Я родился 14 июля 1923-го года в селе Рубановка Серогозского района Херсонской области. Мой дед, словак, приехал в Украину со своей родины и трудился кузнецом, мать была санитаркой, а отец крестьянином. Папа, служивший кавалеристом в Гражданскую войну, однажды спасал кого-то зимой из воды, застудил ноги и получил паралич. Когда в 1932-1933-м годах в селе начался голод, и он все отдавал детям. Вскоре папа умер, мать осталась одна со мной и сестрой на руках. Переехали в село Чонгар. Во время голода мама собирала колоски на поле, ее поймали и судили. Тогда нам было очень тяжело. Я убежал с сестрой, мы беспризорничали в Крыму. На товарняках добрались до Севастополя и узнали, что тут голода не было. В итоге я остался в Симферополе, к тому времени мать отпустили, я окончил семь классов и поступил в Феодосийский торговый техникум. Будучи довольно высоким и при этом очень тощим, оказался в числе будущих авиаторов. К нам приехала комиссия по допризывной подготовке, и меня неожиданно направили в 1939-м году в Симферопольскую авиашколу при городском аэропорту.
Учились на гражданских самолетах. С началом Великой Отечественной войны нас послали в Балашовскую военную авиационную школу. Стали учить на штурмовиках Ил-2, причем нас называли почему-то не летчиками, а пилотами. После выпуска долго держали в запасе, потому что отличников боевой и летной подготовки называли «золотым фондом» и оставляли в резерве. Кроме того, в 1943-м году я заболел дизентерией, затем заработал цингу.
В декабре 1944-го года меня перевели старшим летчиком в специальную эскадрилью в составе 957-го штурмового авиационного полка Московского военного округа по перегону штурмовиков Ил-2, затем Ил-10. Перегоняли их прямо с авиационных заводов на передовую. В составе этой эскадрильи я встретил Победу.
- Как кормили в полку?
- Летчиков всегда кормили великолепно. Шоколадку и сгущенку выдавали. Я не курил, курящим же каждый день давали папиросы.
- Перегоны штурмовиков осуществлялись только днем, или бывали вылеты ночные полеты?
- Исключительно днем.
- В сложных метеоусловиях летали?
- Нет, даже в случае небольшого дождя мы производили посадку по пути следования на каком-либо полевом аэродроме. Нам по рации давали указания, куда садиться. Новые самолеты нельзя было подвергать самому малейшему риску.
- Вы передавали штурмовики напрямую летчикам?
- Да, только так. Назад в часть возвращались в зависимости от обстоятельств – или транспортным самолетом, или поездом.
После окончания Великой Отечественной войны мы перегоняли самолеты для стран социалистического лагеря. При этом делали это очень скрытно. В 1956-м году мой самолет во время полета загорелся, и я по приказу командования катапультировался над горами Грузинской ССР. Провисел над пропастью на стропах парашюта, зацепившись за дерево, четверо суток, пока меня не нашли. Через несколько месяцев из-за переохлаждения организма заболел туберкулезом и был комиссован по болезни.
Интервью и лит.обработка: | Ю.Трифонов |