24935
Летчики-штурмовики

Прибылов Николай Анисимович

Я родился 20 октября 1921 года в Туле. В 1940 году. В 1940 году поступил в аэроклуб, и, после его окончания, поступил в Тамбовскую авиашколу гражданской авиации. Потом началась война и нашу школу эвакуировали в Узбекистан. Весной 1943 года окончил школу и был направлен в запасной авиаполк около Куйбышева.

В октябре 1943 года я был направлен на фронт, в 672 штурмовой авиационный полк. Прилетел с фронта командир полка на Ли-2, и забрал нас, голубчиков, и на фронт.

27 ноября 1943 года – первый вылет, штурмовка войск и автомобилей в районе Ново-Николаевска, два вылета, всего 2 часа 40 минут…

Штурмовая авиация, самая ближняя, мы летали, максимум, километров 30 от линии фронта. Самолет ближнего боя. Во время войны мы летали только днем. Как правило, на высоте 900 метров, нам же, когда штурмуешь, надо видеть, что бьешь.

Олнажды, на вылете, к нам в хвост зашел немец, спереди они боялись, потому что у нас хорошие пушки были. Сзади проще, там только стрелок был. И мой стрелок, Миша Коровин, он даже не стрелял, видимо, он немца за «Лавочкина» принял и тут возле меня крупнокалиберный снаряд прошел, и переднее бронированное стекло разлетелось, но, к счастью, не полностью. Обзор впереди у меня сохранился. А немец этот к другому пристраиваться стал, ну я его и сбил. Прилетел, сел, зарулил, смотрю, стрелок лежит, насмерть.

Ведущим я стал в районе Кривого Рога, когда заместитель командира полка, Михайлов, дотянул до аэродрома, а потом с высоты 50 метров спикировал и в землю… Когда мы вытащили его из кабины, он еще дышал, мы его сразу на Ли-2, на котором нам привозили топливо, горючее в бочках и отправили в тыл. Войну я закончил заместителем командира эскадрильи. Всего за время войны я совершил 212 боевых вылетов, а в 1948 году уволился в запас.

- Николай Анисимович, страшно было, когда задания получали?

- Конечно. Мы же туда не на прогулку летим.

В то же время – на задании рот разевать некогда. Бывало, целая колонна танков прет и нас на них бросают. Нас птабами, противотанковыми бомбами, маленькие такие, загружают, все четыре люка и мы летим. Прилетаем. Как только заметили, где танки – туда. Люк открывается, у нас справа прибор был, на котором можно было выставить один люк открыть или сразу четыре, и бомбим. А в танки попасть хочется, а скорость… И еще нужно зайти так, чтобы они в прицел попали, тут быстро сообразить надо.

Тетчик-штурмовик Прибылов Николай Анисимович, великая отечественная война, Я помню, iremember, воспоминания, интервью, Герой Советского союза, ветеран, летчики-бомбардировщики, СБ, Пе-2, А-20Ж, A-20G, Пе-8, Р-5, Ил-2, истребитель, мессер, боевой вылет, Ил-4, По-2, У-2, Б-25, B-25, пулемет, радист, штурман, летчик, стрелок, стрелок-радист, Як-1, Як-3, Як-9, Як-7, Як-7Б, УТ-2, УТИ-4, И-15, И-15, И-153, ЛаГГ-3, Миг-3, Ла-5, Ла-7, Ме-109, Ме-110, ФВ-190, ФВ-189, возбушный бой, Боевой разворот, кобра, Р-39, пушка, ВЯ, РС, РС-82, реактивный снаряд, штурмовка, взлет, посадка, бомба, ПТАБ, механик, моторист, приборист, оружейник- А сколько вылетов в день делали?

- По-разному. Вот в районе Софиеевки – 5 вылетов в день, а на следующий день еще три вылета на ту же самую Софиевку, потом еще 4 вылета, потом еще 2 вылета.

- Кормили хорошо?

- По пятой норме. Летчики летают, надо их подкармливать.

- 100 грамм давали?

- Давали, а в Венгрии вино вообще рекой текло. Помню, второй стрелок, Иван Павлюков, мы уже задание получили, я залез на плоскость, а он стоит. Я ему: «Ну, чего ты тянешь?» «Знаешь, сердце неспокойно, что-то болит». «Ну и что? Поменьше пить надо. Сколько ты вчера выпил?» Молчит стоит.

Я тоже пил, парень молодой, почему не выпить. Но я в этом вопросе очень аккуратный был. Помню, подошел вечер, а мы только днем летали. Приехали домой в расположение, а вино в Венгрии отличное, так что мы по одной, по второй. Потом думаю, нет, хватит. Завтра рано повезут на аэродром.

Интервью: А. Драбкин
Лит.обработка:Н. Аничкин

Наградные листы

Рекомендуем

«Из адов ад». А мы с тобой, брат, из пехоты...

«Война – ад. А пехота – из адов ад. Ведь на расстрел же идешь все время! Первым идешь!» Именно о таких книгах говорят: написано кровью. Такое не прочитаешь ни в одном романе, не увидишь в кино. Это – настоящая «окопная правда» Великой Отечественной. Настолько откровенно, так исповедально, пронзительно и достоверно о войне могут рассказать лишь ветераны…

Мы дрались на истребителях

ДВА БЕСТСЕЛЛЕРА ОДНИМ ТОМОМ. Уникальная возможность увидеть Великую Отечественную из кабины истребителя. Откровенные интервью "сталинских соколов" - и тех, кто принял боевое крещение в первые дни войны (их выжили единицы), и тех, кто пришел на смену павшим. Вся правда о грандиозных воздушных сражениях на советско-германском фронте, бесценные подробности боевой работы и фронтового быта наших асов, сломавших хребет Люфтваффе.
Сколько килограммов терял летчик в каждом боевом...

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Великая Отечественная до сих пор остается во многом "Неизвестной войной". Несмотря на большое количество книг об отдельных сражениях, самую кровопролитную войну в истории человечества нельзя осмыслить фрагментарно - только лишь охватив единым взглядом. Эта книга предоставляет такую возможность. Это не просто хроника боевых действий, начиная с 22 июня 1941 года и заканчивая победным маем 45-го и капитуляцией Японии, а грандиозная панорама, позволяющая разглядеть Великую Отечественную во...

Воспоминания

Показать Ещё

Комментарии

comments powered by Disqus