Top.Mail.Ru
18630
Партизаны

Петроченко Владимир Кузьмич

Родился 1 ноября 1922 года, хутор Боханы Белорусской ССР.

С июня 1942 года по январь 1944 года участвовал в партизанском движении Белоруссии в качестве начальника разведки отряда А.Н. Кривского, действующего в составе бригады "Неуловимые" под командованием М.С. Прудникова.

С января 1944 года по май 1945 года воевал в 39-м стрелковом полку, минометчиком

С августа по сентябрь 1945 года участвовал в боях с милитаристской Японией, в составе 1880-го зенитного артиллерийского полка.

Награжден: Орденом Отечественной войны 1-й степени; медалями: "Партизан Отечественной войны 1-й степени", "За победу над Японией" и другими.

В настоящее время - пенсионер, проживает в г. Рига, Латвия.

В конце июня 1942 года, партизаны нашей бригады, сосредоточив свои силы в районе деревни Сухой Бор, отбили наступление карательной экспедиции немцев, направленной с Полоцкого гарнизона для уничтожения партизан. Им было оказано сильное сопротивление, дальше деревни Большие Жарцы они продвинуться не смогли и, с большими потерями, вернулись обратно в гарнизон.

Правда, их пропаганда в городе Полоцке распространила слухи, что партизаны в районе деревень Зеленка, Сестренки и Лукавцы уничтожены.

Для того чтобы дать о себе знать, из отряда начали направляться группы партизан для выполнения боевых заданий.

В начале июля в одну из диверсионных групп я был направлен проводником-разведчиком. Состояла наша группа из шести партизан в возрасте 17-19 лет, комсомольцев: мой двоюродный брат Николай Чекулаев, Петр и Василий Шлакуновы, Егор Ващенко и я. Командиром группы был Борис Табачников.

Командование отряда дало задание пустить под откос фашистский эшелон с живой силой и техникой, идущий на фронт по особенно напряженному участку железной дороги Даугавпилс-Полоцк.

В штабе отряда мы прошли инструктаж по диверсионно-подрывному делу, ознакомились с расположением немецких гарнизонов. Вооружена наша группа была винтовками, командир - автоматом, гранатами "лимонка" и зарядом тола для диверсии.

Мы с Николаем очень хорошо знали все подходы к этой железной дороге. Мы учились 4 года в начальной школе в деревне Смоляки. Расстояние от хутора Боханы, где мы жили, до школы - 4 км по проселочной дороге - летом проходили пешком, а зимой, по кратчайшему пути, на лыжах. Да и учителя в школе часто организовывали походы в лес, собирать лекарственные травы, а зимой устраивали лыжные соревнования.

Ранним летним утром наша группа отправилась в путь, пройти нам предстояло около 50 км. Шли по малопроходимым тропинкам, минуя населенные пункты. С наступлением темноты перешли автодорогу Полоцк - Клястицы, в районе деревни Лисуны, это было уже более половины пути. Место для отдыха выбрали безопасное, в лесу,на острове среди болот, неподалеку от родного хутора Боханы, где когда-то в детстве вместе с отцом ходили на сенокос, пасли коров, собирали ягоды и грибы. Это было счастливое мирное время, а сейчас родную землю топтали фашисты.

От места ночлега до железной дороги шли лесом, медленно, прислушиваясь к каждому шороху. К вечеру подошли к действующей автодороге Боровуха1-Борковичи, долго наблюдали, прежде чем перейти ее.

До железной дороги уже близко, местность заболоченная, покрытая кустарником и лиственным лесом. Слышен шум поездов, передвигаемся дальше, солнце на закате, видны из-за кустов поблескивающие рельсы, придорожная полоса леса вырублена. Остановились за кустарником, стали наблюдать. Выбрали место для подхода. Роли распределили так: пока Борис Табачников и Петр Шлакунов ставят заряд, мы их охраняем - Николай Чекулаев и Василий Шлакунов слева, со стороны станции Боровуха1, а я и Егор Ващенко справа, со стороны станции Адамово.

Ждем. Ночь темная, теплая, что называется партизанская, ее тишину нарушают только шаги фрицевских кованых сапог - это патрули идут по шпалам. Табачников и Шлакунов поползли по крутой насыпи к железнодорожному полотну. Быстрыми аккуратными движениями заложили заряд тола, установили взрыватель с привязанным к чеке шнуром, благополучно отошли.

 Ждем, очень хочется спать, наконец, уже на рассвете, со стороны Адамово доносится стук колес. Поезд идет медленно, состав тяжелый, вдали уже виднеется свет фар. Мы насторожились, замерли, сонливость как рукой сняло. Уже виден паровоз. Когда между паровозом и зарядом расстояния осталось совсем немного, командир дернул шнур, огненный столб взметнулся перед паровозом. Паровоз с разбегу ткнулся в образовавшуюся воронку, раздался дикий скрежет, вагоны лезли друг на друга, а там - грохот, взрывы, пламя, вой. Фашисты открыли огонь из последних вагонов, рвались мины.

Мы залегли и отползали все дальше и дальше, когда стрельба уменьшилась, начали быстро отходить.

Теперь нашей основной задачей было быстро перейти шоссейную дорогу, идущую параллельно железной дороге, шли быстро, ведь нас могли преследовать. Наконец, дорогу перешли, а дальше - лес, друг и родной дом партизан. Стемнело, раздались громовые раскаты, и пошел теплый летний дождь. Петр Шлакунов шутит: "Вот хорошо, все следы наши смоет, можно отдыхать спокойно!".

Умылись в озере, когда дождь закончился, нашли безопасное место и разожгли костер, отдохнули и по старому маршруту вернулись в штаб отряда, доложили о выполненном задании.

Позднее, через агентурную разведку, уточнили результаты диверсии: уничтожено: паровоз, 10 вагонов с танками и 2 вагона с немцами, было много раненых в других вагонах, надолго остановилось движение поездов. Таков результат первой диверсии, в которой участвовал я и мои товарищи.

Потом полетели под откос эшелоны на железной дороге Себеж - Пустошка, Себеж - Резекне, были взорваны мосты на шоссейных дорогах. Всего - девять крупных диверсий, а также - разведка, рельсовая борьба, засады, 1-й Белорусский, 1-й Дальневосточный фронты - всего и не упомнишь! А вот первая диверсия сохранилась в моей памяти на всю жизнь!

Рекомендуем

Мы дрались на истребителях

ДВА БЕСТСЕЛЛЕРА ОДНИМ ТОМОМ. Уникальная возможность увидеть Великую Отечественную из кабины истребителя. Откровенные интервью "сталинских соколов" - и тех, кто принял боевое крещение в первые дни войны (их выжили единицы), и тех, кто пришел на смену павшим. Вся правда о грандиозных воздушных сражениях на советско-германском фронте, бесценные подробности боевой работы и фронтового быта наших асов, сломавших хребет Люфтваффе.
Сколько килограммов терял летчик в каждом боевом...

22 июня 1941 г. А было ли внезапное нападение?

Уникальная книжная коллекция "Память Победы. Люди, события, битвы", приуроченная к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, адресована молодому поколению и всем интересующимся славным прошлым нашей страны. Выпуски серии рассказывают о знаменитых полководцах, крупнейших сражениях и различных фактах и явлениях Великой Отечественной войны. В доступной и занимательной форме рассказывается о сложнейшем и героическом периоде в истории нашей страны. Уникальные фотографии, рисунки и инфо...

Я дрался на Ил-2

Книга Артема Драбкина «Я дрался на Ил-2» разошлась огромными тиражами. Вся правда об одной из самых опасных воинских профессий. Не секрет, что в годы Великой Отечественной наиболее тяжелые потери несла именно штурмовая авиация – тогда как, согласно статистике, истребитель вступал в воздушный бой лишь в одном вылете из четырех (а то и реже), у летчиков-штурмовиков каждое задание приводило к прямому огневому контакту с противником. В этой книге о боевой работе рассказано в мельчайших подро...

Воспоминания

Показать Ещё

Комментарии

comments powered by Disqus
Поддержите нашу работу
по сохранению исторической памяти!