Шостак Мина Иванович

Опубликовано 09 октября 2015 года

7141 0

- Мина Иванович, скажите, пожалуйста, вы родились на Украине?

Да, я родился 7 ноября 1914 года в селе Губское Лазорского района Полтавской области УССР в семье крестьянина. Отец Шостак Иван Трофимович 1878 г. р. и мать Шостак (Онищенко) Прасковья Федоровна 1881 г. р. по национальности украинцы, родились так же в селе Губское и занимались крестьянством. До революции хозяйство числилось бедняцкое, но после революции и до вступления в колхоз хозяйство считалось средним.

- Расскажите, пожалуйста, о вашей жизни до войны.

Сам я с раннего детства работал в хозяйстве отца и учился в Таранзенцивской 7-летней сельской школе. В августе 1932 года после окончания школы выехал я с одним товарищем к его родителям в Евпаторию, Крым.


Там поступил работать в Акмечетскую МТС на электростанцию в качестве ученика. В 1933 г. был послан на курсы машинистов двигателей внутреннего сгорания г. Симферополь, где окончил их и возвратился обратно в МТС. В марте 1935 года я по собственному желанию перешел в порт Ярлычаг, где работал на электростанции механиком в машинном отделении. Работал там я недолго, так как в декабре того же года был призван Евпаторийским райвоенкоматом на Военно-Морскую службу, сначала в г. Севастополь, а в марте 1936 г. направлен в г. Кронштадт в электро-минную школу связи им. Попова, которую окончил по классу ШШС (штабная шифровальная служба) и откомандирован для продолжения службы в штаб БТКА, г. Кронштадт. В октябре 1937 года поступил на учебу на двухгодичные курсы офицерского состава Краснознаменного Балтийского флота. В мае 1939-го после успешного окончания курсов мне было присвоено звание лейтенанта с назначением на должность флаг-специалиста связи 4 бригады подводных лодок. В этом же году, кстати, я познакомился со своей будущей женой.


- А вы не могли бы рассказать поподробнее о своей жене?

Конечно. Когда, после окончания курсов, я был в гостях в Москве, то познакомился с Челищевой Анной Романовной 1918 г. р. Анна Романовка по национальности была русская, из крестьян, родилась в деревне Бутырки, Епифанского района Тульской области. В 1936 г. после окончания семилетней школы переехала к своей старшей сестре Елене в г. Москву, поступила в ФЗУ при фабрике «Художник», окончила его и там же осталась работать.


В 1940 г. я вступил с ней в брак, но оформить этот брак получилось только в 1944 г. Оформили мы его в Бауманском ЗАГСе по месту жительства на тот момент по Токмакову переулку.

- Хорошо, давайте вернемся к довоенному периоду, вы рассказывали про учебу и службу?

В декабре 1939 г. назначен начальником 3 отделения Штаба Либавской (Лиепае) ВМБ, где прослужил до 1940 г. В октябре 1940 года я поступил на учебу в Высшее военно-морское командное училище имени Фрунзе в Ленинграде. В июне 1941 года в связи с военными действиями из училища откомандирован в распоряжение начальника Штаба обороны г. Ленинграда и озерного района. Я с тремя товарищами попал на миноносец «Яков Свердлов». Примерно в это же время у меня родилась первая дочка, Людмила, а на фронте начало расти напряжение.


- Расскажите, что вы помните о том, как начиналась война?

В первых числах июня месяца мы отправились в поход в Либаву. В водах Балтики обнаруживались немецкие военные корабли и подводные лодки, которые своими действиями нарушали мореходные правила – пересекали курс корабля и фотографировали. Но в это время мы имели распоряжение, где нам категорически запрещалось вступать в соприкосновение с немцами и не вызывать осложнений, не поддаваться на их провокации. По прибытию в Либаву нам стало известно, что имелись случаи нарушения наших нейтральных вод военными кораблями. Один из них крайне близко подошел к берегу и его пришлось задержать. Капитан объяснил, что рулевое управление испортилось, но после проверки выяснилось, что все это была выдумка.

Немецкие самолеты каждый день появлялись над Либавой и в прибрежных водах. 17 июня один немецкий гидросамолет летел со стороны Балтийского моря по курсу на Либаву, потом в двух милях от береговой черты, резко пошел на снижение. Мы не знали в чем тут дело, предполагали, что или испортился мотор, или это была какая-то преднамеренность. Наш корабль устремился к месту посадки самолета, спустили шлюпку, доставили на борт двух летчиков, которые возмущались, что их задержали. Они объяснили, что летели из Финляндии к себе в Германию, но потеряли ориентировку. Но когда мы взяли планшет и раскрыли карту – на ней был проложен маршрут Кенигсберг – Либава. К этому времени подоспел наш пограничный катер, и летчики были переданы им и отправлены в Ригу.

Характерный случай был и в торговом порту, где грузились зерном два немецких парохода. Капитаны все время настаивали, чтобы погрузка была завершена к 20 июня, но наши медлили, тогда немецкие корабли утром 20 июня ушли из порта недогруженными. А в почтовых ящиках квартир, где проживали семьи военнослужащих либавского гарнизона, часто находили листовки антисоветского содержания, видимо распространялись айзсаргами – членами запрещенной военизированной фашистской организации в Латвии.

Все эти факты говорят, что Гитлер заранее готовил войну и провоцировал инциденты в пограничном районе Либавы.

- А что вам запомнилось, когда война началась?

На второй день войны наш корабль ушел по заданию на остров Ханко и далее в Таллин. В июле месяце по приказу командующего КБФ адмирала Трибуца из моряков-балтийцев было сформировано семь бригад морской пехоты общей численностью 25 тысяч моряков для борьбы на суше. 24 июля мне впервые довелось участвовать в боях в составе четвертой бригады морской пехоты в тылу врага в должности специалиста ШШС. Была осуществлена высадка на два небольших финских острова Мантсинсаари и Лункулансаари в Ладожском озере, а также нанесены серьезные удары в тылу по войскам отдельной немецко-финской армии, наседавшей на город Ленинград. За эту операцию мне было присвоено звание старший лейтенант.

Второй раз я был высажен в августе в составе морского десанта под Шлиссельбургом (ныне г. Петрокрепость) с задачей разгрома и освобождения железнодорожного узла. В этих боях наш десант нанес большой урон противнику, но и сам понес потери до 60% личного состава, особенно от бомбежки авиации противника. Уцелевшие десантники вышли в районе Синявино на соединение с нашими войсками.

В октябре на сторожевом корабле «Пурга» мне пришлось под огнем противника участвовать в эвакуации из окружения частей 142, 168 и 198 дивизий. При незначительных потерях из окружения кораблями было вывезено 26 тысяч бойцов, 155 орудий и много боевой техники.

- А как для вас развивался дальнейший ход войны?

До конца 41-го я работал в штабе Ладожской флотилии в должности специалиста ШШС, а в декабре назначен на должность офицера, а с апреля 42-го года инспектором 6 отдела управления связи ВМФ.

Дальнейшее течение войны я участвовал в формировании и обеспечении боеспособности Ладожской и Онежской флотилий, которые прикрывали «Кабель жизни», проходивший по дну Ладожского озера. В задачи, поставленные командованием, также входило обеспечение бесперебойного движения кораблей между Кронштадтом и островами восточной части Финского залива. Я непосредственно участвовал в подготовке и боевых действиях по прорыву блокады Ленинграда и его освобождению. За выполнение порученных заданий я был награжден медалью «За оборону Ленинграда».


В 1944 году меня перевели в Москву в Главный штаб ВМФ, где я выполнял различные поручения командования на Северном, Черноморском и Тихоокеанском флотах. А в августе 1945 года я был откомандирован на Тихоокеанский флот для координации действий между сухопутными частями маршала Василевского и Тихоокеанской и Амурской флотилиями. Также я участвовал в формировании и высадке морского десанта в порт Торо в ходе прорыва Котонского укрепрайона.


Интервью и лит. обработка: А. Ким


Читайте также

В 4 часа подъём – и до захода солнца тралим. Подходим последний рейс к берегу, чтобы якорь достал туда – и там ночуем. Утром в 4 часа – вставать. А на каждом катере каждый стоял по своей специальности. Ну и всё: утром встали – и опять то же самое.
Читать дальше

Мешают валенки. Начинаю стаскивать их, захлебываясь, под водой. Пробкой вверх, на трехметровую волну! Руки - грабли, молочу локтями подальше от корабля, а то утянет за собой. Вокруг - головы, ящики...

Читать дальше

Самое страшное... Было у нас такое дело. В июне 1942-го, в Севастополе. Мины ставили. Пришли с ночи. Поставили катер, пошли на обед. Идем обратно с командиром. Смотрю, матрос, фамилию даже помню - Страшенко бежит от катера. Смотрю, из рубки пламя - катер горит.

Читать дальше

К 1942-у году, кроме авиации немцы подтянули артиллерию самого большого калибра и начали периодический обстрел «Марата». Причём было так: Наши артиллеристы уже знали все точки на «Ломоносовском» фронте, и немцы, конечно же, знали расположение кораблей. Пристрелялись они к «Марату» очень здорово. Особенно мы опасались ясных...
Читать дальше

После обучения меня направили служить в Карелию. Попал я сразу на легкий крейсер «Киров», но буквально через пару дней направили на подводную лодку, «Щ», мы ее еще «щукой» называли, это было в начале 1945 года. Был я там радистом, прослужил до конца войны, как она окончилась, еще служил срочную службу, мы на этой лодке торпедировали...
Читать дальше

Не прошло полчаса или около часа после этого, тогда уже мы подходили к  Новой земле, как вдруг стала подплывать подводная лодка. Заметили ее мы в  перископ. Эта подлодка хотела торпедировать не наш тральщик, им это не  интересно было, а большой корабль, который с грузом шел. Ну а наш  капитан подставил свой...
Читать дальше

comments powered by Disqus
Пехотинцы Пехотинцы Летно-технический состав Летно-технический состав Артиллеристы Артиллеристы Связисты Связисты Краснофлотцы Краснофлотцы Партизаны Партизаны Медики Медики Другие войска Другие войска Гражданские Гражданские Разведчики Разведчики Летчики-истребители Летчики-истребители Летчики-бомбардировщики Летчики-бомбардировщики Минометчики Минометчики Летчики-штурмовики Летчики-штурмовики Самоходчики Самоходчики ГМЧ («Катюши») ГМЧ («Катюши») Зенитчики Зенитчики Пулеметчики Пулеметчики Снайперы Снайперы Саперы Саперы Кавалеристы Кавалеристы НКВД и СМЕРШ НКВД и СМЕРШ Водители Водители Десантники Десантники Танкисты Танкисты