Фурдак Иван Яковлевич

Опубликовано 01 августа 2013 года

7980 0

Я родился 14 июля 1923-го года в селе Рубановка Серогозского района Херсонской области. Мой дед, словак, приехал в Украину со своей родины и трудился кузнецом, мать была санитаркой, а отец крестьянином. Папа, служивший кавалеристом в Гражданскую войну, однажды спасал кого-то зимой из воды, застудил ноги и получил паралич. Когда в 1932-1933-м годах в селе начался голод, и он все отдавал детям. Вскоре папа умер, мать осталась одна со мной и сестрой на руках. Переехали в село Чонгар. Во время голода мама собирала колоски на поле, ее поймали и судили. Тогда нам было очень тяжело. Я убежал с сестрой, мы беспризорничали в Крыму. На товарняках добрались до Севастополя и узнали, что тут голода не было. В итоге я остался в Симферополе, к тому времени мать отпустили, я окончил семь классов и поступил в Феодосийский торговый техникум. Будучи довольно высоким и при этом очень тощим, оказался в числе будущих авиаторов. К нам приехала комиссия по допризывной подготовке, и меня неожиданно направили в 1939-м году в Симферопольскую авиашколу при городском аэропорту.

Учились на гражданских самолетах. С началом Великой Отечественной войны нас послали в Балашовскую военную авиационную школу. Стали учить на штурмовиках Ил-2, причем нас называли почему-то не летчиками, а пилотами. После выпуска долго держали в запасе, потому что отличников боевой и летной подготовки называли «золотым фондом» и оставляли в резерве. Кроме того, в 1943-м году я заболел дизентерией, затем заработал цингу.

В декабре 1944-го года меня перевели старшим летчиком в специальную эскадрилью в составе 957-го штурмового авиационного полка Московского военного округа по перегону штурмовиков Ил-2, затем Ил-10. Перегоняли их прямо с авиационных заводов на передовую. В составе этой эскадрильи я встретил Победу.

- Как кормили в полку?

- Летчиков всегда кормили великолепно. Шоколадку и сгущенку выдавали. Я не курил, курящим же каждый день давали папиросы.

- Перегоны штурмовиков осуществлялись только днем, или бывали вылеты ночные полеты?

- Исключительно днем.

- В сложных метеоусловиях летали?

- Нет, даже в случае небольшого дождя мы производили посадку по пути следования на каком-либо полевом аэродроме. Нам по рации давали указания, куда садиться. Новые самолеты нельзя было подвергать самому малейшему риску.

- Вы передавали штурмовики напрямую летчикам?

- Да, только так. Назад в часть возвращались в зависимости от обстоятельств – или транспортным самолетом, или поездом.

После окончания Великой Отечественной войны мы перегоняли самолеты для стран социалистического лагеря. При этом делали это очень скрытно. В 1956-м году мой самолет во время полета загорелся, и я по приказу командования катапультировался над горами Грузинской ССР. Провисел над пропастью на стропах парашюта, зацепившись за дерево, четверо суток, пока меня не нашли. Через несколько месяцев из-за переохлаждения организма заболел туберкулезом и был комиссован по болезни.

Интервью и лит.обработка:Ю.Трифонов


Читайте также

Одного у меня стрелка убило в полете, Кобякова Колю. Привез еще живого…

Читать дальше

Пришел, летная книжка есть - полетишь. Как полетишь, твое дело. Молодой летчик становился ведомым, - делай так, как ведущий: лети хорошо, сядь хорошо, вовремя сбрось бомбы. Вот и вся учеба. Это же война. Нас так часто убивали, сегодня пришел, послезавтра его убили, ты его и в лицо-то не запомнил. И нас точно так же принимали. Старые...
Читать дальше

С трудом перевалил через сопку, убрал форсаж. Вздохнул: линия фронта позади! Глянул на приборы - бензин на исходе. Стал снижаться. Посадил горящий самолет на маленькое замерзшее озеро, схватил бортовой огнетушитель и погасил огонь, вырвавшийся из фюзеляжа.

Читать дальше

Землю я начал видеть, наверное, вылета с десятого. Тут уже я начал летать более осознанно. Как правило, летчики-штурмовики погибали на первых 10 вылетах, среди тех, кто перешагнул этот рубеж потерь было меньше, хотя, конечно, гибли и после. Мне на штурмовике летать нравилось, это очень хороший самолёт. Такой живучий! Много раз...
Читать дальше

Горит бак, сядешь - бак разорвётся, другие баки будут взрываться, всё вспыхнет… Только прыгать. Я стал набирать высоту. Смотрю, у меня, видимо, что-то перебито: заклинило руль. И самолет не идёт горизонтально. Хочу ручку отжать, - но сколько он может набирать высоту? Потом потеряет… Я отвернул от моря, туда, в горы. Но далеко отойти...
Читать дальше

Только я над этим местом развернулся, чтобы посмотреть где у них батарея и проштурмовать ее, и тут удар. Самолет пошел в пикирование. Сразу мысль: "Попали". Только я это подумал, как Что-то впереди фукнуло, отбросило назад, глаза закрылись, рот закрылся и меня обсыпало какими-то осколками. Позже я решил, что взорвался...
Читать дальше

comments powered by Disqus
Пехотинцы Пехотинцы Летно-технический состав Летно-технический состав Артиллеристы Артиллеристы Связисты Связисты Краснофлотцы Краснофлотцы Партизаны Партизаны Медики Медики Другие войска Другие войска Гражданские Гражданские Разведчики Разведчики Летчики-истребители Летчики-истребители Летчики-бомбардировщики Летчики-бомбардировщики Минометчики Минометчики Летчики-штурмовики Летчики-штурмовики Самоходчики Самоходчики ГМЧ («Катюши») ГМЧ («Катюши») Зенитчики Зенитчики Пулеметчики Пулеметчики Снайперы Снайперы Саперы Саперы Кавалеристы Кавалеристы НКВД и СМЕРШ НКВД и СМЕРШ Водители Водители Десантники Десантники Танкисты Танкисты