Зацепин Павел Иванович

Опубликовано 25 декабря 2010 года

13823 0

ДАВАЙТЕ СЛУШАТЬ ВЕТЕРАНОВ!

В некоторые моменты невольно возникает сожаление о вечной нашей нехватке времени - для того, чтобы остановиться в каждодневном своем беге по жизни и выслушать, услышать… Услышать из первых уст уникальные свидетельства об одном из самых трагических периодов в истории нашего народа - о Великой Отечественной войне. С каждым годом все меньше и меньше остается тех, кто прошел через ад войны, кто еще может рассказать о лично пережитом - словами не победных сводок, а ежедневной кровавой битвы за свободу своей страны и всех нас, ныне живущих.

Они могут рассказать. А мы, наследники побед наших отцов и дедов, должны их услышать - чтобы история тех страшных и доблестных лет осталась не только на страницах книг, но и в наших сердцах, чтобы возродить в подрастающих поколениях теряющуюся, увы, гордость за свой народ. Нам кажется, что они преувеличивают, вспоминая свои былые страхи, мы пренебрежительно относимся к их боевым ранам. А зря...

Из личного дела

Павел Иванович Зацепин родился в 1924 году на ст.Екатериноградская. Мать Евдокия Константиновна и отец Иван Михайлович до революции были крестьянами, затем отец служил в рядах Красной Армии, мать была домохозяйкой.

В сентябре 1941 года досрочно добился поступления в летную школу при части 22 Г.В.Ф. г.Грозный. По окончании был направлен в Ейскую истребительную школу, где пробыл 1 месяц, после чего добровольно был направлен в 953 ШАП на должность воздушного стрелка, в которой пробыл до 13 февраля 1944 года. После ранения переучился для полетов на самолете "ИЛ-2".

С 1992 года и по настоящее время является заместителем Председателя комитета ветеранов войны и военной службы, лауреат форума патриотического воспитания молодежи.

Вот так для меня началась война

Как узнали о начале войны, я помню очень отчетливо. Рано утром мы с мамой пошли в горы на прополку кукурузного поля. На обратном пути, уже в городе, возле магазина, нам и сказали о том, что началась война с фашистской Германией.

А мы в это время ожидали приезда в отпуск моего старшего брата Николая, служившего в Бресте. Сразу стало понятно, что мы его больше не увидим. И до сих пор - судьба брата неизвестна.

Оправившись от первого потрясения, на следующее утро я прибежал в военкомат - записываться добровольцем на фронт. Но мне отказали из-за возраста. Пришлось подделать документы всего на один месяц (на самом деле я родился 1.09.1924 г., а переправил на 1 августа), вот и получилось у меня два дня рождения. В результате я стал курсантом Ейской летной школы. Видимо, сыграло роль и то, что, еще учась в школе, я был отличником в кружке авиамоделирования, имел практику управления самолетом У-2, прыгал с парашютом с вышки.

После окончания училища мы ждали направления в летные части, но оказалось по-другому. Нас отправили на курсы переобучения пулеметчиками для защиты Сталинграда. Однако в это время на линии фронта под Сталинградом обстановка сложилась стабильная, и по приказу Главнокомандующего И.В.Сталина мы были направлены в части по военной специальности. Так я начал бить врага в качестве воздушного стрелка.

Зимой 1943 года наша "пара" вылетела в район Витебска в свободную охоту. За линией фронта на высоте около 400 метров мы заметили выше себя в облаках два "Мессера". Низкая облачность не давала нам набрать высоту, зато бреющий полет позволял отыскать хорошо замаскированные вражеские танки. Уйдя в пикирование и разоблачив врага, мы нарвались на плотный огонь танков. А тут еще и "Мессеры", один из них открыл по нам неприцельный огонь. Я дал несколько коротких очередей. Немец испугался и отвернул влево, скрывшись в облаках. И тут я замечаю, что нас преследуют еще два "Мессера" и два "Фоккера". "Мессеры" стали атаковать нас с двух сторон. Подпустив первого поближе, я открыл по противнику огонь, но вражеский самолет ушел в сторону для повторной атаки. Второй "Мессер" атаковал нас снизу, но при выходе из атаки нарвался на мою очередь, был сбит и, загоревшись, упал на землю. Тем временем "Фоккеры" атаковали наш "Ил" сверху. Бортовая пушка уже была повреждена, но я продолжал отстреливаться из ракетницы до тех пор, пока противник не прекратил преследование. Боекомплект израсходован, осталось на пару очередей в кассете, а тут "Мессер" на хвосте. Чтобы бить наверняка, подпускаю на такое расстояние, что отчетливо вижу пилота, и мы одновременно дали друг по другу очередь, где-то метров с 30. Заметил, как самолет врага загорелся и стал падать. Мы сели. И только тогда я почувствовал, что тяжело ранен.

Летчик-штурмовик Зацепин Павел Иванович, великая отечественная война, Я помню, iremember, воспоминания, интервью, Герой Советского союза, ветеран, летчики-бомбардировщики, СБ, Пе-2, А-20Ж, A-20G, Пе-8, Р-5, Ил-2, истребитель, мессер, боевой вылет, Ил-4, По-2, У-2, Б-25, B-25, пулемет, радист, штурман, летчик, стрелок, стрелок-радист, Як-1, Як-3, Як-9, Як-7, Як-7Б, УТ-2, УТИ-4, И-15, И-15, И-153, ЛаГГ-3, Миг-3, Ла-5, Ла-7, Ме-109, Ме-110, ФВ-190, ФВ-189, возбушный бой, Боевой разворот, кобра, Р-39, пушка, ВЯ, РС, РС-82, реактивный снаряд, штурмовка, взлет, посадка, бомба, ПТАБ, механик, моторист, приборист, оружейник

“Свободная охота”. Пикирование железной дороги

от Шталупенина на Гольдап в поместье Геринга

Из наградного листа

Выполняя боевое задание в качестве воздушного стрелка, товарищ Зацепин горел еще большим желанием бить врага не воздушным стрелком, не из второй кабины "ИЛ-2", а летчиком-штурмовиком. Ему хотелось управлять машиной собственными руками, и той машиной - грозной, перед которой трепетали фашисты. 28 июля 1944 года мечта сбылась. Сержант Зацепин введен в строй боевых летчиков штурмовой авиации.

В августе 1944 г. нашей группе была поставлена задача уничтожить железнодорожный эшелон западнее города Вильнюс, который был сильно прикрыт зенитной артиллерией противника. При подходе к цели я услышал по радио, что в воздухе 8 "Фокке-Вульфов" и 4 "Мессершмитта". С маневром мы подошли к цели и, сбросив бомбы, стали замыкать круг для обработки противника. Я, будучи ведомым ведущего группы, заметил, что 2 "Ме" бросились в атаку на ведущего снизу. Резким броском я довернул самолет и огнем всех своих пушек и пулеметов отсек атаку противника. Второй "Мессер" неожиданно вскочил в середину замкнутого круга, тогда мы с ведущим группы открыли по нему огонь и сбили его. Остальные истребители противника почему-то в бой не вступили. Пугливым стал немец.

Уже в 45-м, подавляя артиллерийские позиции немцев, мешавшие продвижению нашей пехоты к крепости г.Пиллау, мой самолет был подбит зенитками врага. Снаряд угодил прямо в мотор. Сбивая пламя, все же смог посадить машину. Как уже потом выяснилось, вражеский снаряд заклинило, и он не разорвался. Вот такие счастливые бывают случаи на войне.

Летчик-штурмовик Зацепин Павел Иванович, великая отечественная война, Я помню, iremember, воспоминания, интервью, Герой Советского союза, ветеран, летчики-бомбардировщики, СБ, Пе-2, А-20Ж, A-20G, Пе-8, Р-5, Ил-2, истребитель, мессер, боевой вылет, Ил-4, По-2, У-2, Б-25, B-25, пулемет, радист, штурман, летчик, стрелок, стрелок-радист, Як-1, Як-3, Як-9, Як-7, Як-7Б, УТ-2, УТИ-4, И-15, И-15, И-153, ЛаГГ-3, Миг-3, Ла-5, Ла-7, Ме-109, Ме-110, ФВ-190, ФВ-189, возбушный бой, Боевой разворот, кобра, Р-39, пушка, ВЯ, РС, РС-82, реактивный снаряд, штурмовка, взлет, посадка, бомба, ПТАБ, механик, моторист, приборист, оружейник

Летчики-штурмовики после выполнения боевого задания.

1944 год

Боевая характеристика

На заместителя командира эскадрильи 953-го штурмового авиационного Витебского ордена Суворова, ордена Кутузова полка, старшего лейтенанта Зацепина Павла Ивановича.

Товарищ Зацепин прибыл в полк в марте 1943 года на должность воздушного стрелка. Горя желанием самостоятельно управлять в бою самолетом, тов.Зацепин в период оперативной паузы изучал материальную часть самолета "ИЛ-2" и в короткий срок стал летать на самолете "ИЛ-2" в качестве летчика-штурмовика. С 23 июля 1944 года совершил 112 успешных боевых вылетов и имеет на своем личном счету 2 сбитых самолета противника "Фоккер". За этот период тов.Зацепин из рядового летчика вырос до заместителя командира эскадрильи. Летая в бой в составе "шестерки" "Илов", потерь не имел. В небе ориентируется отлично. Правильно оценивает обстановку и принимает грамотные решения над полем боя. В бою смелый, самолетом владеет отлично. С товарищами общителен, пользуется большим авторитетом среди личного состава полка. Внешне всегда опрятен. Командирский навык развит хорошо.

Командир 953-го штурмового авиационного Витебского ордена Суворова, ордена Кутузова полка подполковник Карбинский.

6 августа 1945 года

Не удастся на странице газеты передать те чувства, которые читались на лице моего собеседника, когда он вспоминал свое прошлое. От себя я бы добавил - ГЕРОИЧЕСКОЕ прошлое. Как бы заново переживая те годы, Павел Иванович то загорался азартом - жестами изображая воздушный бой, то грустнел - вспоминая погибших боевых товарищей. "Патриотизм для нашего поколения был не просто словом - мы жили любовью к своей стране и гордостью за нее", - говорят все ветераны и очень хотят, чтобы и молодое поколение сохранило эти чувства.

Давайте почаще слушать и слышать их - людей, которые в тяжелейшей борьбе завоевали наше сегодняшнее право на жизнь, которые, как никто, знают - без любви к Родине невозможно стать настоящим человеком.

Подготовил Александр Колышкин

при поддержке областного комитета Вов и военной службы г.Смоленска



Читайте также

В декабре 43-го я уже был на передовой в отдельной армейской штрафной роте, подчиненной 69-й дивизии 65-й армии генерала Батова. Не люблю этот период вспоминать… Я потом на штурмовиках воевал, так вот, в пехоте - страшнее. После войны мне часто снилось: немец на меня автомат наставил - сейчас будет стрелять. Резко просыпаешься, с...
Читать дальше

К потерям мы привыкли. Просто воспринимали их как часть боевой работы. И таких переживаний, как в фильме «В бой идут одни старики» показано, такого не было. Сядем, выпьем стакан, помянем, и все. Благо 100 грамм нам всегда полагалось после боевых вылетов. Все пили, и я пил, а как же! Я же не могу быть «белой вороной»! Эти 100 грамм...
Читать дальше

В 12 часов дня слышу, по радио выступает Молотов и объявляет, что началась война. Я сразу же подбежал на аэродром в Мелитополе. В этот же день к нам из Крыма привезли первого пленного летчика немца.

Читать дальше

Мы летели домой с боевого задания. Он стал подходить к нам, и я заметил, что идет именно на нас. И, зараза, заходил снизу. Я, Николай Федоровичу, командиру своему, говорю: - Коленька, дай-ка горку! Горку дать, потому, что я боялся за стабилизатор. Он хорошо поднял машину, мне сразу видно немца стало, и я прямо ему в кабину засадил. Даже...
Читать дальше

Я приземлилась не на твердую поверхность, а попала в какое-то озеро, и  меня по грудь засосало, так что никак не могла выбраться. Только когда  прибыл башенный кран, меня удалось вытащить на землю – столько на мне  было ила и грязи, что до сих пор страшно вспоминать. Довезли меня до  ближней воинской части, и...
Читать дальше

Дня через два приходит ко мне человек, который меня назвал по имени и  фамилии. Говорит: «Ты меня не узнаешь?» «Нет». «Мы одно училище  закончили. Алеша Загненко». Е… мы только Героя обмывали, он только  получил Героя, после этого вылет, его сбивают. А на Украине места такие  есть, степи, кое-где растут груши,...
Читать дальше

comments powered by Disqus
Пехотинцы Пехотинцы Летно-технический состав Летно-технический состав Артиллеристы Артиллеристы Связисты Связисты Краснофлотцы Краснофлотцы Партизаны Партизаны Медики Медики Другие войска Другие войска Гражданские Гражданские Разведчики Разведчики Летчики-истребители Летчики-истребители Летчики-бомбардировщики Летчики-бомбардировщики Минометчики Минометчики Летчики-штурмовики Летчики-штурмовики Самоходчики Самоходчики ГМЧ («Катюши») ГМЧ («Катюши») Зенитчики Зенитчики Пулеметчики Пулеметчики Снайперы Снайперы Саперы Саперы Кавалеристы Кавалеристы НКВД и СМЕРШ НКВД и СМЕРШ Водители Водители Десантники Десантники Танкисты Танкисты