Чистов Глеб Федорович

Опубликовано 23 июля 2006 года

13565 0

...Потом, как раз накануне праздников, я, завделопроизводством, надоедал начальнику штаба, говоря, что все, учебный год начался, отпустите меня. Ни в какую. Потом надоел я ему, он говорит: "ну вот что, давай, и по-быстрому, выпишем документы и сматывайся". Это был ноябрь 1940 года. Отучился я до июня месяца 1941 года - и снова. Так и не пришлось истфак закончить.

Призвали меня с исторического факультета ЛГУ, призывная комиссия располагалась между Литейным и Восстания на Невском. Меня спрашивают: "где служил? куда хочешь?" Я говорю: "в артиллерию" Кто-то из комиссии спрашивает: "в тяжелую, наверное?" Я говорю: "да необязательно".

Потом вынесли решение: на курсы младших лейтенантов при 10-м автополке. Поскольку я уже служил в автомобильном взводе, определили туда. Училище было в Петергофе. Курсы, недели две ходили в нижний парк заниматься, собирали-разбирали наганы, как это надоело. И вечером немцы устроили налет, не на Ленинград, а тут ближе. Дым страшный - в бензохранилище попали, что ли? И на следующий день нас всех в город на поезде отправили. Мы были на Союза Печатников, кормили конечно 250 грамм. Закончил курсы, присвоили младшего лейтенанта. По окончании курсов один пацан говорит мне: "хочешь в госпиталь поправиться?" Я говорю: "А чего? Давай!" И меня бах! - в Михайловский замок возле Цирка. Порядка месяца я там пролежал, но истощение было сильное - я весил 45 кг, не более. Это уже было начало 42 года. Дошел, как говорится, до ручки. Вдруг в этом госпитале эвакуация. Я еще не восстановился, и меня в Киров - поездом через Вологду. Пролежал я там месяц, сделали переливание крови - истощение было серьезное. Поправился, и дают мне назначение. Обычно давали назначение в местную пехотную бригаду. И мне - бах! В Приволжский военный округ. Я в палату пришел, все спрашивают: "как ты туда попал?" Я говорю: "да просто я автомобилист, и нас туда направляют". "Ну, повезло тебе!" Прибыл туда, в Саратов, или Куйбышев, меня назначили в резерв, 9-й автополк в Тамбове. Потом немец уже к Воронежу подошел, и Тамбов тоже начал бомбить. Нас пешим ходом до станции Белинской, и эвакуировали. Там был командиром учебного взвода. В октябре-ноябре стали прибывать раненые офицеры из госпиталей, а я в порядке - все, на фронт. Попал на Юго-Западный фронт, 1-й гвардейский мехкорпус. Как выяснилось, это была та же самая 100-я стрелковая дивизия, с которой я был знаком с финской войны, только развернутая в мехкорпус.

Там я месяца три пробыл, ранение в бедро, госпиталь и так далее. Там я тоже был командиром учебного взвода. Получилось так: приказ командира корпуса - отобрать для формировки автобронетанкового батальона учебного народ. Я во Второй бригаде, кажется, был, человек 60 отобрали. Командир: "Ебть! Накануне наступления! Что за приказ отзывать в тыл?!" Недели две позанимались, тут наступление началось под Архиповкой, нас сначала на охрану штаба корпуса, а потом по-пехотному, на передовую.

Винтовки были какие-то итальянские, черт знает что. У меня одного автомат был. Так, как я сейчас смотрю, несолидно это было. Так что я был фактически командиром пехотного взвода, хотя по специальности все были в основном шоферы - комбайнеры и трактористы.

Как-то шли, около станицы какой-то, строем по дороге, а сзади машина с солдатами. То ли она свернула с дороги, то ли чего - вдруг слышим взрыв. Обернулись - вся машина со всем составом того. Все ясно было.

Пробыл я там всего месяца три. Ранило меня так: немец был метрах в тридцати, команды было слышно, до сих пор, как слышу немецкий, вспоминаю. Видно их было, голову поднимешь, рукой подать. Мы только стрельбу вели, ждали подкреплений, а тут он с возвышенности минометный обстрел открыл. Земля мерзлая, январь это был, что ли? Мина летит, в землю не зарывается, осколки по низу идут. Меня в бедро прихватило. Валенок пробило, шапку. В общем, боевые действия для меня на этом все закончились. Связного моего после этого, как мне сказали, через 10 минут убило. Молодой, 24 года рождения Володя Углицкий из Алма-Аты. Высунулся слишком высоко, совсем мальчишка - не соображал ничего, и все, наповал.

Все это было в конце 42 года. Танки нас не поддерживали. Танковые колонны шли отдельно по степи. На немецкие колонны налетали, все разметали и дальше. Я так не скажу, что мы в серьезных боях участвовали. Нам задачи такие не ставили. Я только слышал, что сначала румыны и итальянцы были, легко наступление шло. А потом подошли эсэсовцы и все.

Видел пленных немцев под Сталинградом - труп, через двадцать метров - труп. На дороге раздавленный труп. Потом сзади идут, ведут товарища, потом сами не выдерживают, падают. Ну, тут охрана. Конец, короче. Итальянских пленных я видел в Волковской станице. Мороз был, черт. Мы идем по станице. В школе окна разбиты, и итальянцы из окон морды повысовывали и "ля-ля-ля, ля-ля-ля" на своем. Ептыть! Прямо как какой-то мотив. Видно, обрадовались, что в плен попали. Вояки-то они были еще те: что румыны, что итальянцы.

Интервью:
Баир Иринчеев.
Лит. обработка:
Баир Иринчеев.




Читайте также

Колонна везла топливо для танков, когда в прилегающий к этой улице переулок выползли три фашистских танка «Тигр». Несколько первых машин успели проскочить мимо этого переулка, но основная часть колонны оказалась перед угрозой уничтожения. Машины в колонне шли на сокращенных дистанциях, так всегда поступали в сложных...
Читать дальше

А потом пришёл к нам какой-то капитан, нас построили и он спросил: «Кто есть шофёры?» Это был декабрь 43-го. Тогда это не сейчас, шоферов было мало. Спросил он, есть ли среди нас трактористы. Я подумал, что я же ездил в колхозе на тракторе, хоть и был не трактористом, а прицепщиком. Мне наш тракторист давал трактор, проехать за рулём. У...
Читать дальше

Раньше ведь машины не отапливались, в кабине холодно было. Окна замерзают. Стекло протрешь солью едешь вот так. Когда война началась, то «русские ваньки» делали маскировку - трубу подцепляли на фары. Едешь и ни черта не видишь. Это очень было тяжело, глаза я испортил. 12-сантиметровая щель в палец толщиной и все. Вот это было...
Читать дальше

Но моя радость недолго длилась: капитан предложил мне быть ППЖ. Бывало, куда-то надо ехать, а у него стол накрыт. И вот раз мы сели, попили чай, и тут он мне такое предложил. Я говорю: "Будем жениться и замуж выходить, когда война закончится". А он говорит: "В таком случае я машину сам умею водить. Катись к такой-то матери!"...
Читать дальше

Помню, на территории Польши такой случай – мы устроили временный привал  на опушке леса, там, кроме нас, еще другие войска были. И тут, откуда ни  возьмись, началась стрельба. Немцы пошли в атаку. Идут по ржи. Мы стали  отстреливаться, нам помогли, так что мы там многих в плен взяли. И вот  они идут мимо нас и...
Читать дальше

В Курске мне в машину погрузили боеприпасы, их надо было везти танковым  частям. А у немцев были самолеты – охотники за машинами. Любая машина  едет, пусть даже санитарная – он бомбит. И немецкие летчики увидели, что  мы грузим боеприпасы, стали бомбить. И одна бомба попала как раз в мою  машину, но я видел,...
Читать дальше

comments powered by Disqus
Пехотинцы Пехотинцы Летно-технический состав Летно-технический состав Артиллеристы Артиллеристы Связисты Связисты Краснофлотцы Краснофлотцы Партизаны Партизаны Медики Медики Другие войска Другие войска Гражданские Гражданские Разведчики Разведчики Летчики-истребители Летчики-истребители Летчики-бомбардировщики Летчики-бомбардировщики Минометчики Минометчики Летчики-штурмовики Летчики-штурмовики Самоходчики Самоходчики ГМЧ («Катюши») ГМЧ («Катюши») Зенитчики Зенитчики Пулеметчики Пулеметчики Снайперы Снайперы Саперы Саперы Кавалеристы Кавалеристы НКВД и СМЕРШ НКВД и СМЕРШ Водители Водители Десантники Десантники Танкисты Танкисты