Фельман Леонид Михайлович

Опубликовано 04 мая 2011 года

6354 0

Леонид Михайлович Фельман: я родился 3 февраля 1920 года в городе Петербурге. Так написано в моей метрике, могу показать. Не в Петрограде, и не в Ленинграде, а - в Петербурге. Безграмотные чиновники и тогда были. Бланк отпечатан в 1919 году, цифра "19" зачеркнута и написано наверху “20”, и написано, что я родился на Петербургской стороне, в родильном доме имени Шредера, бывший Мариинский.

Родители мои: отец - Фельман Мендель Нахмович, мать - Фекла Яковлевна. Отец был бухгалтер, а мать - домашней хозяйкой. Отец умер в блокаду 25 февраля 1942 года, похоронен на Пискаревском кладбище. А мама блокаду пережила, умерла в 1968 году.

Еще могу добавить, что отец мой родился в 1884 году в Риге, переехал в Петроград в марте 1917 году, потом приехала мать… У меня брат был 1909 года рождения, он участвовал в Отечественной войне, был инвалидом, умер в 1967 году.

- А вы не расскажете, почему родители так далеко переехали?

Немцы наступали, они и в Первую Мировую евреев не жаловали, поэтому мама с папой переехали в Петербург…

В школу я поступил с восьми лет, в 1928 году, эта школа, на Плуталова улице, была семилетка. Затем меня перевели в 10-ю школу, это на углу Веденской и Большого проспекта, там я проучился 8-9-й класс. Потом она стала спецшколой, и я перешел в 11-ю школу. Закончив её в 1938 году, я поступил в политехнический институт. В октябре 1939 года меня призвали в армию. Попал в 605-й стрелковый полк 132-й стрелковой дивизии. Есть на Украине город такой Павлоград…

Это был учебный пехотный полк, состав менялся раз в месяц или раз в два месяца. В декабре 1939 года собирались этот состав послать на финский фронт. Всем выдали ватники и ватные штаны, но потом зачитали приказ перед строем, и десять человек, в их числе оказался и я, оставили. Я продолжил службу, как бы сказать, в роли более опытного, помогающего вновь прибывшим. А состав менялся: то белорусы, то узбеки, таджики, грузины.

Летом 1940 года наш полк перебазировался из Павлограда в Полтаву. А оттуда мы ушли в летние лагеря. В Ерески, есть такое место…

- А связистом Вы где стали?

В пехотном полку была рота связи, где я прошел обучение. Кроме двух пудов: лопата, граната, ранец и так далее, я носил за плечами еще и шести килограммовую радиостанцию У-6 ПК.

Затем осенью 1940 года меня перевели в авиацию…

Командование решило, что нужно усилить авиацию: летный состав увеличился, и, соответственно, обслуживающий персонал нужен был в больших количествах… И я как радиотелеграфист потребовался в авиации. В сентябре 1940 года меня перевели в ВВС Харьковского военного округа, в 49-ю отдельную роту связи. А в марте 1941 года в городе Кременчуге организовывался 691-й батальон аэродромного обслуживания, и меня туда перевели.

- А что в состав батальона БАО входило?

Кроме штаба, автомобильная рота, рота связи и метеостанция...

Радиотелеграфист Фельман Леонид Михайлович, великая отечественная война, Я помню, iremember, воспоминания, интервью, Герой Советского союза, ветеран, летчики-бомбардировщики, СБ, Пе-2, А-20Ж, A-20G, Пе-8, Р-5, Ил-2, истребитель, мессер, боевой вылет, Ил-4, По-2, У-2, Б-25, B-25, пулемет, радист, штурман, летчик, стрелок, стрелок-радист, Як-1, Як-3, Як-9, Як-7, Як-7Б, УТ-2, УТИ-4, И-15, И-15, И-153, ЛаГГ-3, Миг-3, Ла-5, Ла-7, Ме-109, Ме-110, ФВ-190, ФВ-189, возбушный бой, Боевой разворот, кобра, Р-39, пушка, ВЯ, РС, РС-82, реактивный снаряд, штурмовка, взлет, посадка, бомба, ПТАБ, механик, моторист, приборист, оружейник

Игнатий Семенович Солдатенко,

майор. Погиб при налете

вражеской авиации 12.4.43

на аэродроме Уразово Курская

область. Но в начале войны

он не был командиром полка

- А рота охраны? Кто охранял аэродром, стоянки?

Аэродромная рота, по-моему, охраняла. Честно говоря, никогда не задавался этим вопросом… Никакой специальной роты охраны я не знаю.

Сначала я был просто радистом-связистом, дежурил в штабе… Кроме того я был, так сказать, фельдъегерем, возил почту, секретную и открытую каждый день…

21-го июня я пошел в Красный уголок на лекцию "Война и мир", и, как всегда, заснул. Когда встаешь в семь часов, ложишься в одиннадцать, и целый день бегаешь… Короче говоря, я вдруг проснулся и слышу, что говорят совсем не о "Войне и мир" Толстого. А о том, что отменили увольнительные на завтрашний день.

А в 3 часа ночи была объявлена тревога и мы все побежали на аэродром. Командиром полка был Солдатенко, имя отчество я не помню, но помню, что это был ветеран испанской войны, он был весь обгоревший с изуродованными руками. Вот под его руководством значит, мы бежали на аэродром, чтобы рассредоточить самолеты.

( )

- А какие это были самолеты?

Бипланы - "И-15 бис". Говорили, что они хорошо показали себя в сражениях с японцами. Но этот самолет ни "Мессершмидт", ни "Дорнье-113" догнать не мог…

Я летчиков спрашивал:

- Ну как же можно сбить самолет, если даже догнать его нельзя?

Они говорили:

- Надо попытаться забраться наверх и сверху с набором скорости сразить этот самолет.

Но это, к сожалению, не получалось.

- А как организовывалось отступление БАО?

Полки перелетали на самолетах, если у них они были. А технический состав отдельно переезжал. Причем не все сразу.

Именно тогда, при переездах по грязи, по распутью, я узнал пользу русского мата. Когда все крикнут матом, то машина выходит из грязи. А без мата не получается…

При отступлении часть персонала терялась. Были у нас такие украинцы, которые считали, что они воюют только на территории Украины. И оставались к оккупации…

- А много таких было?

Я знаю таких двоих, оставшихся у немцев.

Честно говоря, это наше отступление для меня не было чем-то неожиданным. Дело в том, что еще в 1938 году я читал книгу Эрнста Генри. Это псевдоним, по-моему, Николая Семеновича Ростовского. Он со своим отцом был в Германии во время Первой Мировой войны, а потом он работал в Коммунистическом Интернационале Молодежи, жил в Германии, печатался в германских газетах, и когда Гитлер пришел к власти, он уехал в Англию, там взял псевдоним Эрнст Генри. Он написал две книги - одна называлась "Гитлер над Европой", а вторая - "Гитлер над СССР". У нас она была издана под названием "Гитлер против СССР".

Я эти книги читал, скажем точнее, просматривал. Брал я её в библиотеке Дома культуры Промкооперации в 1938 году. В этой книге был приведен план Гофмана… Ну, потом я, будучи уже в армии, так как я с почтой был связан, то каждый день читал газету "Красная звезда". Там перепечатали изложения статей такого журнала "Геополитика". В журнале говорилось, что сроки нападения Германии на СССР будут пересмотрены и будем воевать летом 41 года.

Когда писатель Борис Полевой на Нюрнбергском процессе узнал о плане "Барбаросса", то позвонил в Москву, что бы ему прислали книгу Эрнста Генри, в которой был изложен план Гофмана. По этому плану были расписаны все походы на Киев, на Ленинград, на Москву…

Короче говоря, мы оказались в Бутурлиновке в марте 1942 года…

- В Бутурлиновке вы были на аэродроме или как?

Мы обслуживали самолеты "СБ" - бомбардировщики. А какой полк не помню.

- А было какое-то отличие в обслуживании истребительных полков и бомбардировочных?

Для меня не принципиально.

 

Радиотелеграфист Фельман Леонид Михайлович, великая отечественная война, Я помню, iremember, воспоминания, интервью, Герой Советского союза, ветеран, летчики-бомбардировщики, СБ, Пе-2, А-20Ж, A-20G, Пе-8, Р-5, Ил-2, истребитель, мессер, боевой вылет, Ил-4, По-2, У-2, Б-25, B-25, пулемет, радист, штурман, летчик, стрелок, стрелок-радист, Як-1, Як-3, Як-9, Як-7, Як-7Б, УТ-2, УТИ-4, И-15, И-15, И-153, ЛаГГ-3, Миг-3, Ла-5, Ла-7, Ме-109, Ме-110, ФВ-190, ФВ-189, возбушный бой, Боевой разворот, кобра, Р-39, пушка, ВЯ, РС, РС-82, реактивный снаряд, штурмовка, взлет, посадка, бомба, ПТАБ, механик, моторист, приборист, оружейник- А в чем ваше обслуживание заключалось?

Ну, мое личное участие заключалось в том, что или я работал на штабной радиостанции, или каждый день доставлял почту в свою вышестоящую организацию. Вроде дело простое, но бывали и неожиданные сюжеты. Например, в начале войны. Повез почту в какой-то особый отдел, мне даже название не сказали, просто где находится.

Был такой порядок. У меня была тетрадь, в которой я записывал, когда я вручаю пакет, а те, кто получал, ставили роспись и свою печать.

Начальник, которому я в этот раз привез пакет, носил такую же форму, как и комиссары - у него была звезда вот здесь на рукаве…

Я ему подал пакет, он расписался, я напоминаю:

- А печать?

Он важно говорит:

- Если есть моя подпись - печать не нужна.

Я был молодой, горячий, пытался по телефону звонить, стал хвататься за пистолет. В конце концов, он нажал кнопку, мне принесли и поставили печать.

- У вас какой был пистолет?

"ТТ". Нет, сначала был "Наган".

Еще сюжет про почту: была такая фронтовая газета "Красное знамя". Эта газета вышла со статьей, о том, почему не удалось весеннее наступление немцев 1942 года. Самолет, который вез эту газету, разбился на нашем аэродроме. И аэродромная команда растащила эти газеты, потом делала скрутки с махоркой из всяких статей "Под Сталинградом…".

- Связывались с самолетами в воздухе?

Да, согласовывали время взлета истребителей, сопровождающих бомбардировщики. С Бутурлиновки летали бомбардировщики, это было далеко от фронта. А вообще, наш БАО почти всю войну обслуживал фронтовые аэродромы. Я помню, что мы в Бутурлиновке были как раз 7 ноября 1941 года и слушали речь Сталина.

Потом Волохоновка. В Волохоновке мы обслуживали полк, который летал на английских самолетах "Харрикейн". Это были очень неудачные самолеты. Я, конечно, плохо разбирался, они были блестящие, наверно алюминиевые, в отличие от наших самолетов, которые чаще делались из дерева и обтягивались перкалью, но, к сожалению, и они не имели скорости. Я на всю жизнь запомнил печальные глаза летчика, который садился в кабину этого самолета, потому что при встрече с "Мессершмидтом", он оказывался не в равных условиях, и "Мессершмидт" его сбивал.

Затем мы снова стали отступать и оказались под Сталинградом.

Радиотелеграфист Фельман Леонид Михайлович, великая отечественная война, Я помню, iremember, воспоминания, интервью, Герой Советского союза, ветеран, летчики-бомбардировщики, СБ, Пе-2, А-20Ж, A-20G, Пе-8, Р-5, Ил-2, истребитель, мессер, боевой вылет, Ил-4, По-2, У-2, Б-25, B-25, пулемет, радист, штурман, летчик, стрелок, стрелок-радист, Як-1, Як-3, Як-9, Як-7, Як-7Б, УТ-2, УТИ-4, И-15, И-15, И-153, ЛаГГ-3, Миг-3, Ла-5, Ла-7, Ме-109, Ме-110, ФВ-190, ФВ-189, возбушный бой, Боевой разворот, кобра, Р-39, пушка, ВЯ, РС, РС-82, реактивный снаряд, штурмовка, взлет, посадка, бомба, ПТАБ, механик, моторист, приборист, оружейник- В самом или где-то рядом?

Есть в Сталинграде такой район РынОк. РынОк, ну так называют сталинградцы, такое ударение у них… Сейчас в этом месте находится Волгоградская электростанция, а тогда это был район Сталинграда. Сталинград же тянется на 60 км в длину, и вот 23 августа 1942 года немцы стали прорываться в Сталинграде. Я болел в это время и лежал в лазарете. И в тот день, когда я вышел из лазарета, увидел - стоят недалеко немецкие танки.

У немцев дисциплина, вот им скажут: "Вот до сих наступать", и вот они встали у нас на виду. И мы на машине штаба дали от них деру, отправились на переправу, и благодаря начальнику штаба, переправились, по-моему, на последнем пароме. Переправились на другой берег Волги, там стали обслуживать полк, который прилетел из Москвы на американских самолетах "Киттихаук". Но эти самолеты были негодные с точки зрения соревнования с немецкой авиацией, воевали они только два дня. Через два дня осталось только половина летного состава и половина самолетов.

Затем мы стояли под Сталинградом… Полевой аэродром этот был рядом с фронтом. Я дежурил на радиостанции. Там было две скирды. Мы и спали под скирдой, и там же стояла радиостанция. А ночью прилетали самолеты "У-2" и бомбили немцев. "У-2" с выключенными моторами барражировали над немецкими окопами. Ну, там я опять заболел и опять лежал в лазарете.

- А в каком местечке вы там базировались?

Колхоз "Борьба с засУхой", так говорили местные, официально - "Борьба с засухой", вот там стоял наш батальон 691-й батальон, который входил в 27-й район авиационного базирования. Это наша вышестоящая организация. Батальон стоял в районе соленых озер Эльтон и Баскунчак. Значит, это примерно где-то 70 км от "Борьбы с засухой".

К ноябрю месяцу наш батальон обслуживал несколько авиационных полков, а на самом деле было всего несколько самолетов. Потому, что пополнения самолетов не давали… Я помню, у одного самолета пытались отремонтировать мотор. Самолет после ремонта должен был испытывать Решетов, который потом стал Героем Советского Союза. В полку был летающий комиссар. Комиссары обычно находились на земле, но это был летчик-комиссар.

- Решетов - известная личность, он в 31 полку был…

Номер полка, честно говоря, не помню…

Про Решетова я помню такой сюжет: он прилетел на аэродром, и пришел в землянку, я там дежурил, и принес лебедя. У него спрашивают:

- Где ты взял?

- А я, - говорит, - высунул руку и поймал.

Ну, наверное, где-то там, на аэродроме подцепил…

Радиотелеграфист Фельман Леонид Михайлович, великая отечественная война, Я помню, iremember, воспоминания, интервью, Герой Советского союза, ветеран, летчики-бомбардировщики, СБ, Пе-2, А-20Ж, A-20G, Пе-8, Р-5, Ил-2, истребитель, мессер, боевой вылет, Ил-4, По-2, У-2, Б-25, B-25, пулемет, радист, штурман, летчик, стрелок, стрелок-радист, Як-1, Як-3, Як-9, Як-7, Як-7Б, УТ-2, УТИ-4, И-15, И-15, И-153, ЛаГГ-3, Миг-3, Ла-5, Ла-7, Ме-109, Ме-110, ФВ-190, ФВ-189, возбушный бой, Боевой разворот, кобра, Р-39, пушка, ВЯ, РС, РС-82, реактивный снаряд, штурмовка, взлет, посадка, бомба, ПТАБ, механик, моторист, приборист, оружейникТак вот, комиссар сказал:

- Я буду испытывать самолет.

К сожалению, самолет не вышел из пике, комиссар погиб.

Тогда самолеты впервые оборудовались фотоаппаратами. Впервые вылетали и снимали Сталинград. Потом летчики рассказывали как это страшно. Однажды, Решетов еще с одним летчиком вылетели на разведку, у них был запрет вступать в бой с бомбардировщиками, но они решили их атаковать - кончилось тем, что они столкнулись друг с другом. К счастью оба на парашютах спустились на землю.

- А зенитные средства у вас были в батальоне?

К сожалению, специальных зенитных средств не было. Пулемет, обычный пулемет ставили на колесо от телеги и пытались сбивать самолеты.

Мне запомнились зенитчицы на переправе через Волгу, когда мы пытались переправиться. Там высокий берег Волги и там стояла зенитная батарея, которой управляли девушки. И вот, на моих глазах, они сбили "Мессершмидт", и он горел ярким пламенем, почти без дыма. В отличие от наших самолетов, когда наши горят, дыма очень много. Сбили этот "Мессершмидт", и тут же повернули орудие на прямую наводку - били по танкам, которые наступали к переправе…

Вот когда мы стали наступать, то мы обслуживали "Як-9", но только "Як-3" мог уже догнать "Мессершмидта"…

Мы уже дошли до Днепра и стали наступать. Затем наша часть перебазировалась, есть такое место Костогрызово - заячий хуторок, это около Стодоска. Вот в этих заячьих хуторах мы стояли и обслуживали самолеты. А наш БАО находился в Аскания-Нова. Вот каждую ночь, когда подмерзал грунт, то по стерне я с шофером ездил в этот самый БАО, и там получал свою почту.

Начиная с Донецка, я ездил с шофером на трофейной машине "Форд-8".

- Так на трофейном или на ленд-лизовском "Форде"?

Нет, трофейном, у немцев забрали. На ленд-лизовском я не ездил. Ленд-лизовские, были, а "Доджи" и "Шевроле".

- Еще трофейные машины у вас в БАО много было?

Были "Эмки", были полуторки, которые побывали у немцев и немцами были отремонтированы. Вот такие…

- А топливозаправщики?

Только наше все было.

Да, теперь значит дальше. Вот когда в Крыму война кончилась, то мы стали перебазироваться через Украину. Тогда наш 27-й район был в составе 8-й воздушной армии, на территории Украины. По-моему, это было в Белой Церкви. Хотя в публикациях упоминают Полтаву. Мне запомнилось в Белой Церкви. Я не могу утверждать. Но, по-моему, под Белой Церковью мы обслуживали американские челночные операции.

Я записи мест базирования не вел. У меня был друг, помощник начальника финансовой части Фельдман, с Украины. Но он был лет на двадцать меня старше

Моя фамилия Фельман, без буквы "Д". Фамилия Фельдман происходит от немецкого слова "фельд" - это значит поле, а "фель" - это значит мех или кожа. Вот, значит, короче говоря, этот Фельдман вместе с моим начальником строевой части Мишей Дмитриевым вели запись всех мест базирования. И, по-моему, это было именно под Белой Церковью.

К нам на аэродром привезли металлические плиты, решетчатые, которыми покрыли летное поле, существенно его удлинили и расширили.

Американцы летали на самолетах "Б-17", что я запомнил по этому поводу…

Радиотелеграфист Фельман Леонид Михайлович, великая отечественная война, Я помню, iremember, воспоминания, интервью, Герой Советского союза, ветеран, летчики-бомбардировщики, СБ, Пе-2, А-20Ж, A-20G, Пе-8, Р-5, Ил-2, истребитель, мессер, боевой вылет, Ил-4, По-2, У-2, Б-25, B-25, пулемет, радист, штурман, летчик, стрелок, стрелок-радист, Як-1, Як-3, Як-9, Як-7, Як-7Б, УТ-2, УТИ-4, И-15, И-15, И-153, ЛаГГ-3, Миг-3, Ла-5, Ла-7, Ме-109, Ме-110, ФВ-190, ФВ-189, возбушный бой, Боевой разворот, кобра, Р-39, пушка, ВЯ, РС, РС-82, реактивный снаряд, штурмовка, взлет, посадка, бомба, ПТАБ, механик, моторист, приборист, оружейник- Вы тогда и называли "Б-17"? Или "Б-29"?

Тогда их называли "Боинги".

А какой там марки, это потом выяснилось. Тогда - просто "Боинги". Я запомнил еще, что заправлялись эти самолеты бензином "Б-100". Вот был такой бензин "Б-100" высокооктановый.

Ну, а больше, так сказать, в памяти ничего особенного не удержалось…

- А как вам этот самолет вообще так показался? Он же больше наших…

Ну, я видел и здоровые, у нас были и "ТБ-3"… Мы же не только истребители обслуживали…

И "Пе-2", он, правда, не особенно большой бомбардировщик. Значит, я вам забыл рассказать такой случай, когда это было, даже не помню. Наверно, в 1942 году, а может даже в 43 году. Дело в том, что, никто у нас не видел очертания наших самолетов. Альбомы с нашими самолетами отсутствовали. Вот я, например, альбом наших самолетов видел только после Сталинграда в немецких журналах. И случился такой случай: в аэродромной роте пулемет поставили на колесо от телеги и увидели, летит "Пе-2", и стали по нему стрелять. Не знали, что у нас самолет с таким хвостовым оперением.

- А на немецких аэродромах вы стояли под Сталинградом?

Я, честно говоря, не помню. Я нашел фотографии наших новых самолетов в каком-то окопе, может это была какая-то часть какого-то немецкого аэродрома…

- Когда Вы перебазировались на новый аэродром там самолеты уже стояли?

Чаще всего мы раньше были. Потому что самолеты должны быть на подготовленный аэродром перебазироваться.

- На аэродромах, на которых вы базировались, следов присутствия на них немцев, или остатки наших самолетов еще с 1941 года не было?

Нет, этого я не помню. Но наш начальник маскировочной службы Миша Резник организовывал ложные аэродромы из деревянных макетов и поврежденных самолетов. И немцы бомбили эти аэродромы.

- Вернемся к челночным полетам. А когда был налет немцев на эти аэродромы?

Я этого не помню. Не могу ничего сказать. Возможно, был не один аэродром…

На том аэродроме, где я был, этого не было.

Затем наш 27-й район авиационного базирования оказался под Смоленском, и от Смоленска мы начали наступать на Белоруссию.

Радиотелеграфист Фельман Леонид Михайлович, великая отечественная война, Я помню, iremember, воспоминания, интервью, Герой Советского союза, ветеран, летчики-бомбардировщики, СБ, Пе-2, А-20Ж, A-20G, Пе-8, Р-5, Ил-2, истребитель, мессер, боевой вылет, Ил-4, По-2, У-2, Б-25, B-25, пулемет, радист, штурман, летчик, стрелок, стрелок-радист, Як-1, Як-3, Як-9, Як-7, Як-7Б, УТ-2, УТИ-4, И-15, И-15, И-153, ЛаГГ-3, Миг-3, Ла-5, Ла-7, Ме-109, Ме-110, ФВ-190, ФВ-189, возбушный бой, Боевой разворот, кобра, Р-39, пушка, ВЯ, РС, РС-82, реактивный снаряд, штурмовка, взлет, посадка, бомба, ПТАБ, механик, моторист, приборист, оружейникСначала в местечке около Борисова. Затем западная Белоруссия. Где-то около Луцка. Потом мы перешли в Литву. Каунас оказался почти неразбитым городом, почти целым городом. Мы там обслуживали полк "Нормандия-Неман". Я с летчиками не контактировал, только с техниками-французами. Это было в Алитусе. Они были очень веселые ребята… Кстати, в Восточной Пруссии я видел и освобожденных из плена французов, они тоже были веселые… Это наши шли замордованные, а эти ничего такие.

Был у нас начальник финчасти Огарков. Он побывал в плену во Франции. В 1942 году, когда мы стояли в Волоконовке, он поехал на полуторке получать партийный билет. А в это время немцы наступали. По пути машина сделала остановку, Огарков вышел из машины, но в этот момент из ржи вышли немцы, и его взяли в плен. А шофер успел уехать, но его трибунал приговорил к расстрелу за то, что бросил командира.

Кончилась война, мы стояли в Барановичах, и вдруг, на каких-то танцах, я увидел этого Огаркова. Оказывается, он был в плену во Франции, его освободили; и теперь он строил дороги какие-то. Я не знаю, что с ним дальше случилось…

- Французы-техники, а много их было? Пишут, вроде наши техники обслуживали французов?

Ну, я видел только двух.

- Леонид Михайлович, Вы - еврей, а были ли в отношении Вас во время войны проявления антисемитизма?

Не было. До войны, еще в школе, был случай. Учительницей первого класса у нас была бывшая графиня Наталия Григорьевна Разумовская. Мой одноклассник Тимофеев однажды меня обозвал, я пожаловался учительнице. Не знаю, о чем она с ним говорила, но он не только больше этого не делал, но более того, я даже сдружился с Тимофеевым, он даже приходил ко мне домой. Вот и все, что вспомнил.

Радиотелеграфист Фельман Леонид Михайлович, великая отечественная война, Я помню, iremember, воспоминания, интервью, Герой Советского союза, ветеран, летчики-бомбардировщики, СБ, Пе-2, А-20Ж, A-20G, Пе-8, Р-5, Ил-2, истребитель, мессер, боевой вылет, Ил-4, По-2, У-2, Б-25, B-25, пулемет, радист, штурман, летчик, стрелок, стрелок-радист, Як-1, Як-3, Як-9, Як-7, Як-7Б, УТ-2, УТИ-4, И-15, И-15, И-153, ЛаГГ-3, Миг-3, Ла-5, Ла-7, Ме-109, Ме-110, ФВ-190, ФВ-189, возбушный бой, Боевой разворот, кобра, Р-39, пушка, ВЯ, РС, РС-82, реактивный снаряд, штурмовка, взлет, посадка, бомба, ПТАБ, механик, моторист, приборист, оружейник- Сейчас в Израиле ветераны войны, наши бывшие соотечественники пишут воспоминания. И часто вспоминают проявления антисемитизма. А я сколько не спрашиваю, все, и Вы, в том числе говорите: "Не было".

Вы понимаете, я не могу сказать, что что-то было. Ну, не было…

Проявления антисемитизма я встречал после войны, вот это действительно было. Вот, к примеру, этот Фельдман с Украины, жил в Харькове, и когда я уже учился в политехническом институте, то он прислал мне письмо, что его не принимают на работу, и просил чтобы я ему отослал характеристику. Я ему написал, я был членом партии, иа подписывал эту характеристику секретарь парткома политехнического института по фамилии Французов. По-моему, он потом занимал должность секретарь петроградского района.

Французов сомневается, что это поможет, но подписал, и Фельдману помогло. И когда я ехал с женой на юг на поезде, Фельдман встречал нас на вокзале в Харькове с самогоном и мы выпивали.

- Какие отношения складывались у Вас с местным населением, например, были конфликты в восточной Пруссии?

Поляки стреляли нам в спину, но немцы этого не делали. Может они и затаили обиду, но не проявляли ее… Немцы уважали силу.

А что касается конфликтов с местным населением Кенигсберга, то еще и война продолжалась, а их насильно выселяли… Какие уж тут отношения…

- Где Вы войну закончили? И как это было?

Ночью вдруг началась бесконечная стрельба трассирующими пулями. Все мы выбежали на улицу и кто плакал, кто смеялся…

Начальник штаба зазвал меня выпить капельку французского вина. Мы выпили с ним, он предупредил, чтобы я не напивался. Я почти не пил, но в этот день я здорово напился, так как я служил в этой части всю войну, то все меня знали, я всех знал…

Короче, я напился, как следует..

Интервью:О. Корытов
К. Чиркин
Лит.обработка:И. Жидов
Набор текста:С. Спиридонова
великая отечественная война, Я помню, iremember, воспоминания, интервью, Герой Советского союза, ветеран, летчики-бомбардировщики, СБ, Пе-2, А-20Ж, A-20G, Пе-8, Р-5, Ил-2, истребитель, мессер, боевой вылет, Ил-4, По-2, У-2, Б-25, B-25, пулемет, радист, штурман, летчик, стрелок, стрелок-радист, Як-1, Як-3, Як-9, Як-7, Як-7Б, УТ-2, УТИ-4, И-15, И-15, И-153, ЛаГГ-3, Миг-3, Ла-5, Ла-7, Ме-109, Ме-110, ФВ-190, ФВ-189, возбушный бой, Боевой разворот, кобра, Р-39, пушка, ВЯ, РС, РС-82, реактивный снаряд, штурмовка, взлет, посадка, бомба, ПТАБ, механик, моторист, приборист, оружейник


Читайте также

Горят танки. При попадании – в танке десятки снарядов есть. Попадает в него враг, в танк – запасы взрываются, и вот трёхтонная верхняя броня с пушкой взлетает кверху и падает в сторону. Никогда – ни до, ни после – я таких вещей не видел, как это. Танки горят. Люди, если имеется возможность, подбитый танк восстанавливают: слезают,...
Читать дальше

Под Ржевом мы продолжительное время стояли в таком месте, где окопы не выкопать - земли «на штык», а ниже вода стоит. А немецкие самолеты в огромном количестве висят над нами почти непрерывно. Народ в них во всю из винтовок палит, но на моих глазах, ни один самолет не упал. Не мне судить командование, но наших самолетов совсем не...
Читать дальше

Когда на нашем пути попался немецкий госпиталь, мы увидели жалких, беззащитных и больных немцев. Ни у кого из нас не поднялась рука для отмщения за издевательства, чинимые ими над нашими соотечественниками.

Читать дальше

Но везло нам - не мы одни ходили. Подарок-то я от судьбы получил такой, который никто никогда мне не делал и уже не сделает больше - ЖИВ.













Читать дальше

Снова и снова пытались подняться в атаку, но прорваться вперед не могли. К линии фронта подтянули «катюши» и после нескольких залпов противник оставил высоту. В этом бою многие из выживших обморозились. Меня с обмороженными ногами привезли в санбат в село Чистоводовка. Ходить я не мог, ноги отказали. Ползал и то с огромным...
Читать дальше

comments powered by Disqus
Пехотинцы Пехотинцы Летно-технический состав Летно-технический состав Артиллеристы Артиллеристы Связисты Связисты Краснофлотцы Краснофлотцы Партизаны Партизаны Медики Медики Другие войска Другие войска Гражданские Гражданские Разведчики Разведчики Летчики-истребители Летчики-истребители Летчики-бомбардировщики Летчики-бомбардировщики Минометчики Минометчики Летчики-штурмовики Летчики-штурмовики Самоходчики Самоходчики ГМЧ («Катюши») ГМЧ («Катюши») Зенитчики Зенитчики Пулеметчики Пулеметчики Снайперы Снайперы Саперы Саперы Кавалеристы Кавалеристы НКВД и СМЕРШ НКВД и СМЕРШ Водители Водители Десантники Десантники Танкисты Танкисты