Серова Надежда Ильинична

Опубликовано 03 ноября 2006 года

16384 0

Я коренная Ленинградка. Призвали меня в армию в 42 в мае, направили в Казань. Потом перевели в Хабаровск в ШМАС (школа младших авиационных специалистов). Это была первая и единственная такая школа для девушек. Наш набор был последний. Девушки оказались непригодны к службе в техническом составе на аэродроме. Подготовили 2 роты. Выпустили младшими сержантами. Я по специальности была моторист. Готовили нас для обслуживания Илов и Яков. Но толку мало. Практики не было. На аэродроме зима, холод лютый, пальцы к гайкам примерзают, ребята нас жалели…
После окончания ШМАС меня распределили в 57 ПАРМ. Это передвижная авиаремонтная мастерская. Все оборудование мастерских было размещено в железнодорожных вагонах. 8-9 девушек из ШМАС попали со мной в ПАРМ. Нас не хотели брать, но потом все же взяли. Поехали мы на фронт. Нас приписали кажется ко 2 Украинскому фронту. Останавливались, брали разбитые и поврежденные самолеты, тут же разбирали, заносили в вагоны, чинили. Обслуживали УТИ-4, Илы, Яки. Я помогала механику, запаивала рамы, заправляла бензином и маслом. Но в основном, как шутили у нас, я «заносила хвосты», то есть вытаскивала их из аэродромной грязи. Так и прошла всю войну: Пруссию, Польшу, конец войны встретила в Германии в Штетине. Нам помню дали грузовик и мы поехали смотреть Рейхстаг.
Давно мне хотелось полетать на истребителе. Воюю в авиации и не летала, так, думаю, не пойдет. Починили мы УТИ-4, это И-16 с двойной кабиной. Надо испытать его. Испытывал самолет сам комэск. Я упросила взять меня. Меня предупреждали, что испытывать будут на всех режимах, будет ведь невмоготу. Но я упрямая была. Комэск спросил меня, ты хоть прыгать с парашютом умеешь, сумеешь парашют раскрыть? А я ему, вот будет нужно прыгать, тогда и покажете. В конце концов он уступил. Только предупредил: «будет плохо - дай знать ручкой управления». Я поняла, что надо ее подергать туда-сюда. Помню взлетели, а больше ничего. Помню только, что вытащили из кабины. Мне рассказывали, что летали 40 мин, не помню ничего. Потом 3 дня лежала в санчасти, приходила в себя. Вот такой мой первый полет. Потом летала много на пассажирских, страха не было. Даже горжусь, что имею опыт полета на учебно-боевом истребителе на всех режимах.

Интервью: Наталья Румянцева и Андрей Лелин

Лит. обработка: Наталья Румянцева и Андрей Лелин



Читайте также

Пришел шторм, ледяной ветер. Объявили тревогу, и мы все бросились к самолетам. Мой самолет относительно близко стоял, вместе с экипажем и механиком добежали до самолета, быстренько расчехлили. Один мотор запустили, другой мотор не запускается. Застыл уже…

Читать дальше

Один раз у меня самолет сел на вынужденную посадку. Это главный инженер Архангельского округа должен был лететь в Беломорский военный округ, а у моего самолета манометр не показывал давления масла. Но все же они взлетели, но я смотрю самолет делает один круг над аэродромом, другой. Думаю: это уж плохо. Была зима, холодно, у меня...
Читать дальше

На следующий день рано утром на аэродром налетели около тридцати немецких самолётов и стали бомбить наши самолёты. В это время техники готовили самолёты к вылету, поэтому ни один из них не успел подняться в воздух. В результате этой бомбардировки мы потеряли сразу семнадцать самолётов: пятнадцать сгорели полностью и два были...
Читать дальше

22 июня я был дежурным по своей роте и в этот день объявили о начале  войны. Я, с еще несколькими ребятами, был направлен в станицу Крымскую  Краснодарского края, где меня направили во вновь формирующуюся 3-ю  отдельную истребительную эскадрилью.
У нас, выпускников школы, не было никакого опыта работы, но это...
Читать дальше

Перезимовали мы на плацдарме, недалеко от Харькова, а в 1942 году,  Началось наступление на Харьков. В результате образовался выступ и немцы  ударили по основанию этого выступа, и окружили наши войска. Авиация их  зверствовала – немцы практически за каждым всадником охотились.
Наш полк улетел из этого кольца,...
Читать дальше

Однажды, помню, к нам в полк попал шпион. А получилось это как? В общем,  командование потребовало связиста. И вот к нам связиста, значит, в  часть направили. А оказывается, этого связиста в Киеве учили. Он был как  в десанте. И вот он как раз к нам в полк попал. Вы знаете, после этого  стало вот что происходить....
Читать дальше

comments powered by Disqus
Пехотинцы Пехотинцы Летно-технический состав Летно-технический состав Артиллеристы Артиллеристы Связисты Связисты Краснофлотцы Краснофлотцы Партизаны Партизаны Медики Медики Другие войска Другие войска Гражданские Гражданские Разведчики Разведчики Летчики-истребители Летчики-истребители Летчики-бомбардировщики Летчики-бомбардировщики Минометчики Минометчики Летчики-штурмовики Летчики-штурмовики Самоходчики Самоходчики ГМЧ («Катюши») ГМЧ («Катюши») Зенитчики Зенитчики Пулеметчики Пулеметчики Снайперы Снайперы Саперы Саперы Кавалеристы Кавалеристы НКВД и СМЕРШ НКВД и СМЕРШ Водители Водители Десантники Десантники Танкисты Танкисты