Я с 1922 года. Родом я с Волги, из Тверской области. Есть там такое село Завидово, не доезжая Твери по Ленинградскому шоссе. У меня обычная для того времени биография: школа, техникум, аэроклуб, училище…
А как вы вообще в авиацию попали?
Да, как, в принципе случайно… После школы поступил в речной техникум в Москве. Но тогда же время такое бурное было, то один комсомольский призыв, то другой. Слышали, наверное: «Комсомольцы – все на самолёт!» Вот и я во время учёбы в техникуме поступил в аэроклуб. Это был, наверное, уже 1940 год. А через год война…
Я сразу пошёл в военкомат и, учитывая, мою учёбу в аэроклубе, меня направили в Батайскую авиашколу. Но учились мы уже не в Батайске, а в Азербайджане. (С октября 1941-го по март 1944 года Батайская военная авиационная школа функционировала в азербайджанском городе Евлах - https://ru.wikipedia.org ) Выпустился вроде в 43-м, но вначале оказался в запасном полку в Кировабаде (ныне аэродром Гянджа в Азербайджане – прим.ред.), и только потом попал на фронт. Это уже 44-й год шёл.
На каких самолётах летали в училище?
На всяких.
А на И-16-м летали?
Да.
И как он вам? Говорят, очень строгий самолёт.
Да нет, нормальный.
Сколько у вас налёта было перед фронтом?
Ну, это я уже не скажу, но много.
В какой полк вы попали?
В 92-й ИАП. Вначале осваивали Ла-5, а в боевых действиях стали участвовать только с Ясско-Кишиневской операции.
Первый бой запомнился?
Сейчас уже трудно сказать, первый он был или пятый. Помню только, что первый бой получился самым тяжёлым. Нас было четверо. Почти все одногодки, но вот кто звено вёл, я уже и забыл… Эх, парень, если бы ты раньше пришёл, я бы тебе столько всего рассказал, а сейчас уже голова не та, путаю всё, забыл многое…
Но помните, допустим, с кем в паре летали?
Я летал ведомым у Ивана Тимошенкова. (На сайте http://podvignaroda.ru есть наградные листы, по которым командир звена 92-го ИАП лейтенант Тимошенков Иван Арсентьевич 1919 г.р. был награжден орденами «Красного Знамени», «Отечественной войны» I-й степени и «Красной Звезды». По данным из них в годы ВОв совершил не менее 136 боевых вылетов, в которых сбил 6 самолетов противника – прим.ред.)
И как он как ведущий?
Нормальный.
А командира полка помните?
Кажется Саломатин. Да, точно, Саломатин. Но в конце войны его в академию что ли забрали, и вместо него назначили одного из штаба дивизии, Балабан вроде. (До 28.12.44 92-м ИАП командовал подполковник Саломатин Борис Николаевич, а после него командиром полка был назначен майор Балабан Андрей Устинович – прим.ред.)
В полку были какие-то известные летчики?
Да всякие были.
Но можете сказать, у кого было больше сбитых самолётов?
Да разве сейчас я вспомню? Может у Вихляева? (По данным известного исследователя военной авиации М.Ю.Быкова командир эскадрильи 92-го ИАП капитан Вихляев Владимир Михайлович 1920 г.р.в годы ВОВ совершил 185 боевых вылетов, в которых сбил 16 самолетов противника.Был представлен к званию Героя Советского Союза, но по неясным причинам звания не получил. http://soviet-aces-1936-53.ru/abc/v/vihlyaev_v.htm
Также можно выделить командира звена 92-го ИАП старшего лейтенанта Егорова Ивана Алексеевича. М.Ю.Быков указывает на 10 его личных побед. А на счету еще одного командира звена старшего лейтенанта Матюшенко Николая Алексеевич было 8 сбитых самолетов противника - http://soviet-aces-1936-53.ru/abc/m.htm )
А у вас на счету есть сбитые?
Целых три.
Помните, как первого сбили?
Кажется, это «Хейнкель» был.
А помните подробности, как сбили его?
Затрудняюсь… Вроде мы с Тимошенковым взяли его в оборот. А если в хвост зашёл, он уже не вывернется…
А другие два?
Это «мессеры». Но подробностей уже не помню…
А вас самого не сбивали?
На земле только. Не помню уже где, я в составе звена дежурил на аэродроме. Сидели в кабинах в готовности №1. А рядом стояли наши ребята. Вдруг один из них увидел пару самолётов, показавшихся из-за лесочка. Они летели прямо на нашу стоянку, на высоте 50-80 метров. Причём, летели с выпущенными шасси, и мой приятель закричал: «Смотрите, УТ-2! Откуда они тут?» А они уже подлетели, полоснули очередью по нашим самолётам, и так же внезапно скрылись. Вот тут меня ранило в голову, правда, легко. Ребята тут же взлетели, но немцев уже было не догнать. (по данным наградного листа, мл.лейтенант Бемов был легко ранен 20.10.44 г.- прим.ред.) А приятель потом объяснял, что он в училище начинал летать на УТ-2, причём, я удивился, что на У-2 они не летали совсем, поэтому пару «мессеров» принял за УТ-2. Действительно, спереди с выпущенными шасси они проектировались как УТ-2.
На каких истребителях вам пришлось воевать?
Только на «лавочкиных». Вначале на Ла-5. Хороший самолет! Мощный, с хорошим вооружением. А в конце войны летали уже на Ла-7.
А какой самолет лучше – Лавочкин или Як?
Трудно сказать. И тот и другой хорошие. Только у Ла двигатель был с воздушным охлаждением, а у Яков с водяным.
А какой у вас был номер на самолёте?
Кажется, 11-й. Не помню точно.
А у немцев, какой самолёт лучше: мессер или фоккер?
Мне кажется «мессерщмидт».
Какие задания вам приходилось выполнять?
Разные. И на патрулирование зоны ходили, и разведчиков сопровождали, но чаще всего Илы сопровождали. Не помню уже.
А на штурмовки ходили?
Да, приходилось. Стреляли и по грузовым машинам, и по легковым.
Какие награды у вас за войну?
«Красное Знамя» и два ордена «Отечественной войны». Медали «За взятие Вены», «За освобождение Праги», «За победу над Германией».
Помните, кто вам ордена вручал?
Да разные были…
А за что вручили второе «Красное Знамя»?
Кажется за Венгрию. Мы тогда (видимо в 1956 году – прим.ред.) сопровождали самолёт с Микояном до Дебрецена.
А ордена «Красной Звезды» за что получили?
Это уже в мирное время – за налёт в ночных и сложных метеоусловиях. Я ведь до 1960 года служил, был командиром эскадрильи. Когда здесь в Мукачево полк переходил на реактивные самолеты, то у нас человек девять погибло… Но во время хрущёвского сокращения наш полк расформировали.
Интервью: | С.Смоляков |
Лит. обработка: | Н.Чобану |