Top.Mail.Ru
13142
Водители

Бобрышев Николай Федорович

Уходил я фронт в марте 1943 г., в возрасте 16 лет. Ни образования (только семилетка), ни специальности. Уходил из родного дома деревни Машнино, будучи старшим мужчиной в доме, так как отец мой Федор Семёнович уже был на фронте. Провожая меня, мама Анна Никаноровна, поставила коленями на овчину, поднесла образ Николы-угодника, и сказала: «Смотри, только там не опозорь!». Эти слова, и всё это священнодейство я запомнил на всю жизнь.

В начале марта 1943 г. в Бунинский сельсовет прибыл представитель из Солнцевского райвоенкомата Курской области для формирования очередного (последнего в годы войны) воинского призыва. Мальчишки 16 – 18 лет (старше уже просто не было) из окрестных деревень собрались на медкомиссию. Она была довольно простой – поставили планку ростомера на высоте 150 см. – это и был критерий «прошёл» - «не прошёл»! У меня, слава богу, тогда был рост 154 см., и я прошёл! Затем отобранные призывники пешей колонной направились в райцентр Солнцево, а оттуда, опять же пешком до Острогожска (Воронежская обл.). А это 220 км.! Во время пути несколько раз принимали военную присягу – каждый новый командир, ведущий группу, очевидно боясь, чтобы мальчишки не разбежались, принимал с ними в пути клятву на верность Родине. И несмотря на то, что большинство из нас были босиком, в драных штанах и со своей котомкой, каждый уже чувствовал себя солдатом!

Настоящую же присягу принял 5 мая 1943 года – 70 лет назад! Сначала меня направили в Горький на курсы шоферов-водителей различных военных машин. Занимались на территории стадиона Горьковского автозавода

А затем перевезли в Москву, в Чернышёвские (Александровские) казармы и распределили в 1080-й зенитно-артиллерийский полк ПВО, участвовавший ранее в Сталинградской битве. Он дислоцировался под Ростовом в районе Батайска. Задача перед полком состояла в обеспечении защиты Батайского моста через реку Дон, а лично передо мной – своевременно подвозить к зениткам боеприпасы. Машина у меня была серьёзная - студебеккер US6. На сиденье подкладывал шинель, чтобы повыше сидеть и лучше видеть – всё таки, роста не хватало.

Однажды, во время крупной передислокации происходило массовое движение войск в колоннах, и надо ж такому случиться – у меня на перекрестке пробило оба колеса. Надо их срочно менять, доставлять снаряды, а кругом сигналят, спешащие машины... Да ещё и колеса у студебеккера – тяжеленные, не то что руки в такой ситуации затрясутся, но и коленки... Выскочил из соседней машины какой-то матерый мужик (я даже звания его понять не успел), да как заорет – у меня руки и опустились - сел и сами собой... слезы из глаз. Да и как могло быть иначе, если мне в то время было 16 лет от роду!... Тут уж остановились другие водители, отругали мужика – посмотри, с кем ты связался, это ж мальчишка – и помогли колесо поменять, и завестись. Пошло дело – снаряды были доставлены вовремя...

Водитель Бобрышев Николай Федорович, великая отечественная война, Я помню, iremember, воспоминания, интервью, Герой Советского союза, ветеран, винтовка, ППШ, Максим, пулемет, немец, граната, окоп, траншея, ППД, Наган, колючая проволока, разведчик, снайпер, автоматчик, ПТР, противотанковое ружье, мина, снаряд, разрыв, выстрел, каска, поиск, пленный, миномет, орудие, ДП, Дегтярев, котелок, ложка, сорокопятка, Катюша, ГМЧ, топограф, телефон, радиостанция, реваноль, боекомплект, патрон, пехотинец, разведчик, артиллерист, медик, партизан, зенитчик, снайпер, краснофлотецЗатем, в составе 1689 полка принимал участие в освобождении Львова, - как потом оказалось, это была одна из крупнейших в годы войны Львовско-Сандомирская операция. Впоследствии, находясь на территории Польши служил в 135-м отдельном зенитно-артиллерийском дивизионе Юго-Западного фронта, под командованием майора Мухтоярова. Потом, как-то, довелось его встретить в Курске уже после войны. Так с этим дивизионом и встретили мы Победу!

А ещё с войной связаны воспоминания о том, как я первый и пока единственный раз в жизни был за границей – в Польше, в районах Катовиц и затем, Познани. Там наши войска окружили немецкую группировку войск, обошли ее, натолкнувшись на упорную оборону, и уничтожили к 23 февраля 1945 г. После этого наш дивизион располагался около какого-то разбомбленного завода велосипедных шин. То-то было радости в первый раз в жизни покататься на настоящем велосипеде, пусть даже и без шин, а просто на ободах – в родной курской деревне велосипедов тогда не было!

Водитель Бобрышев Николай Федорович, великая отечественная война, Я помню, iremember, воспоминания, интервью, Герой Советского союза, ветеран, винтовка, ППШ, Максим, пулемет, немец, граната, окоп, траншея, ППД, Наган, колючая проволока, разведчик, снайпер, автоматчик, ПТР, противотанковое ружье, мина, снаряд, разрыв, выстрел, каска, поиск, пленный, миномет, орудие, ДП, Дегтярев, котелок, ложка, сорокопятка, Катюша, ГМЧ, топограф, телефон, радиостанция, реваноль, боекомплект, патрон, пехотинец, разведчик, артиллерист, медик, партизан, зенитчик, снайпер, краснофлотецПосле Победы направили нас (в основном молодняк) на японский фронт, но доехали только до г. Николаева, как японская компания была окончена. Направили служить срочную службу механиком-водителем, сначала в Одессу, а затем в Киев. Именно эти годы в армии стали плавной релаксацией возвращения к нормальной мирной жизни.

В 1950 г. меня хотели направить в военное училище, но и военная служба и сама шофёрская баранка меня уже не интересовали – хотелось учиться, учиться, и учиться...

После демобилизации последовательно окончил среднюю школу, пединститут, стал преподавателем математики. Затем защитил диссертацию, и более двадцати лет возглавлял кафедру высшей математики Курского сельхозинститута. Сейчас – на пенсии (к сожалению).

За время участия в Великой отечественной войне был награжден двумя орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, многими медалями.

Рекомендуем

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Великая Отечественная до сих пор остается во многом "Неизвестной войной". Несмотря на большое количество книг об отдельных сражениях, самую кровопролитную войну в истории человечества нельзя осмыслить фрагментарно - только лишь охватив единым взглядом. Эта книга предоставляет такую возможность. Это не просто хроника боевых действий, начиная с 22 июня 1941 года и заканчивая победным маем 45-го и капитуляцией Японии, а грандиозная панорама, позволяющая разглядеть Великую Отечественную во...

Я дрался на Ил-2

Книга Артема Драбкина «Я дрался на Ил-2» разошлась огромными тиражами. Вся правда об одной из самых опасных воинских профессий. Не секрет, что в годы Великой Отечественной наиболее тяжелые потери несла именно штурмовая авиация – тогда как, согласно статистике, истребитель вступал в воздушный бой лишь в одном вылете из четырех (а то и реже), у летчиков-штурмовиков каждое задание приводило к прямому огневому контакту с противником. В этой книге о боевой работе рассказано в мельчайших подро...

22 июня 1941 г. А было ли внезапное нападение?

Уникальная книжная коллекция "Память Победы. Люди, события, битвы", приуроченная к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, адресована молодому поколению и всем интересующимся славным прошлым нашей страны. Выпуски серии рассказывают о знаменитых полководцах, крупнейших сражениях и различных фактах и явлениях Великой Отечественной войны. В доступной и занимательной форме рассказывается о сложнейшем и героическом периоде в истории нашей страны. Уникальные фотографии, рисунки и инфо...

Воспоминания

Показать Ещё

Комментарии

comments powered by Disqus
Поддержите нашу работу
по сохранению исторической памяти!