Top.Mail.Ru
19906
Летчики-истребители

Татушин Сергей Яковлевич

Татушин Сергей Яковлевич, полковник, летчик Первого класса. 1920 года рождения, уроженец Московской области, Ворошиловского района, деревня Кузяево. В 1935 году прибыл в Москву после окончания мчс…. И работал на заводе "Калибр". 1937 году… после окончания аэроклуба им Косарева, убыл в Херсон. Там учился на летчика-инструктора (инструктора-летчика) По-2 и Р-5. После окончания в Херсоне прибыл в Москву. И работал (инструктором-летчиком) летчиком-инструктором в аэроклубе Лебедевского. У меня было 15 курсантов. Из них 3 женщины. Самолет. В течение года они закончили первоначальное обучение, приехала комиссия из Борисоглебска, были приняты все экзамены и после этого убыли в Борисоглебск. Я вместе с ними уехал в Борисоглебск. Окончил Борисоглебское авиационное училище имени Чкалова в 1940 году и получил офицерское звание - младший лейтенант. Я работал там по подготовке кадров для фронта. И начало войны встретил в Борисоглебске. В 1942 году была представлена командировка на командира звена по переучиванию летного состава для фронта. Это Кинишма Ивановской области. Но так как я там был командиром звена, то в это время формировалась воздушная трасса в Иваново. И я прибыл в Иваново. Из Иванова я прибыл в Красноярск, потом в Якутск. Там переучивание на "кобры" и "кинг-кобры". Поскольку мы не знали английского языка, то пришлось очень тщательно изучать все приборы, которые там были…мили галлоны через 10 дней закончили. После этого прибыл в Симчан на Колыму в третий перегоночный полк. Там работал с 1943 года и до окончания трассы. Это 1945 год. Перегнал всего 343 самолета. Это 10 авиационных полков. Самолеты "кобра", "кин-кобра". Летал я от Симчана до Якутска. Расстояние 1200 километров. Через Аймяконский хребет и Верхоянское плоскогорье. Там были сопки до 3,500 высотой. Поэтому приходилось летать в маске на больших высотах. Разные были условия полета, так как расстояние было большим, то приходилось летать и в грозу, и в облаках, и, соответственно, в ясную погоду. Дело в том, что горючего на "кобре" хватало всего на 6 часов. Скорость порядка 200 миль, это 320-340 километров в час. До Якутска приходишь, горючего нет. Но там погоды нет. Передают, что погода ноль - снегопад, дождь. Зная о том, что дальний ближний аэродромы, выходили по полосу соответственно приводным радиостанциям. Надо сказать, что за время перегонки много было и хорошего и плохого. 20 октября 1944 году была вынужденная посадка на "полюс холода". Он называется Аймикон. Это за Верхоянским хребтом, если от Сенчана то 500 километров. Где приходит река Индигирка. От нее отходит река Усть Белая и там еще одна… и мы там приземлились на колеса! Летали на "дугласе" 7 часов 15 минут. И уже полностью была темнота. Но так как у нас на самолетах летали "миллионеры". Они прекрасно ориентировались. И хотя была очень плохая погода, мы, когда вылетали из Якутска, было 8 часов по якутскому времени. В Сенчане было 10 часов. И когда мы летали на 18 тысяч фунтов. Прилетели в Сенчан, его совершенно было не видно. Мы, что бы не улететь за границу, развернулись и пошли обратно. И летали 7 часов, пока не упали… Но когда мы сели, творилось что-то невероятное, потому что мы одевали парашюты, хотели прыгать. И, соответственно, когда мы сели, выскочили из самолетов, снега было в то время в октябре там много, температура 40-45 градусов. Некоторые плакали, некоторые стреляли невероятно радовались, некоторые стали седыми за один полет.

- Почему там произошло?

- Была очень плохая погода. Мы лавировали между гор, искали площадку. Потом видим два домика, а это не два домика, а два стога сена… Мы приземлились около стога сена. И когда приземлились, у нас же не было ни еды, ни горючего, ни масла. Мы там прожили четверо суток. За это время привезли телку от хозяев. Там есть такие места, где совершенно не знают, что такое Советский Союз. Что такое деньги. Что такое война. Пришли наши четыре человека. Один Герой Советского Союза. И стали просить мясо для питания. У них 8 человек семья, стреляют только белок в глаз. И потом они едут в факторию на две недели туда и обратно. Они занимаются животноводством и охотой. Тут же у них и корова отелилась, тут же они спят и кушают. Это что-то невероятное. Денег никаких не знают. На борту было 26 летчиков, весь летный состав Третьего перегоночного полка, поэтому два самолета поиска нас не обнаружили. Нас обнаружил командир полка Твердохлебов на Б-25. Это было 24 октября. Он увидел нас на большой высоте. И бросил вымпел.

Летчик-истребитель Татушин Сергей Яковлевич, великая отечественная война, Я помню, iremember, воспоминания, интервью, Герой Советского союза, ветеран, летчики-бомбардировщики, СБ, Пе-2, А-20Ж, A-20G, Пе-8, Р-5, Ил-2, истребитель, мессер, боевой вылет, Ил-4, По-2, У-2, Б-25, B-25, пулемет, радист, штурман, летчик, стрелок, стрелок-радист, Як-1, Як-3, Як-9, Як-7, Як-7Б, УТ-2, УТИ-4, И-15, И-15, И-153, ЛаГГ-3, Миг-3, Ла-5, Ла-7, Ме-109, Ме-110, ФВ-190, ФВ-189, возбушный бой, Боевой разворот, кобра, Р-39, пушка, ВЯ, РС, РС-82, реактивный снаряд, штурмовка, взлет, посадка, бомба, ПТАБ, механик, моторист, приборист, оружейник Летчик-истребитель Татушин Сергей Яковлевич, великая отечественная война, Я помню, iremember, воспоминания, интервью, Герой Советского союза, ветеран, летчики-бомбардировщики, СБ, Пе-2, А-20Ж, A-20G, Пе-8, Р-5, Ил-2, истребитель, мессер, боевой вылет, Ил-4, По-2, У-2, Б-25, B-25, пулемет, радист, штурман, летчик, стрелок, стрелок-радист, Як-1, Як-3, Як-9, Як-7, Як-7Б, УТ-2, УТИ-4, И-15, И-15, И-153, ЛаГГ-3, Миг-3, Ла-5, Ла-7, Ме-109, Ме-110, ФВ-190, ФВ-189, возбушный бой, Боевой разворот, кобра, Р-39, пушка, ВЯ, РС, РС-82, реактивный снаряд, штурмовка, взлет, посадка, бомба, ПТАБ, механик, моторист, приборист, оружейник

- Радио не работало?

- Обязательно работало. У нас была определенная волна. … он идет по кругу и на него идут все самолеты. Какое решение. Сжечь стога сена и посадить на эту площадку самолет. Площадка была маленькой. И …, командир Восьмого транспортного полка произвел посадку и привез горючее, масло, продукты питания. И на каждого лыжи. Так как от трассы мы находились на 400 километров в стороне. Потом покажу карту, где обозначено место падения. Расчет такой, оставим самолеты и пойдем пешком на лыжах. Но так как мы все же приготовили самолеты, заправили их. Опробовали. Разделились пополам, на один самолет 13 летчиков и на другой 13 летчиков. Так как у нас еще парашюты и у каждого спальные американские мешки. Температура все время 40-45 градусов. Иногда даже 50 градусов. Мной была написана статья "Вынужденная посадка на Полюсе холода". Она была напечатана в одном из журналов. Потом она была напечатана в книге "Небо без границ". Было очень сложно. После того как мы взлетели оттуда. Какими путями? Проложили трассу самолетами туда и обратно. После того как взлетать, машины новые, двигатели новые, на тормозах дают полные обороны, дают от себя, хвост поднимается, начинают с пробега, после это механик дает закрылки, и летчик вырывает самолет из снежного плена. Постепенно выходит на трассу. И так второй самолет. Но он, когда взлетал, ушел с трассы. Это был летчик Журавлев. Может быть, надо было посадить другого летчика. И он не выдержал. Перед тем, как взять, он сошел с трассы, еле-еле оторвался, но все же оторвался. И два самолета прилетели в Аймякон…

Летчик-истребитель Татушин Сергей Яковлевич, великая отечественная война, Я помню, iremember, воспоминания, интервью, Герой Советского союза, ветеран, летчики-бомбардировщики, СБ, Пе-2, А-20Ж, A-20G, Пе-8, Р-5, Ил-2, истребитель, мессер, боевой вылет, Ил-4, По-2, У-2, Б-25, B-25, пулемет, радист, штурман, летчик, стрелок, стрелок-радист, Як-1, Як-3, Як-9, Як-7, Як-7Б, УТ-2, УТИ-4, И-15, И-15, И-153, ЛаГГ-3, Миг-3, Ла-5, Ла-7, Ме-109, Ме-110, ФВ-190, ФВ-189, возбушный бой, Боевой разворот, кобра, Р-39, пушка, ВЯ, РС, РС-82, реактивный снаряд, штурмовка, взлет, посадка, бомба, ПТАБ, механик, моторист, приборист, оружейник Это страшное дело, КГБ, медицина, генералы. Кушать не дают всех в баню…белье поменяли, бутерброды и кофе. И так до самого вечера. В этот же день вечером большой прием. А на другой день мы улетели в Сенчан в наш гарнизон. Там нас встречал весь гарнизон. Что там было! Невероятно! Сразу на завтрак. Прошло, наверное, часа полтора. Дают команду - по самолетам! И опять в том же режиме. Как осуществлялась перегонка? Она осуществлялась поэтапно. Первый полк на своем этапе, второй полк на своем этапе, третий на своем…поэтапно. Мы все время меняли самолеты. Мы пригоняли в четвертый полк из третьего полка. Четвертый полк пятому полку, а пятый полк летит уже в Красноярск. И на этом дело заканчивалось. Вот такая ситуация сложилась на этом этапе. Надо сказать, что погода осенью и весной неблагоприятная. Но зима там прекрасная. Все время ясная погода. А как только начинается весна или осень, то погода невероятно плохая. Кругом искры, молнии, очень частые грозы, но приходится лететь. По два часа летели в облаках, не видно ни неба, ни земли. Самолет леденеет. На стабилизаторах и крыльях лет по несколько сантиметров. Первый этап эстафетной передачи - это Хербенс -…Уль… Аляска. Расстояние 1450 километров. В воздухе до 5 часов. Хотя горючего хватало на 6 часов. Американцы придумали подвесные баки. Один бак вырабатываешь - 1 час 20. Второй бак вырабатываешь. Внутри там имеется управление горючим. Был у нас случай, когда шпонка была твердая, ее срезало и переключать нечем. Бросили самолет и выпрыгнули на парашюте. Были такие случаи, когда взлетали - слева и справа снег выше человеческого рота, туман стоит на 25 метров. Взлетаешь в тумане, слева и справа стоят вешки, по ним взлетаешь. Когда взлетел, шасси убрал, и уже ясная погода. При отказе материальной части делали по 8, 9 заходов, не попадали на полосу. Почему все аэродромы необходимо было построить около реки. Для того, чтобы горючее можно было возить по рекам. И масло и горючее. Бензин В-100, охлаждающая жидкость Престон, которая кипит при 160 градусах. В воздухе поддерживаешь температуру. Отопление идет на карбюратор, на трубку пито в конечном итоге, когда все отрегулировал, все отключаешь. Были случаи, когда эти сопротивления защиты, которые там имеются. Были случаи, когда отказ материальной части, потому что сопротивления не выдерживали.

- Их включаешь и выключаешь, не все работают?

- Нет. Выключил и все до самого следующего аэродрома. Как проходил этап. Взлетает лидер Б-25, потом взлетает "кобра". Дело в том, что подогрев был 5-6 часов. Грели самолет перед тем, как его запустить. После того, как запустили, уже больше включать нельзя, потому что сразу все замерзает. У тебя есть радио, догладываешь, я готов на выруливание. После того, как все доложили, все запустили, после того, как взлетел лидер, за ним становятся все остальные "кобры". Все становятся на свои места. Тысяча метров высота. На этой высоте пристраивается каждый и докладывают о готовности к выполнению задания. После того, как все встали на свои места. Это значит левый и правый пилинг. Положим, в левом пилинге шесть, семь. И в правом пилинге - шесть, семь. Проходит два часа, начинается облачность. Потом начинается гроза. Это весной или осенью. А так сравнительно погода была хорошей. Только за один 1944 год перегнал 165 самолетов. Налетал 600 часов. В 1945 году налетал 117 посадок, и в 1943 году налетал 117 посадок.

- В 1945 году практически не летали?

- Как?!

- Столько же не разрешалось летать, это же превышало некие санитарные нормы.

- (Смеется). Когда была война, то никаких санитарных норм не было.

Летчик-истребитель Татушин Сергей Яковлевич, великая отечественная война, Я помню, iremember, воспоминания, интервью, Герой Советского союза, ветеран, летчики-бомбардировщики, СБ, Пе-2, А-20Ж, A-20G, Пе-8, Р-5, Ил-2, истребитель, мессер, боевой вылет, Ил-4, По-2, У-2, Б-25, B-25, пулемет, радист, штурман, летчик, стрелок, стрелок-радист, Як-1, Як-3, Як-9, Як-7, Як-7Б, УТ-2, УТИ-4, И-15, И-15, И-153, ЛаГГ-3, Миг-3, Ла-5, Ла-7, Ме-109, Ме-110, ФВ-190, ФВ-189, возбушный бой, Боевой разворот, кобра, Р-39, пушка, ВЯ, РС, РС-82, реактивный снаряд, штурмовка, взлет, посадка, бомба, ПТАБ, механик, моторист, приборист, оружейник
Летчик-истребитель Татушин Сергей Яковлевич, великая отечественная война, Я помню, iremember, воспоминания, интервью, Герой Советского союза, ветеран, летчики-бомбардировщики, СБ, Пе-2, А-20Ж, A-20G, Пе-8, Р-5, Ил-2, истребитель, мессер, боевой вылет, Ил-4, По-2, У-2, Б-25, B-25, пулемет, радист, штурман, летчик, стрелок, стрелок-радист, Як-1, Як-3, Як-9, Як-7, Як-7Б, УТ-2, УТИ-4, И-15, И-15, И-153, ЛаГГ-3, Миг-3, Ла-5, Ла-7, Ме-109, Ме-110, ФВ-190, ФВ-189, возбушный бой, Боевой разворот, кобра, Р-39, пушка, ВЯ, РС, РС-82, реактивный снаряд, штурмовка, взлет, посадка, бомба, ПТАБ, механик, моторист, приборист, оружейник

- 600 часов это просто опасно.

- Никто не спрашивал. Когда война окончилась, мы уже были в Германии в Восточной Пруссии. 57-й Гвардейский полк Земландский. Полуостров. 5-я Гвардейская дивизия на "кобрах". Дело в том, что после расформирования этой дивизии, которая занималась перегонкой. Мы все были со своими личными делами командированы в разные части. Я прибыл в Восточную Пруссию в 1945 году. Там аэродром … в 1948 году у меня родилась дочь. В это время я выехал в … Китай. В Ельце формировались части. И мы убыли в Китай, и там воевал в Корее.

Летчик-истребитель Татушин Сергей Яковлевич, великая отечественная война, Я помню, iremember, воспоминания, интервью, Герой Советского союза, ветеран, летчики-бомбардировщики, СБ, Пе-2, А-20Ж, A-20G, Пе-8, Р-5, Ил-2, истребитель, мессер, боевой вылет, Ил-4, По-2, У-2, Б-25, B-25, пулемет, радист, штурман, летчик, стрелок, стрелок-радист, Як-1, Як-3, Як-9, Як-7, Як-7Б, УТ-2, УТИ-4, И-15, И-15, И-153, ЛаГГ-3, Миг-3, Ла-5, Ла-7, Ме-109, Ме-110, ФВ-190, ФВ-189, возбушный бой, Боевой разворот, кобра, Р-39, пушка, ВЯ, РС, РС-82, реактивный снаряд, штурмовка, взлет, посадка, бомба, ПТАБ, механик, моторист, приборист, оружейник В 1949 году организовалась Китайская народная республика. И оставшиеся Гоминьдановцы бомбили Шанхай. И Маудзедун прибыл в Москву к Сталину. … они прибыли. И Сталин их принял. Было наших 19 дивизий направлены на реактивных самолетах. Мы прибыли на "миг-9", там получили "миг-15". Эти самолеты участвовали в боевых действиях против американцев. В 8 ноября 1950 года идут 50 крепостей на разных высотах "Б-29". И поднимают один наш полк, на наших самолетах. А у нас на каждом самолете имеется одна пушка 37-мм - 450 выстрелов в минуту. И две пушки 23-мм 900 выстрелов в минуту. Но 200 грамм, и боекомплекта хватает на 6 секунд. При атаке и выходе из атаки требуется всего 1 секунда. За одну секунду летит 12 килограммов. Сбили мы тогда 43 крепости. За один вылет наших самолетов 139-го полка было сбито больше 40 крепостей! После этого доложили Сталину. И он туда направил комиссию. В самолете имеется фотопулемет. Этот фотопулемет дает 8 кадров в секунду. Он рассчитан, когда стреляешь, непосредственно заснять. В самолете имеются часы с секундной стрелкой. И полностью в конечном итоге дается оценка, сколько выпустил снарядов и какой самолет. Потом делается такой альбом. И в этом альбоме дается оценка.

Разведка цели 35 метров. Сколько тысячных здесь, все делится. Вот перекрестие, это упреждение до цели, а вот часы. Здесь стоит номер самолета. Здесь написано, положим, левый и правый пилинг. Вот идет лидер, вот один лидер, другой лидер. Бывает так, что один лидер берет этих всех, а другой - этих. В конечном итоге, написан боевой расчет, как истребители. А еще есть эскадрилья бомбардировщиков. Они идут отдельно. Они идут без лидера. У них свои расчеты. Соответственно, и штурмана, и радисты, которые имеют связь.

- Кем были ваши родители?

- Мои родители: Татушин Яков Васильевич, мать Степанида… одна, потом вторая мать. Семья 6 человек мужчин и одна женщина. Жили мы в деревне. После того, как закончил обучение в средней школе. Прибыл в Москву на завод "Калибр". Работал и учился в ФЗУ. 4 часа учишься, 4 часа практики на заводе. Там имелись разные цеха. Я был слесарем-лекальщиком. Два брата с 1930 года, сестра с 1928 года, один брат с 1925 года, другой брат с 1937 года. В настоящее время остались живы сестра Нина Яковлевна, Анатолий Яковлевич и Сергей Яковлевич. Я был самым старшим в семье. Отец работал шляпником в Москве. Когда я прибыл на завод "Калибр", то зиму и весну ездил на учебу в аэроклуб Косарева. И после того, как нас вызвали из аэроклуба в лагеря. И в 1937 году я окончил аэроклуб "Косарева".

 

Летчик-истребитель Татушин Сергей Яковлевич, великая отечественная война, Я помню, iremember, воспоминания, интервью, Герой Советского союза, ветеран, летчики-бомбардировщики, СБ, Пе-2, А-20Ж, A-20G, Пе-8, Р-5, Ил-2, истребитель, мессер, боевой вылет, Ил-4, По-2, У-2, Б-25, B-25, пулемет, радист, штурман, летчик, стрелок, стрелок-радист, Як-1, Як-3, Як-9, Як-7, Як-7Б, УТ-2, УТИ-4, И-15, И-15, И-153, ЛаГГ-3, Миг-3, Ла-5, Ла-7, Ме-109, Ме-110, ФВ-190, ФВ-189, возбушный бой, Боевой разворот, кобра, Р-39, пушка, ВЯ, РС, РС-82, реактивный снаряд, штурмовка, взлет, посадка, бомба, ПТАБ, механик, моторист, приборист, оружейник
Летчик-истребитель Татушин Сергей Яковлевич, великая отечественная война, Я помню, iremember, воспоминания, интервью, Герой Советского союза, ветеран, летчики-бомбардировщики, СБ, Пе-2, А-20Ж, A-20G, Пе-8, Р-5, Ил-2, истребитель, мессер, боевой вылет, Ил-4, По-2, У-2, Б-25, B-25, пулемет, радист, штурман, летчик, стрелок, стрелок-радист, Як-1, Як-3, Як-9, Як-7, Як-7Б, УТ-2, УТИ-4, И-15, И-15, И-153, ЛаГГ-3, Миг-3, Ла-5, Ла-7, Ме-109, Ме-110, ФВ-190, ФВ-189, возбушный бой, Боевой разворот, кобра, Р-39, пушка, ВЯ, РС, РС-82, реактивный снаряд, штурмовка, взлет, посадка, бомба, ПТАБ, механик, моторист, приборист, оружейник

- Это какого района аэроклуб? Или он не районный.

- Не районный. Располагался в Тушино.

- Почему пошли в авиацию?

- Я окончил планерную школу в 1936 году. Прежде чем идти в Тушино, мы летали на планерах. Учебный планер УС-4. Поэтому можно было пойти на другие направления. Но я пошел после окончания планерной школы, окончания ФЗУ… что характерно Катя Медникова была у нас инструктором. Она была маленького роста, ходила с подушкой. Садится в самолет, ее не видно. …

Сейчас вам покажу интересную фотографию. Вот аэроклуб Косарева. Вот Яковлев с сыном. Дело в том, что женился Яковлев с 1906 года рождения, а женился в 1938 году. Ему уже было 30 лет. Когда началась эвакуация… он был в то время уже заместителем министра. Вот "Цель жизни"…

- Какие занятия были в аэроклубе?

- Аэродинамика, материальная часть, метео навигация.

- Легко вам давались полеты?

- Катя Медникова дала мне 10 провозных, потом я уже сам управлял самолетом. Мне легко давалось, так как я летал на планерах, знал аэродинамику полета, мне было гораздо проще.

- После обучения в аэроклубе, вы уехали в Херсон. Чем там отличалось обучение?

- Там давали полеты с первой кабины и полеты со второй кабины. Я как инструктор, должен знать полет и из первой кабины и из второй кабины.

Смотрит фотографии. Это аэроклуб Косарева.

Мне было 16 лет, я прибыл на комиссию, которая должна была определить подхожу я на летчика или нет. И вот генерал … и Филиппов, мой инструктор. Они настояли, и я оказался курсантом аэроклуба.

Вот слева Сталин в Тушино после полетов

Это Орджоникидзе.

- Борисоглебская военная школа, это школа летчиков-истребителей?

- Да.

- Вас оставили инструктором?

- Да. Я работал в Борисоглебской школе летчиком-инструктором, готовил кадры для фронта. И после начала войны в марте 1942 года приехал в Кинишму.

- В 22-й запасной аэрополк?

- Нет.

- У меня написано 22-й.

- Да?! Правильно. Запасной аэрополк в Кинишме, который техников переучивал на летчиков.

- В чем заключалось переучивание?

- На самолетах УТ-2. Еще давали несколько полетов на "як-1". Потом приходит "дуглас".

4, 5 часов самостоятельных полетов в конечном итоге. Были случаи, конечно, много было нацменов... С фронта приходили летчики, были интересные эпизоды. Я запланировал плановую таблицу комиссара с каким-то летчиком. Был он адъютантом у какого-то генерала. Он говорит: Я не полечу с комиссаром. Я говорю, хорошо. Я тебе пишу другого. Он полетел. А в это время в наш полк приехал дважды герой Кравченко и еще один. Они инспектировали. Когда полетели, Громов говорит: не понятно, курсант был сзади, без парашюта выпрыгнул на 400 метров. И все, на этом дело закончилось, оказалось, он был шпионом. Все документы подняли. Так я оказался на трассе.

- 22-й ЗАП, структура фронтового полка или другая.

- Нет, такая же. Был в Иваново.

- Не в Кинишме?

- От Иванова километров 300. И эта дивизия формировалась в Иваново, 22-й запасной полк.

- В Кинишме, в тот полку, где вы переучивали, сколько летчиков в группе у вас было?

- Группа была из 12 курсантов. В конечном итоге получалось так, что они выполняли по 2, 3 полета за смену. По маршруту полеты выполнялись на 40 минут, не больше. Маршруты выполнялись на небольшой высоте - 400-600 метров. УТ-2, мотор М-11.

- У-2 они не проходили?

- У нас У-2 не было, сразу сажали на УТ-2. У-2 были в 1939 году по всем аэроклубам. В аэроклубах обучалось очень много курсантов. У меня было 15 курсантов. Из них 3 женщины. В Теплом Стане. Аэродром Теплый Стан. Где мы выполняли парашютные прыжки.

- Из ЗАПа вас перевели в перегоночную дивизию?

- Да.

- Обучение на аэрокобрах было в Якутске?

- Да.

- В Борисоглебске на каком типе истребителей закончили?

- И-16. И-15… есть у меня данные в летной книжке.

- Как вам И-16?

- В то время самолеты были… очень трудно было летать. На УТИ-4 я, как инструктор, делал по 20 посадок. 22 полета за смену! Представляете, что это такое?!

- На каких сериях "кобр" начали летать?

- Разные серии были. Когда пошли в 1944 году "кин-кобры", у них даже ламинарный профиль крыла был другой. У нас были деревянные самолеты, а у них металлические самолеты. Двигатель стоял сзади летчика, это было очень важно.

- Самая распространенная серия была Ку, их выделяли как-то?

- Выделяли. На "кин-кобрах" пошла защита хвоста. На киле стояла антенна. В кабине включаешь, загорается лампа. И когда находишь на цель, красная лампа начинает мигать. Приблизительно 900 метров, она уже начинает действовать. На ноль градусов она не захватывает.

Разные были серии. 37 миллиметров - трасса мужества.

- Как вам фильм "Перегонщики"?

- Мне не понравился.

Смотрит фотографии: Смотрите, это Власов, четвертый полк. А вот Сергей Яковлевич.

Разные серии. Пушка всегда была…все это идет по линии.

 

Летчик-истребитель Татушин Сергей Яковлевич, великая отечественная война, Я помню, iremember, воспоминания, интервью, Герой Советского союза, ветеран, летчики-бомбардировщики, СБ, Пе-2, А-20Ж, A-20G, Пе-8, Р-5, Ил-2, истребитель, мессер, боевой вылет, Ил-4, По-2, У-2, Б-25, B-25, пулемет, радист, штурман, летчик, стрелок, стрелок-радист, Як-1, Як-3, Як-9, Як-7, Як-7Б, УТ-2, УТИ-4, И-15, И-15, И-153, ЛаГГ-3, Миг-3, Ла-5, Ла-7, Ме-109, Ме-110, ФВ-190, ФВ-189, возбушный бой, Боевой разворот, кобра, Р-39, пушка, ВЯ, РС, РС-82, реактивный снаряд, штурмовка, взлет, посадка, бомба, ПТАБ, механик, моторист, приборист, оружейник

Миг-9. 1948 г.

- С Мазруком Ильей Павловичем приходилось сталкиваться?

- Каждый раз.

- Что он за человек?

- Прекрасный. Душа человек.

- Мачин Михаил Григорьевич?

- Он был… вот они летят. Я после с ним встречался в Восточной Пруссии.

- Я знаю, что в бомбардировщик американские рабочие клали часы, выпивку, до вас что-то доходило?

- Но мы не брали. Резинки, безделушки - не брали, все оставляли, для себя ничего не брали. Потому что мы знали, что отдашь концы.

- То есть?

- "Кобры" горели. Очень много было разных диверсий. Здесь написано 55 лет, это якутское издание…

- Олейника помните из 57-го полка?

- Был, да. Полк подполковника Беркутова.

- Долго служили в 57-м полку?

- До китайской операции. В 1948 году у меня родилась дочь, я уехал в Елец из восточной Пруссии. Там сформировались и поехали на восток, в Китай. Прибыли в … там другая колея, пришлось перетаскивать все свои самолеты. Со своими самолетами прибыли туда.

- У вас написано в летной книжки, что вы осваивали Б-25.

- Да.

- На сколько сложно было пересесть после истребителя?

- Не сложно. Я летал вторым пилотом. На Б-25 прекрасная организация профиля. Автопилота не было. Но они сами все отрегулировали. Это прекрасный самолет. Мазурук летали и на "каталинах". Берия вызвал Мазурука к себе, по поводу того, что вы были с … Нужно было получить четыре или пять "каталин". Поручили Мазуруку. Он полетел в Америку. Он попал к Уэльсу. И получили самолеты.

- Какого цвета приходили "аэрокобры"?

- Темно-зеленые. Опознавательные знаки белые.

- Американские были знаки?

- Да. Смотрит фотографии: вот американские. Белая звезда в синем круге. А мы делали по-другому.

Дело в том, что на "кобре" было прекрасное вооружение. Это вооружение было связано с тем, что сам пристрел обеспечивал…вписывание цели. Средняя точка, которая главная точка, она всегда над целью, должна подойти. Стоит только один раз нажать и все. Потому что на 6 секунд боекомплекта, 12 килограмм сразу вылетает.

- "Кобру" тяжело выводит из плоского штопора?

- Плоского штопора не было.

- Вообще она тяжело выходила из штопора?

- Она выходила очень плохо из штопора. За один, два витка.

- "Кин-кобры" нравились или не очень после "аэрокобры"?

- Прекрасная машина.

- Говорят, тяжелая.

- Да потяжелей, но она получше. Выводить из штопора ее было гораздо проще.

Смотрит фотографии: Вот Марчин…

Одежда была вся американская. И даже очки американские.

- Нашего бензина не было?

- Нет. Только американский Б-100.

- Боекомплект был на "кобрах"?

- Гоняли только с боекомплектом.

- Пострелять желания не было?

- На "кобрах" не стрелял, а на Миг-15 стрелял.

- Чем кино "Перегон" не понравилось?

- Я его не смотрел.

- К вам за консультацией не обращались?

- Я не хочу.

- Вы принимали участие в войне с Японией. Что там было?

- С Маркова перегоняли самолеты в Елезево, на Камчатку. Целую дивизию. Одну дивизию через Читу на … и до Хабаровска. Когда туда прилетели Василевский, Жуков, и мы туда пригнали самолеты. Непосредственно участвовали как перегонщики.

- Когда перегоняли свой последний самолет?

- Приблизительно …

- Сбитые самолеты есть?

- Нет. (Все время что-то листает).

- Летали по 6 часов.

- Максимально только на "дугласах".

- У вас получались длительные полеты. На "кобрах" был писуар?

- Обязательно.

- Приходилось пользоваться?

- Да.

- Чем скрашивали рутину полета?

- Всегда в группах. Видишь одного, второго, третьего, переговаривались. Было два передатчика и два приемника. Летишь, слушаешь Хабаровск.

Я на трассе заработал геморрой и цингу. Никаких витаминов. Оленина.

- Такое плохое питание?

- Американское питание. Открываешь бочку, написано: USA, 1902 год. Все просолилось. Сутки вымачивали. Собаки не ели.

- Это оленина?

- Нет. Это бекон. Каждый день нам давали 50 грамм спирта. Там такие были температуры… Летом там ночей не бывает. Там называется "малая земля". "Я живу близ Беренгова моря, где кончается наша земля. Я живу в тоске и в горе, вспоминая родная тебя. Мы друг друга любили, жили на зависть другим. Но потом разлюбили, я уехал в далекий Колым. Где летаешь над дикой тундрой, над глухим Верхояновским хребтом, над суровой Якутской тайгой. Летаешь и ночью, и днем. … сам о фронте все время мечтаю. Но что делать, приходится летать день и ночь. Наша жизнь хороша лишь снаружи. С виду много блеска и денег. Но никто не испытывал стужи и машин разбившихся с треском. Как окончится срок командировки, я навек распрощусь с этой Чукоткой. И на "дугласе" …".

- Чьи это стихи?

- Это напечатано в книге.

- За эту работу платили хорошо?

- Да. Но все это уходило на танковые колонны, сдавали в Фонд обороны. Все забирали. Авиаторы Якутии в годы войны - написано. Вот здесь моя фотография.

- С кем дружили в полку?

- Со всеми летчиками.

Летчик-истребитель Татушин Сергей Яковлевич, великая отечественная война, Я помню, iremember, воспоминания, интервью, Герой Советского союза, ветеран, летчики-бомбардировщики, СБ, Пе-2, А-20Ж, A-20G, Пе-8, Р-5, Ил-2, истребитель, мессер, боевой вылет, Ил-4, По-2, У-2, Б-25, B-25, пулемет, радист, штурман, летчик, стрелок, стрелок-радист, Як-1, Як-3, Як-9, Як-7, Як-7Б, УТ-2, УТИ-4, И-15, И-15, И-153, ЛаГГ-3, Миг-3, Ла-5, Ла-7, Ме-109, Ме-110, ФВ-190, ФВ-189, возбушный бой, Боевой разворот, кобра, Р-39, пушка, ВЯ, РС, РС-82, реактивный снаряд, штурмовка, взлет, посадка, бомба, ПТАБ, механик, моторист, приборист, оружейник

 

Летчик-истребитель Татушин Сергей Яковлевич, великая отечественная война, Я помню, iremember, воспоминания, интервью, Герой Советского союза, ветеран, летчики-бомбардировщики, СБ, Пе-2, А-20Ж, A-20G, Пе-8, Р-5, Ил-2, истребитель, мессер, боевой вылет, Ил-4, По-2, У-2, Б-25, B-25, пулемет, радист, штурман, летчик, стрелок, стрелок-радист, Як-1, Як-3, Як-9, Як-7, Як-7Б, УТ-2, УТИ-4, И-15, И-15, И-153, ЛаГГ-3, Миг-3, Ла-5, Ла-7, Ме-109, Ме-110, ФВ-190, ФВ-189, возбушный бой, Боевой разворот, кобра, Р-39, пушка, ВЯ, РС, РС-82, реактивный снаряд, штурмовка, взлет, посадка, бомба, ПТАБ, механик, моторист, приборист, оружейник - Хорошо жили?

- Очень много нам приходилось летать… все время летали, все время работали.

Вот Мазурук Юрий Павлович, сверху.

У нас в полку было две истребительные эскадрильи и одна бомбардировочная. Получался фактически смешанный полк.

- Кто был лидером? Бомбардировщики вашего полка?

- Да. Два летчика Бондарев и … они были лидерами. Лидер взлетает, потом все взлетаем, пристраивается, докладываем, полная дисциплина.

- В "аэрокобрах" была аптечка, бортпаек?

- Да. Такие бортпайки - завтрак, обед и ужин. Все в хорошей упаковке, в плоскостях - в левой и в правой. Сзади был топорик и все остальные необходимые вещи.

- Разрешалось пользоваться бортпайком?

- Пользовались только на вынужденной посадке. Там есть и спирт, можно подогреть. Это же не просто поход туда-сюда. Наш научно-исследовательский институт послал двух летчиков-испытателей на …. И там провели на "кин-кобрах" испытания. После трех витков "кобра" закрутилась, как все равно юла. Она приземлилась, чтобы не сгорела… все. Когда посмотрели, оказалось, что задняя центровка… убрали боекомплект и горючее. Вместо того, чтобы была передняя центровка, получилась задняя. На 5000 сделал один штопор, второй штопор. Один виток и вывел. После этого делают 3 витка. Тоже нормально. Потом передает: делаю левый штопор. И все на этом прекратилось. Он выбивает… и не может никак вылезти из самолета, так притягивает к плоскостям. Он ползком до самого конца, ногой ударился и улетел от самолета, открыл парашют. После все проверили, оказалось, что "кобры" не годятся для боевых действий. Они создали такие условия, почему наши летчики стали биться.

- Вам приходилось садиться?

- Самому не приходилось. Зимой мы садились только на озеро. Летом, когда отлив на берег. А когда зимой ровно снег ложится…. Были случаи, что даже с выключенными шасси… Были случаи, когда … перевернулся в штопор… бедный … покойничек Леша Терентьев…

Нужно ко всему очень внимательно относится, ты всегда связан со смертью. Терентьев погиб ни за что, буквально. Прилетели из … в Сенчан и пошли на посадку. Вместо того, чтобы сделать 40 крен, а он сделал 60 и перевернулся. Взял на себя, а она пошла вниз.

- Большие потери были?

- 115 летчиков всего. А в нашем полку не знаю, сколько погибло. Некоторых отчисляли, потому что не могли выполнять такие задания. По 2 часа приходилось лететь, не видя не неба не земли. Уже не работает вестибулярный аппарат. Говоришь, иди за мной, держи крен.

- Строем летели в сложных метеоусловиях?

- Да. По 2 часа, главное, лидера не видно. Видишь, только друг друга и все. Очень сложно было.

Летчик-истребитель Татушин Сергей Яковлевич, великая отечественная война, Я помню, iremember, воспоминания, интервью, Герой Советского союза, ветеран, летчики-бомбардировщики, СБ, Пе-2, А-20Ж, A-20G, Пе-8, Р-5, Ил-2, истребитель, мессер, боевой вылет, Ил-4, По-2, У-2, Б-25, B-25, пулемет, радист, штурман, летчик, стрелок, стрелок-радист, Як-1, Як-3, Як-9, Як-7, Як-7Б, УТ-2, УТИ-4, И-15, И-15, И-153, ЛаГГ-3, Миг-3, Ла-5, Ла-7, Ме-109, Ме-110, ФВ-190, ФВ-189, возбушный бой, Боевой разворот, кобра, Р-39, пушка, ВЯ, РС, РС-82, реактивный снаряд, штурмовка, взлет, посадка, бомба, ПТАБ, механик, моторист, приборист, оружейник Летчик-истребитель Татушин Сергей Яковлевич, великая отечественная война, Я помню, iremember, воспоминания, интервью, Герой Советского союза, ветеран, летчики-бомбардировщики, СБ, Пе-2, А-20Ж, A-20G, Пе-8, Р-5, Ил-2, истребитель, мессер, боевой вылет, Ил-4, По-2, У-2, Б-25, B-25, пулемет, радист, штурман, летчик, стрелок, стрелок-радист, Як-1, Як-3, Як-9, Як-7, Як-7Б, УТ-2, УТИ-4, И-15, И-15, И-153, ЛаГГ-3, Миг-3, Ла-5, Ла-7, Ме-109, Ме-110, ФВ-190, ФВ-189, возбушный бой, Боевой разворот, кобра, Р-39, пушка, ВЯ, РС, РС-82, реактивный снаряд, штурмовка, взлет, посадка, бомба, ПТАБ, механик, моторист, приборист, оружейник
Интервью и лит.обработка:А. Драбкин

Наградные листы

Рекомендуем

Мы дрались на истребителях

ДВА БЕСТСЕЛЛЕРА ОДНИМ ТОМОМ. Уникальная возможность увидеть Великую Отечественную из кабины истребителя. Откровенные интервью "сталинских соколов" - и тех, кто принял боевое крещение в первые дни войны (их выжили единицы), и тех, кто пришел на смену павшим. Вся правда о грандиозных воздушных сражениях на советско-германском фронте, бесценные подробности боевой работы и фронтового быта наших асов, сломавших хребет Люфтваффе.
Сколько килограммов терял летчик в каждом боевом...

История Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в одном томе

Впервые полная история войны в одном томе! Великая Отечественная до сих пор остается во многом "Неизвестной войной". Несмотря на большое количество книг об отдельных сражениях, самую кровопролитную войну в истории человечества не осмыслить фрагментарно - лишь охватив единым взглядом. Эта книга ведущих военных историков впервые предоставляет такую возможность. Это не просто летопись боевых действий, начиная с 22 июня 1941 года и заканчивая победным маем 45-го и капитуляцией Японии, а гр...

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Великая Отечественная до сих пор остается во многом "Неизвестной войной". Несмотря на большое количество книг об отдельных сражениях, самую кровопролитную войну в истории человечества нельзя осмыслить фрагментарно - только лишь охватив единым взглядом. Эта книга предоставляет такую возможность. Это не просто хроника боевых действий, начиная с 22 июня 1941 года и заканчивая победным маем 45-го и капитуляцией Японии, а грандиозная панорама, позволяющая разглядеть Великую Отечественную во...

Воспоминания

Показать Ещё

Комментарии

comments powered by Disqus
Поддержите нашу работу
по сохранению исторической памяти!