Top.Mail.Ru
16393
Водители

Пищулин Петр Дмитриевич

Петр Дмитриевич Пищулин родился 20 декабря 1913 года. Уроженец Воронежской области Борисоглебского района села Рождественское. Перед войной работал бригадиром тракторного отряда.

- Сразу на фронт нас не взяли - оставили по брони до окончания уборки урожая. На фронт нас отправили только 15 ноября 1941 года.

В городе Борисоглебске сформировали отдельную тракторную роту по подвозу горюче-смазочных материалов (ГСМ). К тракторам цеплялись 6-титонные бочки (контейнера), к которым были специально пристроены дышла. У бочки были два таких широких канта, благодаря которым трактор только тянул бочку, а катилась она сама. Вот так мы обеспечивали передовые части Юго-Западного фронта горюче-смазочными материалами.

С города Ливны (Орловская область) мы начали отступать. Елец - Новый Оскол, оттуда в Святогорск по железной дороге, затем переправились в город Изюм Харьковской области и дальше и дальше. Отступление длилось до Сталинграда (июнь 1942 года). Это очень длинная история.

Расскажите?

- С Изюма мы отошли на Ранцево (Тверская область), из Ранцево отправились на Валуйки (Белгородская область), оттуда в Россошь (Воронежская область). Когда прибыли на переправу на Дону, Бог ты мой, там скопилось столько всякой техники … А получилось так потому, что немцы уничтожали переправы - стоит только нашим ее возвести, немецкая разведка на нашем У-2 прилетит, разведает и вскоре немцы начинают бомбить. Наши опять наводят, а немцы тут как тут - уничтожают переправу.

В конце июня 1942 года по пути мы влились в 7-й отдельный тракторный батальон. Нашему штабу удалось переправился на другую сторону Дона, а нам технику не перебросить - переправа разбита. Так мы остались без штаба. Получили указание направляться в расположенную ниже по течению станицу Вешенская (родина М.Шолохова). По пути туда потеряли часть техники. Вот эпизодик такой. Когда отступали с переправы на Вешенскую, у нас испортились два гусеничных трактора, еще у одного кончилось горючее. И меня, как командира отделения (я сержантом был) приказали остаться и дождаться наших, которые должны были вернуться за этими тремя тракторами. Стояли мы у хутора Сухой Лог (примерно в 30-ти километрах не доезжая до Вешенска), ждали наших. И дождались до такого состояния, что уже стали наступать немцы. Смотрим - легковая машина и танкетка идут, им навстречу двое солдат. Вдруг они стали в этих солдат стрелять - оказалось, что эти машины и танкетка уже немецкая разведка. Солдаты нырнули в рожь (тогда уже высокая рожь была) - не знаю, убили их или нет. Ну а мы тоже на улице были, рядом с амбаром. Перебегать улицу было некогда - немцы уже вот, тогда мы нырнули под амбар, стоящий на столбиках. Нас всего 4 человека: я, Юрков, Верховых и Радионов (как сейчас помню - Алексей Павлович, с Орловской области). Юрков с нашего села был, а Верховых с соседнего, мы в одной МТС (Машинно-тракторная станция) работали. Лежим под амбаром, немцы мимо нас проехали. Мы и решили, что дожидаться здесь нам больше нечего, наши уже за техникой не вернутся - надо уходить. А жители вот этого хутора - Сухой Лог, они нам как свидетели, что мы бросили трактора, только после того, как немецкая разведка прошла. Мы вывели трактора из строя - поломали трубки, сняли и закопали магнеты на краю хутора, я и сейчас помню, где они закопаны.

Водитель Пищулин Петр Дмитриевич, великая отечественная война, Я помню, iremember, воспоминания, интервью, Герой Советского союза, ветеран, винтовка, ППШ, Максим, пулемет, немец, граната, окоп, траншея, ППД, Наган, колючая проволока, разведчик, снайпер, автоматчик, ПТР, противотанковое ружье, мина, снаряд, разрыв, выстрел, каска, поиск, пленный, миномет, орудие, ДП, Дегтярев, котелок, ложка, сорокопятка, Катюша, ГМЧ, топограф, телефон, радиостанция, реваноль, боекомплект, патрон, пехотинец, разведчик, артиллерист, медик, партизан, зенитчик, снайпер, краснофлотец

Cлужба в армии 1936 г.,

Петр Дмитриевич слева

Часть-то свою мы потеряли. Стали искать штаб, он после переправы через Дон должен был регистрироваться в селе Старое Ушице. Придя в Ушице, комендант сказал, что наш штаб не регистрировался. Все, мы концы своей части потеряли. И тогда мы вчетвером без техники пошли на Сталинград. Вдруг с основной дороги видим указку в сторону "815-й автобатальон". Этот батальон стоял рядом с нами в Россоши, там мы и познакомились, когда подвешивали бомбы к У-2 на соседнем аэродроме, отправляя самолеты на фронт. Однажды я был дежурным по части, вдруг часовой меня вызывает - задержал кого-то, а это оказался наш сосед - капитан 815-го автобатальона. Отвел я его к своему капитану Белянкину, они побеседовали и я его проводил, чтобы часовые больше не задержали. Так вот, когда по дороге я увидел эту указку в лесок "815-й автобатальон" - обрадовался: "Бог ты мой, так это ж знакомый!". Оказалось, что они задержались, поскольку при отступлении подбирали хвосты.

Поскольку я знаю хорошо машины (еще до фронта в 1933-м году я заканчивал курсы шоферов, так я и комбайнер, и тракторист, и шофер) этот капитан предложил отремонтировать и дать нам машину. А как отремонтировать? В тот момент эвакуировались комбайны, а на них установлены двигатели, аналогичные тем, что на наших полуторках стояли. Мы, значит, с комбайна исправный двигатель сняли, а неисправный сунули - все равно они отступают. На восстановленной машине мы двигались с 815-м автобатальоном до пос.Ерзовка. И хоть 815-й автобатальон приглашал нас остаться, мы решили идти в свою часть. Через офицера связи в штабе фронта мы узнали адрес дислокации нашего батальона - пос.Дубовка. Нам выдали документ, что мы направляемся в свою часть и сухой паек в дорогу.

И вот ведь какой случай! Поднимаемся мы с оврага (берега Волги - овражистые) на основную дорогу, видим, машина идет - полуторка, а на ней - старший лейтенант Василий Смоляр. Как увидел нас, закричал: "Ой, Петя! Остановись!". Оказалось, что наш штаб с Дубовки переправляется на формирование в Сталинград. Для усиления батальона наш Белянкин - помощник командира 7-го тракторного батальона (до объединения - командир отдельной роты), отправился в Челябинск за тракторами. Привез не только новые, но еще и с соседних районов подобрал. И вот мы подошли к Сталинграду…

Когда мы пришли в Сталинград - бои уже шли. Наша основная задача на тракторах - обеспечение. Мы должны были перебазировать тяжелые пушки, расчищать проходы для войск. Всего у нас в батальоне около 300 тракторов было.

В вашем батальоне погибали люди?

Только лишь мой свояк получил ранение в ногу - пятку раздробило, и его отправили домой.

 

Что было после Сталинграда?

После разгрома немецкого генерала Паулюса в феврале 1943-го, мы набрали трофейной техники - МАНЫ, Дойче, (фомаги, бюсенги) - семи, двенадцати тонные машины и организовали автороту при 7-м тракторном батальоне. Разгружались, представьте себе, мы опять в Ельце, но тут уж мы наступали.

После разгрузки, ночью нас атаковали немецкие самолеты. В результате погиб один шофер - Касицкий. Он как лежал в кабине, так и погиб - не шевельнулся, осколок пробил дверь и пронзил его насквозь. Рядом с легковой машиной, в которой сидели четверо солдат, упала бомба, так их контузило. Со мной, слава Богу, все обходилось.

Нашу новую сформированную из трофейных машин автороту передали в (!) 815-й автобатальон. В Курске мы сдали трофейные машины и получили американские Студебеккеры. Очень сильно они, американцы, нас выручили техникой - Студебеккеры, Шевроле, Виллисы…

Была организована 6-я бригада РККА главного командования, в которую вошли три автомобильных полка. Я был в 56-м автомобильном полку, главным командиром у нас был Смирнов. Он подчинялся непосредственно ставке главнокомандующего. Нас перебрасывали с фронта на фронт: 2-й Украинский, 1-й, 2-й, 3-й Белорусский. На Студебеккерах мы перевозили и раненных, и боеприпасы, и продовольствие, и технику.

Водитель Пищулин Петр Дмитриевич, великая отечественная война, Я помню, iremember, воспоминания, интервью, Герой Советского союза, ветеран, винтовка, ППШ, Максим, пулемет, немец, граната, окоп, траншея, ППД, Наган, колючая проволока, разведчик, снайпер, автоматчик, ПТР, противотанковое ружье, мина, снаряд, разрыв, выстрел, каска, поиск, пленный, миномет, орудие, ДП, Дегтярев, котелок, ложка, сорокопятка, Катюша, ГМЧ, топограф, телефон, радиостанция, реваноль, боекомплект, патрон, пехотинец, разведчик, артиллерист, медик, партизан, зенитчик, снайпер, краснофлотец

1943 г., П.Д.Пищулин в середине

Петр Дмитриевич, Вам было страшно?

- Я, откровенно говоря, не боялся. Почему - не знаю. Вот, помню, когда мы отступали, еще до Дона, нас по дороге бомбило, и одному бойцу - Селиверстову - осколок в голову попал. Индивидуальный пакет, который у него был - кровь не остановил, я ему свой лично отдал и забинтовал, и в попутной санитарной машине отправил. А потом, Бог его знает, что с ним стало. Такая обстановка - а я не боялся. Вот не знаю, не боялся я почему-то, честно.

Какие награды у Вас есть?

- Непосредственно с автоматом я не ходил, вся война связана только с машинами, но награды есть: медаль "За оборону Сталинграда", медаль "За оборону Киева", медаль "За освобождение Варшавы" медаль "За взятие Берлина", медаль "Наше дело правое Мы победим" и медаль "За отвагу", недавно, в честь юбилейной даты, прибавилась медаль "За освобождение Минска".

Водитель Пищулин Петр Дмитриевич, великая отечественная война, Я помню, iremember, воспоминания, интервью, Герой Советского союза, ветеран, винтовка, ППШ, Максим, пулемет, немец, граната, окоп, траншея, ППД, Наган, колючая проволока, разведчик, снайпер, автоматчик, ПТР, противотанковое ружье, мина, снаряд, разрыв, выстрел, каска, поиск, пленный, миномет, орудие, ДП, Дегтярев, котелок, ложка, сорокопятка, Катюша, ГМЧ, топограф, телефон, радиостанция, реваноль, боекомплект, патрон, пехотинец, разведчик, артиллерист, медик, партизан, зенитчик, снайпер, краснофлотец

7 мая 2011 г., в этом году

Петру Дмитриевичу исполнится 98 лет

Какая награда для Вас самая дорогая?

- Медаль "За отвагу". Из-под Киева нас перебросили в Белоруссию - освобождать Минск. В тылу немцев организовали группу прорыва. В этой группе были автоматчики, минеры, пушки, танки. Ой, сколько наших танков в этот момент подорвалось: только с дороги сойдет - попадает на мину и взрывается. Бог ты мой, был человек - и нет его. Меня назначили ответственным за обеспечение горюче-смазочным материалом группы прорыва. У меня был фронтовой документ, согласно которому любая группа, подвозившая ГСМ должна была передать их мне. В моем распоряжении было четыре Студеббекера. За то, что мне удалось своевременно снабжать группу прорыва горюче-смазочными материалами, меня наградили медалью "За отвагу". Не знаю почему, но мне везло как-то, везло. И я горжусь тем, что мне так везло.

Какое у Вас было звание на тот момент?

- Сержант.

Значит, Вы всю войну прошли в звании сержанта?

- Так получалось, что повысить звание не было возможности, потому что каждый был на своем месте.

Где и как вы узнали, что война закончилась?

Мы были в Берлине. Вдруг как-то получилось, что все самопроизвольно взорвалось, "Победа! Победа!", стреляли, кто из чего мог. Кто-то плакал от радости, кто-то стрелял, кто-то до безумия кричал: "Победа!".

Когда Вы вернулись домой, как сложилась Ваша дальнейшая жизнь?

- После войны я еще на 4 года задержался в Германии - обучал молодых. Вернувшись в Рождественское, забрал сына и приехал в пос.Будогощь к фронтовым знакомым, позже переехал в город Кириши. В 1962 году второй раз женился, в 1965 году родилась дочка Вера. Работал шофером в пожарной части, кладовщиком в райсоюзе, компрессорщиком на молочном заводе, сторожем на нефтеперерабатывающем заводе, столяром на ГРЭС. В 1973 году вышел на пенсию. Недавно похоронил жену и сына. Со старшей дочерью Валентиной (1935 г.р.) раньше часто встречались, сейчас общаемся по телефону - она по-прежнему живет в Борисоглебском районе, правда 15 лет отработала в Тынде на БАМе - ее внуки, мои правнуки и праправнучка живут в Тынде до сих пор. Младшая дочь Вера и внучка Алиса каждую неделю меня навещают. Все у меня хорошо. Вот только ухаживать за огородом сейчас сил меньше стало, поэтому оставил всего несколько грядок, а остальной огород засадил травой.

Интервью и лит.обработка:Р. Белоусова

Наградные листы

Рекомендуем

Мы дрались против "Тигров". "Главное - выбить у них танки"!"

"Ствол длинный, жизнь короткая", "Двойной оклад - тройная смерть", "Прощай, Родина!" - всё это фронтовые прозвища артиллеристов орудий калибра 45, 57 и 76 мм, на которых возлагалась смертельно опасная задача: жечь немецкие танки. Каждый бой, каждый подбитый панцер стоили большой крови, а победа в поединке с гитлеровскими танковыми асами требовала колоссальной выдержки, отваги и мастерства. И до самого конца войны Панцерваффе, в том числе и грозные "Тигры",...

Я дрался на Ил-2

Книга Артема Драбкина «Я дрался на Ил-2» разошлась огромными тиражами. Вся правда об одной из самых опасных воинских профессий. Не секрет, что в годы Великой Отечественной наиболее тяжелые потери несла именно штурмовая авиация – тогда как, согласно статистике, истребитель вступал в воздушный бой лишь в одном вылете из четырех (а то и реже), у летчиков-штурмовиков каждое задание приводило к прямому огневому контакту с противником. В этой книге о боевой работе рассказано в мельчайших подро...

Мы дрались на истребителях

ДВА БЕСТСЕЛЛЕРА ОДНИМ ТОМОМ. Уникальная возможность увидеть Великую Отечественную из кабины истребителя. Откровенные интервью "сталинских соколов" - и тех, кто принял боевое крещение в первые дни войны (их выжили единицы), и тех, кто пришел на смену павшим. Вся правда о грандиозных воздушных сражениях на советско-германском фронте, бесценные подробности боевой работы и фронтового быта наших асов, сломавших хребет Люфтваффе.
Сколько килограммов терял летчик в каждом боевом...

Воспоминания

Показать Ещё

Комментарии

comments powered by Disqus
Поддержите нашу работу
по сохранению исторической памяти!