетах. Бомболюки открыты, но там ничего пока не висит.

Война на нашем обеспечении горючим, питанием и боеприпасами никак не сказалась. Учебные вылеты продолжались. Сбрасывали десант, да и нас, пулемётчиков тренировали тоже. К 400- метровому фалу привязывали конус, знаешь, на аэродромах такие "сачки" стоят, направление ветра указывают. Размеры его - метр в диаметре, пять метров в длину. Потом этот конус выбрасывали из бомболюка, в воздухе он расправлялся, один самолёт его на фале тащит, а с другого пулемётчики по нему стреляют. Пули у всех покрашены разной краской, у штурмана - красные, у меня - зелёные и так далее, чтобы можно было определить, кто как отстрелялся. Потом конус сбрасываем, идем на полигон, на бомбометание. Также каждый экипаж должен был прыгать с парашютом раз в год, но мы прыгали чаще. Я прыгнул два десятка раз. За первый, и после каждого десятого прыжка даже платили деньги - 25 рублей.

Н.Д. Какие задачи выполнял ваш полк во время войны?

А.В. В начале 42-го 202-й десантной бригаде объявили тревогу, погрузили в эшелоны, и отправили на действующий фронт. Мы пока остались, в полной уверенности, что скоро перелетим туда же. Расставаться с ребятами-десантниками мы не хотели, настолько сроднились с ними. На учениях всегда вместе, даже питались в одной столовой, по одной лётной норме. Мы их провожали, как вернулись с вокзала, полк получил команду "на взлёт". Но вместо того, чтобы направиться на запад, перелетели на станцию Подали в 60 км от Комсомольска-на-Амуре. Там уже был оборудованный аэродром, землянки для личного состава. Ждём отправки на фронт месяц, другой, не отправляют. Наш комполка дружил с Полежаевым, подполковником парашютно-десантной службы, тот писал ему, что бригада уже участвует в боях. Где, на каком фронте, это было неизвестно.

К тому времени Дальневосточный военный округ переименовали в Дальневосточный фронт. К нам в полк пришли пять самолётов ТБ-7, новые мощные машины. Правда, со временем их отправили на запад.

В мае или июне 42-го полк перелетел в Комсомольск на огромный аэродром авиазавода. Сейчас там делают самолёты Сухого. Командир полка объявил: - нам поручено важное государственное задание. Будем обеспечивать прокладку прямой связи Москвы с Америкой. Прямо к аэродрому подходила железнодорожная ветка, по ней стали прибывать грузовые поезда с пятисоткилограммовыми бухтами кабеля. Мы грузили эти бухты в бомболюки, по 14 штук и совершали вылеты на север. Летали в районы между Якутском и Магаданом. На каждый вылет получали определенные координаты. Летишь, внизу горы, речка, как карандашом проведена, ищем костры. Нашли костры, выкатываем в бомболюки бухты с кабелем. Керамические изоляторы в стружке лежат в трехметровых гондолах, прикрепленных к плоскостям. Изоляторы выбрасываем с парашютом. Кто там внизу работает, что делает, мы совершенно не знаем. Между собой говорили, что, действительно, на западе немцы, на востоке японцы вступили в войну с Америкой, остаётся связываться только через Аляску. Но особо не болтали, СМЕРШ работал, а задание всё-таки секретное. Этой работой занимались долго, почти полгода. Затем вернулись в Подоли и продолжали тренировки. В конце года, возвращаясь на базу, наш самолёт попал в сильную облачность и, не дотянув до аэродрома десяток километров, совершил вынужденную посадку. Садились на поле, поросшее мелкими соснами и берёзами, на 10-м участке, где был наш полигон. Самолет сильно пострадал, но в экипаже все остались живы. У меня была сильно повреждена кисть руки, многие тоже получили травмы. Было расследование, командиру экипажа, капитану Круглову, грозили трибуналом. Но комиссия, разобравшись, признала экипаж невиновным в аварии.

Недавно как раз вышел приказ №222. Помню, как его читали перед строем. "Мы потеряли Украину, Белоруссию" и так далее. Нас тогда холодный пот прошиб. Все кричали: - почему нас держат тут, почему не отправляют в действующие войска?!

- Потому что здесь в любой момент тоже может начаться война, а кроме нас бомбардировочной авиации здесь нет. На самом деле, раньше недалеко от нас базировались полки ТБ-3 и ИЛ-4, теперь они все были уже на фронте. С должности стрелка меня сняли, так как рука долго не заживала.

Потом я пошёл в училище в Хабаровске, через полгода получил звание младший лейтенант. Со своим полком я расстался, и был направлен в Бабстово, в 300-й полк, 254-й истребительной дивизии, где стал секретарем партийной организации.

Летчик-истребитель Виноградов Александр Иванович, великая отечественная война, Я помню, iremember, воспоминания, интервью, Герой Советского союза, ветеран, летчики-бомбардировщики, СБ, Пе-2, А-20Ж, A-20G, Пе-8, Р-5, Ил-2, истребитель, мессер, боевой вылет, Ил-4, По-2, У-2, Б-25, B-25, пулемет, радист, штурман, летчик, стрелок, стрелок-радист, Як-1, Як-3, Як-9, Як-7, Як-7Б, УТ-2, УТИ-4, И-15, И-15, И-153, ЛаГГ-3, Миг-3, Ла-5, Ла-7, Ме-109, Ме-110, ФВ-190, ФВ-189, возбушный бой, Боевой разворот, кобра, Р-39, пушка, ВЯ, РС, РС-82, реактивный снаряд, штурмовка, взлет, посадка, бомба, ПТАБ, механик, моторист, приборист, оружейник

Штаб 300 ИАП, 7 августа 1945

Н.Д. Расскажите о Вашем участии в боевых действиях по освобождению Манчжурии.

А.В. Наш полк стоял в 8-ми километрах от границы. Закончилась война в Европе, и летом к нам стали прибывать наземные войска. В основном, в июне и илюле. Каждый день разгружались эшелоны с танками, артиллерией. Вечером глянешь, все сопки вдоль Амура на нашей стороне усеяны огнями. У японцев, наоборот темно. Они, ближе к концу войны, свои провокации полностью прекратили.

В начале августа наш полк перевели на аэродром подскока, в непосредственной близости от границы. Рядом расположились 301-й истребительный полк и полк штурмовиков ИЛ-2. Всем было ясно, что вот-вот начнется война, думаю японцам тоже это было понятно. 7 августа к нам на полевой аэродром прилетел истребитель и доставил пакет, на нем было написано "Вскрыть 9 августа в 1:00". Весь штаб уже знал, что там боевой приказ.

Комполка тут же сформировал передовую группу, в которую вошёл и я.

Что такое передовая группа? В неё входили авиамеханики, инженеры всех специальностей, две машины, машина "Виллис" с американской радиостанцией В-100. Мы должны были, двигаться с атакующими войсками, а при захвате вражеского аэродрома, максимально быстро приготовить его для приёма полка, о чём сообщить в полк по радио. Группу направили в Ленинск, к месту впадения Сунгари в Амур. Там уже были сосредоточены самые разные плавсредства. Гражданские и военные, Амурской флотилии. Вечером 8 августа начали погрузку. Наши машины, в которых были кислородные баллоны для запуска двигателей, инструменты, всё, необходимое для технического обслуживания истребителей, и, как я говорил, радиостанция, загнали на баржу. Вместе с нами погрузили 6-8 танков с экипажами. К трём часам ночи мы были готовы. Над Амуром стояла тишина, никакой стрельбы. На японской стороне напротив нас были сопки и создан мощный укрепрайон. Началась артподготовка. Не знаю сколько у нас стояло стволов артиллерии на километр фронта, но стало светло, как днем. Били и пушки, и "катюши". Мы пошли к противоположному берегу. Река в этом месте шириной более километра. Японцы вначале постреляли, были разрывы в воде, а когда мы подходили к берегу, обстрел прекратился. Может они начали отступать, может их накрыл наш мощный огневой удар. Пересекли реку и столкнулись с новой проблемой. В августе прошли дожди, река разлилась, и течение было сильным. Японский берег оказался крайне неудобным для высадки техники. Только мы бросим трап, наш пароходик сносит. Пехота дивизии генерала Оганезова уже высадилась и ушла вперёд, через лесок, на укрепления японцев, оттуда доносилась пулемётно-автоматная стрельба. Лишь к шести часам мы нашли песчаный бережок, за который сумели зацепиться трапом. Танки вышли, а за ними и мы. Поднялись на гору, а там уже пошла ровная местность, танки ушли вперёд, у них своя задача, а мы двинулись вдоль Сунгари с пехотными частями.

Мы шли с войсками, которые должны были захватить аэродром в Цзямусы. Это около 250 км от границы, вверх по Сунгари. Три дня мы добирались до этого города, по пути случались мелкие стычки с японцами. Захватывали пленных, которых группировали и отправляли в тыл специальные части. В одном городке захватили завод по производству алкоголя. После обстрела все цистерны со спиртным были разбиты. Мы зашли в цех, а там по колено водки, и что замечательно, ни одного пьяного я не видел после этого боя. Такие сознательные были бойцы. Первый большой бой состоялся на третий день. Японцы как-то пропустили танки, а наш пехотный полк встретили огнем. Полк наступал по большому полю, на котором росли гаолян и чумиза, высокие злаки, основная пища местных жителей. Наши машины с оборудованием шли сзади, а мы бежали вперёд вместе с пехотинцами. Японцев быстро одолели. Наши-то все вооружены ППШ, ППС, только у меня ТТ, а у японцев, в основном, винтовки.

К следующему утру, около 6 часов, вышли к огромному аэродрому. Мы сгруппировались в лесу неподалёку. Были видны вышка, казармы, ещё какие-то строения. До аэродрома было метров восемьсот поля. Наши артиллеристы стволы выкатили, и, с опушки по казармам открыли огонь прямой наводкой. Пехота, и мы с ними побежали в атаку. Пока бежали, японцы отстреливались, из миномётов били даже, но, огонь был не очень плотный. Перед аэродромом была протянута колючая проволока в несколько рядов, прямо на виду поставлены растяжки, противотанковые мины, здесь мы немного задержались, преодолевая эту полосу. Тут же я получил контузию. Недалеко был разрыв, мне поранило ногу, и, наверное камнями или осколками поранило в двух местах голову и выбило зубы слева. Медсестра из пехоты перевязала меня, но из строя я не ушёл. Ходить, правда тяжело было, и голова сильно болела, но опасности для жизни не было.

Когда мы ворвались на аэродром, сильно удивились. Вначале попали в казарму. Длинный зал - столовая. На столах накрыто, в мисках рисовая каша, и никого нет. Только в одном месте лежат три мёртвых японца. Здесь наш снаряд угодил в простенок и разорвался внутри. Обыскали казармы, склады были рядом с обмундированием, продуктами - нигде никого. Пока мы атаковали, они успели переместиться на другую сторону аэродрома и, видимо там у них были машины, скрылись. Тут мы японцев потеряли.

Самолётов тоже не обнаружили. Аэродром был поразительный: железобетонные капониры для самолётов, закрываются створками метровой толщины, кругом всё электрифицировано. Наши инженеры потом рассчитали, что разрушить самолёт в таком укрытии может только прямое попадание 250- килограммовой бомбы. Прямо под полем, по которому мы наступали - целая сеть разнообразных подземных железобетонных сооружений, вплоть до оборудованного госпиталя. В госпитале мы тоже нашли несколько трупов, а дальше в тёмные подвалы лезть побоялись.

Заняли аэродром, начали подготовку к приёму наших самолётов и сообщили об этом в полк. Прилетел комдив, полковник Силаев, командующий 10-й воздушной армией генерал-полковник Павел Фёдорович Жигарев, другое начальство. Командарм здесь же, в тот же день лично вручил мне Орден Красной Звезды "за проявленное мужество". Так до конца войны я и работал на этом аэродроме. Не летал. Выполнял работу по мобилизации, обучению личного состава, политическому образованию. 10-ю армию потом перебросили на Сахалин, а нашу дивизию передали 12-й воздушной армии. Потом я женился, поступил в Рижское военно-воздушное училище и выучился на штурмана. Служил в Германии заместителем командира бомбардировочного полка, затем в Советском Союзе.

Летчик-истребитель Виноградов Александр Иванович, великая отечественная война, Я помню, iremember, воспоминания, интервью, Герой Советского союза, ветеран, летчики-бомбардировщики, СБ, Пе-2, А-20Ж, A-20G, Пе-8, Р-5, Ил-2, истребитель, мессер, боевой вылет, Ил-4, По-2, У-2, Б-25, B-25, пулемет, радист, штурман, летчик, стрелок, стрелок-радист, Як-1, Як-3, Як-9, Як-7, Як-7Б, УТ-2, УТИ-4, И-15, И-15, И-153, ЛаГГ-3, Миг-3, Ла-5, Ла-7, Ме-109, Ме-110, ФВ-190, ФВ-189, возбушный бой, Боевой разворот, кобра,  Р-39, пушка, ВЯ, РС, РС-82, реактивный снаряд, штурмовка, взлет, посадка, бомба, ПТАБ, механик, моторист, приборист, оружейник

Праздничное построение 300 ИАП, май 1945

Н.Д. Насколько сильны были японская авиация и ПВО?

А.В. С тех пор, как перешли границу, я в небе не видел ни одного японца. Наши истребители занимались воздушным патрулированием и воздушным прикрытием бомбардировщиков, потерь в полку не было. В соседнем полку штурмовиков, насколько я знаю, тоже никого не сбивали.

Н.Д. Чем запомнились японские военнопленные?

А.В. Когда мы вернулись в Союз из Манчжурии, рядом с нашим аэродромом был лагерь военнопленных. Начальник лагеря был моим соседом в доме для семей офицеров. Как-то зимой возвращаюсь домой, а на кухне сидят японцы. Начальник лагеря их привел, дрова для нашего дома пилить. Один из японцев был офицер. Офицерам, что сами сдавались в плен, оставляли знаки различия, награды и холодное оружие. Что-то я сказал жене нелестное про японцев. Этот японец говорит мне по-русски: - господин офицер, вы грубо о нас говорите. Я удивился: - а ты где по- русски научился говорить? Он ответил, что он по национальности кореец, отец и мать его долго жили в России, а сам он учился в Сеуле, потом в военной академии в Токио. И, как в совершенстве владеющего русским языком, его направили в Манчжурию, на границу с Россией. Мы с ним долго разговаривали. Сказал он мне, что очень обижен на русских. Мы, говорит, когда вам тяжело было, когда вы под Сталинградом воевали, на вас не нападали. А вы с нами поступили нечестно. Я ответил, что это было необходимо, чтобы быстрее закончить войну, чтобы избежать более крупных жертв, но его не переубедил. Даже будучи пленным, он держался с достоинством, и остался при своём мнении.

Н.Д. Вам приходилось встречаться с китайскими повстанцами?

А.В. Да, что интересно, у нас договор был с Чан Кайши, а по- настоящему дружили мы с войсками Мао Цзедуна. Я их много видел, оружия у них не было толком. На сто человек - одна винтовка. Идут колонной, на руках белые повязки, написано чернилами "Народная милиция". Все японское оружие, артиллерия, боеприпасы, что мы захватывали, им ушло. Я считаю, благодаря этому коммунисты и победили в Китае, и чайканшистов на Тайвань выгнали.

Н.Д. Вы сталкивались с работой Особого отдела?

А.В. Уже после войны, мы отмечали праздник 1 мая. На торжественном мероприятии в Доме офицеров командир дивизии объявил, что завтра прилетает командующий армией, всему комсоставу нужно быть на аэродроме. На следующий день прилетел Ли-2, из него вышел майор- особист в полушубке и три автоматчика, никакого командующего не было. Майор попросил всех пройти в штаб. Сам вместе с комдивом, Силаевым и начальником штаба закрылись в комнате. Автоматчики остались с нами, мы думаем: что мы, арестованы?

Незадолго до этих событий к нам прибыл подполковник, Герой Советского Союза с запада, на должность замкомдива. Вот они этого офицера вызывают. Через некоторое время выходят, у нашего подполковника погоны оборваны, и звезда с кителя сорвана, автоматчики взяли его под конвой и на самолёт, в Хабаровск. - Товарищи, все свободны.

По гарнизону ползли разные слухи, кто говорил, что это немец, кто что. Он у нас появился совсем недавно, никто его толком не знал. По соседству со мной жил наш особист, я его долго донимал: - кто это, да за что его забрали? Тот отвечал, что сам не знает.

Интервью и лит.обработка:Н. Домрачев


Читайте также

Это же война… Каждый вылет – обязательно обстреливают. У меня только один вылет был, когда меня не обстреливали. Мы тогда сразу после взлета попали в облако. Выходим – никого нет, всех потеряли. У нас на каждом вылете назначалась основная и запасная цель. Думаем с летчиком что делать? Садиться с бомбами? Решили лететь на...
Читать дальше

Характерная байка: «В три часа всем - на партийное собрание. Комиссар идет по стоянке, а техники работают. «Ну почему вы не на собрании? Почему не закончили работу?». Тут летчик вмешивается: «Вам хорошо! Рот закрыл - закончил работу и рабочее место в порядке».

Читать дальше

Взяли из лагеря и привезли неизвестно куда. Красивая аллея, поднимаюсь по ней. Охрана немецкая. Этот замок, использовали для агитации пленных за вступление в Российскую освободительную армию. "РОА". Это очень интересный эпизод истории. Не все знают об этом. Я никогда не встречал в нашей литературе, или в нашей прессе, или по...
Читать дальше

Я примерно, не по прицелу, а по линиям на остеклении кабины, фактически "по сапогу", сбрасываю бомбы. Только сбросил и рядом разрыв. Я вскочил и за пулемет, а бомболюк закрыть забыл. Девятка ушла далеко вперед. Самолет скорость не набирает. Сначала мы не могли понять, в чем дело, а потом, батюшки, так я же бомболюк не закрыл. Я...
Читать дальше

Заменивший Качалея командир, проверил меня на учебно-боевом самолете и сказал, что я летаю хорошо, но тяжело сажусь в самолет и вылезаю из него. Поэтому допустить меня к полетам на боевом самолете он не может: "Летай на По-2, на связь". Конечно, я не ожидал такого поворота событий. Но вскоре комполка ушел от нас и в...
Читать дальше

Мы выполняли "вертушку", то есть несколько заходов на пикирование. Для стрелка тут важно не вылететь из кабины. Когда самолет подходит к цели, летчик выпускает тормозные решетки. Ты чувствуешь, что самолет притормаживает, и на крыльях выскакивают штырьки. Тут главное не зевать - садишься на парашют и хватаешься за нижний...
Читать дальше

comments powered by Disqus
Пехотинцы Пехотинцы Летно-технический состав Летно-технический состав Артиллеристы Артиллеристы Связисты Связисты Краснофлотцы Краснофлотцы Партизаны Партизаны Медики Медики Другие войска Другие войска Гражданские Гражданские Разведчики Разведчики Летчики-истребители Летчики-истребители Летчики-бомбардировщики Летчики-бомбардировщики Минометчики Минометчики Летчики-штурмовики Летчики-штурмовики Самоходчики Самоходчики ГМЧ («Катюши») ГМЧ («Катюши») Зенитчики Зенитчики Пулеметчики Пулеметчики Снайперы Снайперы Саперы Саперы Кавалеристы Кавалеристы НКВД и СМЕРШ НКВД и СМЕРШ Водители Водители Десантники Десантники Танкисты Танкисты