Top.Mail.Ru
13395
Летчики-штурмовики

Фурдак Иван Яковлевич

Я родился 14 июля 1923-го года в селе Рубановка Серогозского района Херсонской области. Мой дед, словак, приехал в Украину со своей родины и трудился кузнецом, мать была санитаркой, а отец крестьянином. Папа, служивший кавалеристом в Гражданскую войну, однажды спасал кого-то зимой из воды, застудил ноги и получил паралич. Когда в 1932-1933-м годах в селе начался голод, и он все отдавал детям. Вскоре папа умер, мать осталась одна со мной и сестрой на руках. Переехали в село Чонгар. Во время голода мама собирала колоски на поле, ее поймали и судили. Тогда нам было очень тяжело. Я убежал с сестрой, мы беспризорничали в Крыму. На товарняках добрались до Севастополя и узнали, что тут голода не было. В итоге я остался в Симферополе, к тому времени мать отпустили, я окончил семь классов и поступил в Феодосийский торговый техникум. Будучи довольно высоким и при этом очень тощим, оказался в числе будущих авиаторов. К нам приехала комиссия по допризывной подготовке, и меня неожиданно направили в 1939-м году в Симферопольскую авиашколу при городском аэропорту.

Учились на гражданских самолетах. С началом Великой Отечественной войны нас послали в Балашовскую военную авиационную школу. Стали учить на штурмовиках Ил-2, причем нас называли почему-то не летчиками, а пилотами. После выпуска долго держали в запасе, потому что отличников боевой и летной подготовки называли «золотым фондом» и оставляли в резерве. Кроме того, в 1943-м году я заболел дизентерией, затем заработал цингу.

В декабре 1944-го года меня перевели старшим летчиком в специальную эскадрилью в составе 957-го штурмового авиационного полка Московского военного округа по перегону штурмовиков Ил-2, затем Ил-10. Перегоняли их прямо с авиационных заводов на передовую. В составе этой эскадрильи я встретил Победу.

- Как кормили в полку?

- Летчиков всегда кормили великолепно. Шоколадку и сгущенку выдавали. Я не курил, курящим же каждый день давали папиросы.

- Перегоны штурмовиков осуществлялись только днем, или бывали вылеты ночные полеты?

- Исключительно днем.

- В сложных метеоусловиях летали?

- Нет, даже в случае небольшого дождя мы производили посадку по пути следования на каком-либо полевом аэродроме. Нам по рации давали указания, куда садиться. Новые самолеты нельзя было подвергать самому малейшему риску.

- Вы передавали штурмовики напрямую летчикам?

- Да, только так. Назад в часть возвращались в зависимости от обстоятельств – или транспортным самолетом, или поездом.

После окончания Великой Отечественной войны мы перегоняли самолеты для стран социалистического лагеря. При этом делали это очень скрытно. В 1956-м году мой самолет во время полета загорелся, и я по приказу командования катапультировался над горами Грузинской ССР. Провисел над пропастью на стропах парашюта, зацепившись за дерево, четверо суток, пока меня не нашли. Через несколько месяцев из-за переохлаждения организма заболел туберкулезом и был комиссован по болезни.

Интервью и лит.обработка:Ю.Трифонов

Рекомендуем

Я дрался на Ил-2

Книга Артема Драбкина «Я дрался на Ил-2» разошлась огромными тиражами. Вся правда об одной из самых опасных воинских профессий. Не секрет, что в годы Великой Отечественной наиболее тяжелые потери несла именно штурмовая авиация – тогда как, согласно статистике, истребитель вступал в воздушный бой лишь в одном вылете из четырех (а то и реже), у летчиков-штурмовиков каждое задание приводило к прямому огневому контакту с противником. В этой книге о боевой работе рассказано в мельчайших подро...

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Великая Отечественная до сих пор остается во многом "Неизвестной войной". Несмотря на большое количество книг об отдельных сражениях, самую кровопролитную войну в истории человечества нельзя осмыслить фрагментарно - только лишь охватив единым взглядом. Эта книга предоставляет такую возможность. Это не просто хроника боевых действий, начиная с 22 июня 1941 года и заканчивая победным маем 45-го и капитуляцией Японии, а грандиозная панорама, позволяющая разглядеть Великую Отечественную во...

Ильинский рубеж. Подвиг подольских курсантов

Фотоальбом, рассказывающий об одном из ключевых эпизодов обороны Москвы в октябре 1941 года, когда на пути надвигающийся на столицу фашистской армады живым щитом встали курсанты Подольских военных училищ. Уникальные снимки, сделанные фронтовыми корреспондентами на месте боев, а также рассекреченные архивные документы детально воспроизводят сражение на Ильинском рубеже. Автор, известный историк и публицист Артем Драбкин подробно восстанавливает хронологию тех дней, вызывает к жизни имена забытых ...

Воспоминания

Показать Ещё

Комментарии

comments powered by Disqus
Поддержите нашу работу
по сохранению исторической памяти!