12218
Летно-технический состав

Лузгин Иван Иванович

Я родился 20 февраля 1919 года, в селе Пятницкое Башмаковского района Пензенской области. Мой отец был учителем, мать домохозяйкой. Сначала отец работал военным руководителем в школе, а затем перешел преподавателем начальных классов. Надо сказать, что тогда учителей уважали, к нему приходили другие жители села, педагоги, советовались, он их направлял на путь, другими словами, был наставником. До войны я окончил 7 классов, после чего поехал учиться в Тулу, там я поступил в железнодорожное техническое училище. Выучился, стал помощником машиниста Бабалайкина. Честно признаться, он всегда был в нетрезвом состоянии, ехал и спал, а мне говорил:

- Ваня, ты смотри за дорогой и управляй.

И я один управлял паровозом. При этом был умнейший мужик, его сын Николай, также как и я, стал авиационным техником.

Как-то под Пензой стрелочник забыл перевести стрелки, и в связи с этим было столкновение нашего состава «Пенза - Нижний Ломов» с товарняком. Я сильно испугался. Приехала комиссия расследовать это дело, выяснилось, что товарный состав ошибочно пустили нам на встречу, к счастью, обошлось без жертв.

В армию меня призвали вскоре после начала войны. Все село провожало, кстати, когда из армии возвращался, то тайком по огородам пробирался, чтобы не увидели. И все равно узнали и прибежали, все так лезли, что забор сломали и огород весь истоптали. Так уважали моего отца. Все село сбежалось, когда в отпуск пришел, тоже практически все жители прибежали.

Призвали меня в августе 1941 г., направили в Вольскую авиатехническую школу, где определили в 12-й запасной авиаполк курсантом. Учился на авиамеханика самолета до июня 1942 г., причем тренировали практически на всех типах самолетов, сначала были И-16, затем Илы и Яки. Как будущих техников нас учили: как заправлять самолет, устранять неисправности, надо сказать, что обучение ремонту считалось основной задачей. После сдачи экзаменов я был определен старшим авиамехаником самолета с поршневым двигателем в 735-й штурмовой авиаполк, куда прибыл в июле 1942 года. Всю войну я прошел в этом полку. В нашем полку летали на самолетах Ил-2.

Авиатехник штурмовика Лузгин Иван Иванович, великая отечественная война, Я помню, iremember, воспоминания, интервью, Герой Советского союза, ветеран, летчики-бомбардировщики, СБ, Пе-2, А-20Ж, A-20G, Пе-8, Р-5, Ил-2, истребитель, мессер, боевой вылет, Ил-4, По-2, У-2, Б-25, B-25, пулемет, радист, штурман, летчик, стрелок, стрелок-радист, Як-1, Як-3, Як-9, Як-7, Як-7Б, УТ-2, УТИ-4, И-15, И-15, И-153, ЛаГГ-3, Миг-3, Ла-5, Ла-7, Ме-109, Ме-110, ФВ-190, ФВ-189, возбушный бой, Боевой разворот, кобра, Р-39, пушка, ВЯ, РС, РС-82, реактивный снаряд, штурмовка, взлет, посадка, бомба, ПТАБ, механик, моторист, приборист, оружейник

Товарищи-механики (слева направо) Климов В.В.,

Лузгин И.И., Литвинов И.Г.

За войну у нас сменилось очень много летчиков, потери были большими. Чинили в самолетах буквально все. Ил-2 являлись невероятно надежными машинами. Был в полку такой случай: сбили наш самолет под Великими Луками, он сел где-то на равнинной местности, его подсолнухами закидали. У этого штурмовика осколком пробило бензобак, так летчик срезал с валенка войлок, приложил к пробоине, болтами закрутил, вот так отремонтировал и рано утром взлетел. Немцы находились на одной стороне реки, а самолет по второй как вылетел, и один из немецких самолетов гнался за ним, но не догнал. Таким был наш штурмовик. Для Ил-2 самым страшным повреждением было попадание в крылья, и самым частым в бою, их всегда подбивали именно при пробитии крыла.

Время на ремонт у каждого самолета было разное. В полку неисправных машин было много. Иногда ремонтировали, иногда восстанавливали. Но все-таки основная работа заключалась даже не в починке, а в замене матчасти, у которой постоянно ресурс заканчивался, и мы меняли детали. Каждый день идет какая-то замена. Но с другой стороны, при должном и внимательном уходе Ил-2 - это очень надежный самолет. Кстати, мой последний штурмовик стоит на постаменте в Москве, когда его размещали, то меня вызвали в Москву, я «Илюшу» отрихтовал, покрасил и он до сих пор как новенький стоит!

У нас в полку на каждый самолет был прикреплен механик. Но в боевых условиях работали вместе, одни ремонтируют одно, к примеру, кабину, другие моторы и т.д. Кстати, какой-то строгой специализации не соблюдали, были механики-специалисты не только по штурмовикам, но и по истребителям. Если надо, соседям помогали.

В составе 735-го шап я все страны прошел: и Украину, и Молдавию, и Венгрию, и Румынию, и Австрию, и Чехословакию. Когда война закончилась, тогда нас перевели в Австрию. Так что весь юг Европы посмотрел. Из одного места на другое мы перелетали на своих самолетах, даже в Германии побывали.

- Как вы относились к Сталину, партии?

- Вся война прошла с именем Сталиным. Стремились к одному: вперед и все. После того, как мой самолет как-то сбили, я его починил очень быстро и он смог вернуться в бой, там отличился, после чего меня приняли в партию без кандидатского стажа в 1943 году.

- Как складывались взаимоотношения с местным населением?

- К нам хорошо относились и в Австрии, и в Венгрии, и в Польше. Причем культуру после пересечения границы сразу же почувствовали, что называется, на себе: дома всегда на соломе спали, а там нам скамейки выделили.

Авиатехник штурмовика Лузгин Иван Иванович, великая отечественная война, Я помню, iremember, воспоминания, интервью, Герой Советского союза, ветеран, летчики-бомбардировщики, СБ, Пе-2, А-20Ж, A-20G, Пе-8, Р-5, Ил-2, истребитель, мессер, боевой вылет, Ил-4, По-2, У-2, Б-25, B-25, пулемет, радист, штурман, летчик, стрелок, стрелок-радист, Як-1, Як-3, Як-9, Як-7, Як-7Б, УТ-2, УТИ-4, И-15, И-15, И-153, ЛаГГ-3, Миг-3, Ла-5, Ла-7, Ме-109, Ме-110, ФВ-190, ФВ-189, возбушный бой, Боевой разворот, кобра, Р-39, пушка, ВЯ, РС, РС-82, реактивный снаряд, штурмовка, взлет, посадка, бомба, ПТАБ, механик, моторист, приборист, оружейник

Со своим самолетом в Австрии, 1945 г.

слева направо: Монжос Н.И., Садовников М.В.,

Россоха (техник звена), летчик Фоменко,

Солодовников А.В., Лузгин И.И.

- Посылки из Германии отправляли?

- Когда я приезжал домой в отпуск из Германии, ничего не привез, когда демобилизовался, всем давали с собой мешок муки. Его и привез с собой.

- Под бомбежку Ваш аэродром попадал?

- Да, в первые годы войны немцы часто аэродром бомбили. Как-то ремонтировал самолет с механиком Литвиным, пролетел немецкий самолет, прострочил из пулемета, и Литвина в живот ранило, кишки вывернуло на песок. Как сейчас перед глазами стоит: он хватает их, к себе прижимает, падает, теряет сознание и умирает. В последнее время аэродромы тщательно охранялись зенитными орудиями и истребителями. Из личного оружия у меня был пистолет и автомат. Довелось его как-то применить. Я женился в Венгрии, жена лежала в роддоме, пошел проведать, и вижу, темно уже было, в будочке огонек горит. Первое время думал пройти мимо, но что-то толкнуло, и внутрь зашел, а там немец сидит. Как меня увидел, перепугался, поднял руки и сдался.

Авиатехник штурмовика Лузгин Иван Иванович, великая отечественная война, Я помню, iremember, воспоминания, интервью, Герой Советского союза, ветеран, летчики-бомбардировщики, СБ, Пе-2, А-20Ж, A-20G, Пе-8, Р-5, Ил-2, истребитель, мессер, боевой вылет, Ил-4, По-2, У-2, Б-25, B-25, пулемет, радист, штурман, летчик, стрелок, стрелок-радист, Як-1, Як-3, Як-9, Як-7, Як-7Б, УТ-2, УТИ-4, И-15, И-15, И-153, ЛаГГ-3, Миг-3, Ла-5, Ла-7, Ме-109, Ме-110, ФВ-190, ФВ-189, возбушный бой, Боевой разворот, кобра, Р-39, пушка, ВЯ, РС, РС-82, реактивный снаряд, штурмовка, взлет, посадка, бомба, ПТАБ, механик, моторист, приборист, оружейник

Лузгин И.И. с любимой собакой эскадрильи

 

 

Авиатехник штурмовика Лузгин Иван Иванович, великая отечественная война, Я помню, iremember, воспоминания, интервью, Герой Советского союза, ветеран, летчики-бомбардировщики, СБ, Пе-2, А-20Ж, A-20G, Пе-8, Р-5, Ил-2, истребитель, мессер, боевой вылет, Ил-4, По-2, У-2, Б-25, B-25, пулемет, радист, штурман, летчик, стрелок, стрелок-радист, Як-1, Як-3, Як-9, Як-7, Як-7Б, УТ-2, УТИ-4, И-15, И-15, И-153, ЛаГГ-3, Миг-3, Ла-5, Ла-7, Ме-109, Ме-110, ФВ-190, ФВ-189, возбушный бой, Боевой разворот, кобра, Р-39, пушка, ВЯ, РС, РС-82, реактивный снаряд, штурмовка, взлет, посадка, бомба, ПТАБ, механик, моторист, приборист, оружейник

Лузгин И.И. (слева) и Литвинов И.Г.

Германия, 1945 г.

- Как мылись, стирались, вши были?

- Сталкивались. В печку кальсоны и все такое бросали, они там умирают, потом одеваем нижнее белье, и идем дальше.

- Чем вас кормили?

- Кормили и первым, и вторым, и третьим. Кормили хорошо.

- Предчувствия, приметы, талисманы имели место в полку?

- Были такие моменты, что самолет совсем неисправный и приходилось менять оружие. Тогда в полет провожали все механики, ведь новое оружие, может отказать. Такая традиция. Служил у нас техником Иванес, когда стояли в Польше, старая женщина дала ему в руки яйцо и сказала при этом:

- На, а то дам!

Потом и другим раздавала по 2-3 яйца. У нее сына также звали Иванес, мать его любила, и нас хотела сберечь.

- Женщины в части были?

- Да, в основном оружейницы, с одной из них, Рудниковой Галиной Афанасьевной, я в итоге и познакомился, она стала моей женой.

- Ваше отношение к замполитам?

- У нас были такие люди, начальство, мы с ними важных дел не имели.

- С особым отделом сталкивались?

- Мы делали все, что нужно, к нам претензий не предъявляли, а вот когда в Германию зашли, тогда начали выявлять советских военнопленных, активизировался наш особист, ведь кто-то попал в плен случайно, а некоторые добровольно сдавались. Их начали выявлять… не самая приятная история…

Я войну до конца прошел, после окончания войны мне даже отпуск дали на десять дней, и я съездил в свое село. Конечно, в войну много людей из Пятницкого погибло. Как уже говорил, после войны я сразу попал в Австрию, вскоре после переподготовки был переведен в состав истребительной эскадрильи, где я еще долго служил. Демобилизовался в 1947 году. Затем, уже в качестве гражданского специалиста, меня привлекали к организации воздушных парадов в Москве, был старшим техником звена.

Авиатехник штурмовика Лузгин Иван Иванович, великая отечественная война, Я помню, iremember, воспоминания, интервью, Герой Советского союза, ветеран, летчики-бомбардировщики, СБ, Пе-2, А-20Ж, A-20G, Пе-8, Р-5, Ил-2, истребитель, мессер, боевой вылет, Ил-4, По-2, У-2, Б-25, B-25, пулемет, радист, штурман, летчик, стрелок, стрелок-радист, Як-1, Як-3, Як-9, Як-7, Як-7Б, УТ-2, УТИ-4, И-15, И-15, И-153, ЛаГГ-3, Миг-3, Ла-5, Ла-7, Ме-109, Ме-110, ФВ-190, ФВ-189, возбушный бой, Боевой разворот, кобра, Р-39, пушка, ВЯ, РС, РС-82, реактивный снаряд, штурмовка, взлет, посадка, бомба, ПТАБ, механик, моторист, приборист, оружейник

Участнику Воздушного Парада 1954 г. (буква С

в слове Слава обслуживалась группой Лузгина И.И.)

Затем работал вербовщиком в Пятницком, отправлял женщин на Север, как-то выдали большую сумму денег, а я был в валенках и спрятал деньги в валенки. Кто-то заметил, представляете, один односельчанин хотел отрубить мне ноги, потом признался:

- Пожалел я тебя, так бы без ног остался.

В итоге переехал в Симферополь к брату. Купил дом возле аэропорта, пошел устраиваться на работу, а там как раз был нужен техник, и в тот же день я показал себя лучшим, сказался фронтовой опыт, на войне необходимо все очень быстро делать. Вскоре стал старшим механиком, потом назначили инженером, объезжал по точкам, но затем перешел обратно в механики, не захотел начальником быть. Проработал в общей сложности 20 лет авиатехником. В почете всегда был, как в школе собрание, вызывают, в президиуме сидел. Так прошла активная жизнь.

Интервью и лит.обработка:Ю.Трифонов
Стенограмма и лит.обработка:Д. Ильясова

Рекомендуем

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Самая полная энциклопедия

Уникальная иллюстрированная энциклопедия ведущих военных историков. Самый полный иллюстрированный путеводитель по событиям 1941-1945 гг.
Великая Отечественная до сих пор остается во многом "Неизвестной войной". Несмотря на большое количество книг об отдельных сражениях, самую кровопролитную войну в истории человечества нельзя осмыслить фрагментарно - только лишь охватив единым взглядом. Эта книга впервые предоставляет такую возможность. Это не просто хроника боевых действий, начи...

Самоходчики

Великую Отечественную войну Красная Армия встретила, не имея на вооружении самоходных артиллеристских установок. Но уже в конце июля 1941 г. в части стали поступать первые самоходки ЗиС-30, которых, однако, было выпущено всего 100 штук.
В конце 1942 г. Красная Армия получила первые штурмовые САУ – СУ-122, а в 1943 г. в части стала поступать легкая самоходка СУ-76. Всего же на фронтах Великой Отечественной войны воевало более 25 000 самоходных артиллеристских установок, покрывших себя неувя...

Кавалеристы

Со второй половины 80-х годов об этом роде войск Красной Армии можно было услышать только плохое: "Советское руководство переоценило роль кавалерии", "кавалеристы в командовании Красной Армии не давали развиваться современным родам войск и проводить механизацию", "с шашками на танки".
Но насколько правдивы эти утверждения? Действительно командование РККА переоценило роль кавалерии, а красные конники бросались в самоубийственные кавалерийские атаки на танки? К...

Воспоминания: Летно-технический состав

Показать Ещё

Комментарии

comments powered by Disqus