19497
Летчики-истребители

Сторожко Иван Тихонович

Я родился 19 января 1921-го года в селе Красиловка Зерендинского района Акмолинской области Казахской СССР. Родители мои происходили из семьи крестьянам, которых переселили сюда еще при царской власти. До войны я окончил десять классов, потом поступил в Вольское военно-авиатехническое училище. Окончил его уже после начала Великой Отечественной войн. 22 июня 1941-го года нас внезапно собрали на линейку, и объявили о том, что Германия вероломно напала на Советский Союз. Честно говоря, я тогда имел слабое представление о том, какова будет война, зато точно знал, что авиация сыграет в ней важную роль, особенно самолеты-истребители и бомбардировщики.

В 1942-м году меня направили в 415-й истребительный авиационный полк 7-й отдельной армии, располагавшийся в то время на аэродроме близ Лодейного Поля. Стал авиационным механиком, обслуживал самолеты ЛаГГ-3. В 1943-м году изъявил желание переучиться на летчика и в следующем году окончил полковые ускоренные курсы, в ходе которых овладел техникой пилотирования новыми истребителями Ла-5.

С марта 1944-го года начал летать на боевые задания, вел штурмовку железнодорожных составов и обозов противника, прикрывал от вражеских истребителей наши бомбардировщики, проводил разведку  оборонительных позиций противника. Участвовал в нескольких воздушных боях, в ходе которых сбил два финских самолета американского производства Кертисс P-36 Хок, и один такой самолет подбил. За эти бои меня наградили Орденом Боевого Красного Знамени.

К концу войны в основном летал на разведку. Это тоже непростое дело, ведь нужно обнаружить противника, определить скопления его войск и визуально отметить типы самолетов, которые пытаются тебя перехватить.

- Как кормили в истребительной авиации?

- Хорошо, даже очень.

- В 415-м истребительном авиационном полку были большие потери?

- Были потери, и немаленькие.

- Как вы встретили 9 мая 1945-го года?

- Мы летали за новыми самолетами и как раз находились в городе Горький, и тут на аэродроме объявили о конце войны. Все радовались и бросали шапки в воздух.

 

В полку я познакомился со своей будущей женой, летчицей-истребителем Апполинарией Ивановной Зенковой. После войны мы поженились, и счастливо живем по сей день.

 

 

Интервью и лит.обработка:Ю. Трифонов

Рекомендуем

Я дрался на Ил-2

Книга Артема Драбкина «Я дрался на Ил-2» разошлась огромными тиражами. Вся правда об одной из самых опасных воинских профессий. Не секрет, что в годы Великой Отечественной наиболее тяжелые потери несла именно штурмовая авиация – тогда как, согласно статистике, истребитель вступал в воздушный бой лишь в одном вылете из четырех (а то и реже), у летчиков-штурмовиков каждое задание приводило к прямому огневому контакту с противником. В этой книге о боевой работе рассказано в мельчайших подро...

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Самая полная энциклопедия

Уникальная иллюстрированная энциклопедия ведущих военных историков. Самый полный иллюстрированный путеводитель по событиям 1941-1945 гг.
Великая Отечественная до сих пор остается во многом "Неизвестной войной". Несмотря на большое количество книг об отдельных сражениях, самую кровопролитную войну в истории человечества нельзя осмыслить фрагментарно - только лишь охватив единым взглядом. Эта книга впервые предоставляет такую возможность. Это не просто хроника боевых действий, начи...

Мы дрались против «Тигров». «Главное – выбить у них танки!»

«Ствол длинный, жизнь короткая», «Двойной оклад – тройная смерть», «Прощай, Родина!» – всё это фронтовые прозвища артиллеристов орудий калибра 45, 57 и 76 мм, на которых возлагалась смертельно опасная задача: жечь немецкие танки. Каждый бой, каждый подбитый панцер стоили большой крови, а победа в поединке с гитлеровскими танковыми асами требовала колоссальной выдержки, отваги и мастерства. И до самого конца войны Панцерваффе, в том числе и грозные «Тигры», несли самые тяжелые потери не в дуэлях ...

Воспоминания: Летчики-истребители

Показать Ещё

Комментарии

comments powered by Disqus