13224
Летчики-штурмовики

Фурдак Иван Яковлевич

Я родился 14 июля 1923-го года в селе Рубановка Серогозского района Херсонской области. Мой дед, словак, приехал в Украину со своей родины и трудился кузнецом, мать была санитаркой, а отец крестьянином. Папа, служивший кавалеристом в Гражданскую войну, однажды спасал кого-то зимой из воды, застудил ноги и получил паралич. Когда в 1932-1933-м годах в селе начался голод, и он все отдавал детям. Вскоре папа умер, мать осталась одна со мной и сестрой на руках. Переехали в село Чонгар. Во время голода мама собирала колоски на поле, ее поймали и судили. Тогда нам было очень тяжело. Я убежал с сестрой, мы беспризорничали в Крыму. На товарняках добрались до Севастополя и узнали, что тут голода не было. В итоге я остался в Симферополе, к тому времени мать отпустили, я окончил семь классов и поступил в Феодосийский торговый техникум. Будучи довольно высоким и при этом очень тощим, оказался в числе будущих авиаторов. К нам приехала комиссия по допризывной подготовке, и меня неожиданно направили в 1939-м году в Симферопольскую авиашколу при городском аэропорту.

Учились на гражданских самолетах. С началом Великой Отечественной войны нас послали в Балашовскую военную авиационную школу. Стали учить на штурмовиках Ил-2, причем нас называли почему-то не летчиками, а пилотами. После выпуска долго держали в запасе, потому что отличников боевой и летной подготовки называли «золотым фондом» и оставляли в резерве. Кроме того, в 1943-м году я заболел дизентерией, затем заработал цингу.

В декабре 1944-го года меня перевели старшим летчиком в специальную эскадрилью в составе 957-го штурмового авиационного полка Московского военного округа по перегону штурмовиков Ил-2, затем Ил-10. Перегоняли их прямо с авиационных заводов на передовую. В составе этой эскадрильи я встретил Победу.

- Как кормили в полку?

- Летчиков всегда кормили великолепно. Шоколадку и сгущенку выдавали. Я не курил, курящим же каждый день давали папиросы.

- Перегоны штурмовиков осуществлялись только днем, или бывали вылеты ночные полеты?

- Исключительно днем.

- В сложных метеоусловиях летали?

- Нет, даже в случае небольшого дождя мы производили посадку по пути следования на каком-либо полевом аэродроме. Нам по рации давали указания, куда садиться. Новые самолеты нельзя было подвергать самому малейшему риску.

- Вы передавали штурмовики напрямую летчикам?

- Да, только так. Назад в часть возвращались в зависимости от обстоятельств – или транспортным самолетом, или поездом.

После окончания Великой Отечественной войны мы перегоняли самолеты для стран социалистического лагеря. При этом делали это очень скрытно. В 1956-м году мой самолет во время полета загорелся, и я по приказу командования катапультировался над горами Грузинской ССР. Провисел над пропастью на стропах парашюта, зацепившись за дерево, четверо суток, пока меня не нашли. Через несколько месяцев из-за переохлаждения организма заболел туберкулезом и был комиссован по болезни.

Интервью и лит.обработка:Ю.Трифонов

Рекомендуем

22 июня 1941 г. А было ли внезапное нападение?

Уникальная книжная коллекция "Память Победы. Люди, события, битвы", приуроченная к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, адресована молодому поколению и всем интересующимся славным прошлым нашей страны. Выпуски серии рассказывают о знаменитых полководцах, крупнейших сражениях и различных фактах и явлениях Великой Отечественной войны. В доступной и занимательной форме рассказывается о сложнейшем и героическом периоде в истории нашей страны. Уникальные фотографии, рисунки и инфо...

Я дрался на Ил-2

Книга Артема Драбкина «Я дрался на Ил-2» разошлась огромными тиражами. Вся правда об одной из самых опасных воинских профессий. Не секрет, что в годы Великой Отечественной наиболее тяжелые потери несла именно штурмовая авиация – тогда как, согласно статистике, истребитель вступал в воздушный бой лишь в одном вылете из четырех (а то и реже), у летчиков-штурмовиков каждое задание приводило к прямому огневому контакту с противником. В этой книге о боевой работе рассказано в мельчайших подро...

«Из адов ад». А мы с тобой, брат, из пехоты...

«Война – ад. А пехота – из адов ад. Ведь на расстрел же идешь все время! Первым идешь!» Именно о таких книгах говорят: написано кровью. Такое не прочитаешь ни в одном романе, не увидишь в кино. Это – настоящая «окопная правда» Великой Отечественной. Настолько откровенно, так исповедально, пронзительно и достоверно о войне могут рассказать лишь ветераны…

Воспоминания

Перед городом была поляна, которую прозвали «поляной смерти» и все, что было лесом, а сейчас стояли стволы изуродо­ванные и сломанные, тоже называли «лесом смерти». Это было справедливо. Сколько дорогих для нас людей полегло здесь? Это может сказать только земля, сколько она приняла. Траншеи, перемешанные трупами и могилами, а рядом рыли вторые траншеи. В этих первых кварталах пришлось отразить десятки контратак и особенно яростные 2 октября. В этом лесу меня солидно контузило, и я долго не мог пошевелить ни рукой, ни ногой, ни вздохнуть, а при очередном рейсе в роты, где было задание уточнить нарытые ночью траншеи, и где, на какой точке у самого бруствера осколками снаряда задело левый глаз. Кровью залило лицо. Когда меня ввели в блиндаж НП, там посчитали, что я сильно ранен и стали звонить Борисову, который всегда наво­дил справки по телефону. Когда я почувствовал себя лучше, то попросил поменьше делать шума. Умылся, перевязали и вроде ничего. Один скандал, что очки мои куда-то отбросило, а искать их было бесполезно. Как бы ни было, я задание выполнил с помощью немецкого освещения. Плохо было возвращаться по лесу, так как темно, без очков, да с одним глазом. Но с помо­щью других доплелся.

Показать Ещё

Комментарии

comments powered by Disqus
Поддержите нашу работу
по сохранению исторической памяти!