Щепалов Василий Иванович

Опубликовано 28 июля 2006 года

12134 0

Василий Иванович, война пришла в ваше детство. Где и как оно проходило?

Я родился в деревне под Ульяновском в 1932 году, в многодетной семье. Все ее члены обрабатывали землю, разводили живность, трудились не покладая рук, поэтому на фоне деревенской голытьбы выглядели крестьянами зажиточными. Попали под раскулачивание. У нас все конфисковали: землю, орудия труда, скот и даже жилой дом. Семья разбрелась кто куда. Мои родители с пятью детьми (мне было несколько месяцев) перебрались жить и работать в только что созданный совхоз “Сызранский”. А когда началась война, отец ушел на фронт, мать на нервной почве парализовало, она не могла двигаться. Мы оказались в безвыходном положении. Но, к счастью, к нам переехали дедушка и бабушка - это спасло нас от голода.
Так что детства, как такового, у меня и моих сверстников не было. С восьми лет мы помогали родителям, а с десяти лет и старше работали в совхозе: пахали землю на лошадях и волах, косили траву, стоговали сено, вывозили навоз на поля, сажали и затем копали картошку, убирали урожай зерновых, капусту, овощи и т.д.
Но были светлые страницы и в те годы. Запомнился такой эпизод. Однажды на склоне оврага я обнаружил лисью нору. Был ясный летний день. Лисята вылезли погреться на солнышке, поиграть. Я осторожно приблизился и поймал одного из них. Принес домой, напоил молоком. Стал приучать его к жизни в домашних условиях. К удивлению, лисенок оказался очень смышленый, легко приручался. Кот и собака его не трогали, хотя и смотрели на него с презрительным высокомерием. Привыкли к нему и куры, но поначалу поднимали истошный гвалт при его появлении. Более того, он приспособился спать в курятнике. Мы не ограничивали его свободу, он передвигался, как ему хотелось. Если и уходил кудато, то непременно возвращался. Был сильно привязан ко мне. Когда я приходил из школы, лисенок с радостью бежал ко мне, ластился, выражая свои чувства визгливым криком. Прошел год, лисенок вырос, превратился в красивого лиса, стал чаще и на более продолжительный срок уходить “в самоволку”, а однажды вообще не вернулся. Я долго пытался его разыскать, скучал по нему. Но война все заслонила.

Война - понятие объемное. У каждого была своя война, свои беды и трудности. Что самым тяжелым было для вас, десятилетнего пацана?

Управлять волами! Да, да! Ничего тяжелее в сельхозработах я не припомню. С одной стороны, вол довольно умное животное, сильное, выносливое. С другой - своенравное, не признающее диктата даже взрослого человека, не говоря уже о подростке. Как правило, волы впрягались в повозку парой. Труднее всего было надеть на них ярмо - оно тяжелое, поднять его надо было на высоту головы. Казалось, волы все понимали и, видя мои усилия, опускали голову как можно ниже, дабы облегчить муки ребенку. А что касается упрямства, уверен, волам нет равных в животном мире. Однажды я вез зерно на элеватор. Был жаркий летний день. Над волами кружили оводы и жалили их нещадно. Дорога, по которой я ехал, пролегала по берегу сельского пруда. Вдруг мои волы, переглянувшись и перешептавшись друг с другом, свернули с дороги и прямиком направились в воду, несмотря на мои отчаянные попытки помешать этому. Вместе с груженой повозкой и седоком (со мной) они вошли в воду по самую шею и так простояли до тех пор, ока не спала жара и не улетели кровососы. Никакая сила не смогла бы заставить их выйти из пруда. Односельчане, наблюдая эту картину, давали мне шутливые советы, а я от стыда готов был провалиться сквозь землю.

Когда вы впервые увидели живого немца?

В конце 1942 - начале 1943 годов Государственный Комитет Обороны принял решение в срочном порядке построить железную дорогу СызраньСаратов, чтобы по ней в помощь войскам Сталинградского фронта подвозить людские резервы, технику и продовольствие. Стояли лютые морозы. График строительства был предельно жестким. В качестве рабочей силы использовались пленные немцы. Каждое утро их привозили на работу, вечером отправляли обратно. Мы с удивлением и любопытством, с какойто брезгливой неприязнью разглядывали бывших фашистских вояк, но при этом не испытывали к ним патологической ненависти, понимая, что они не по своей воле пришли топтать нашу землю. Видимо, догадываясь о наших мыслях и чувствах, немцы поворачивались в нашу сторону и весело кричали: “Гитлер капут!”.

Вы, подростки, выполняя работу взрослых, сознавали, что тем самым вносите свой вклад в победу над врагом?

Думаю, что сознавали. Иначе не выдержали бы. “Все для фронта, все для Победы! ” это был не просто красивый лозунг, благое пожелание. Это было главной целью жизни. Мы работали в совхозе по двенадцать и более часов в сутки, не получая никакой зарплаты. Но никто не роптал, не возмущался, все понимали: так нужно. В возрасте 1214 лет я уже выполнял самые сложные операции: управлял сенокосилкой на конской тяге и сеялкой. Кстати, о победе 9 мая я узнал от бригадира, находясь за рулем сеялки.

Каждый заплатил за эту победу свою цену. Какие потери в войне понесла ваша семья?

Отец возвратился с фронта с многочисленными ранениями, которые послужили причиной его преждевременной смерти в возрасте 53 лет. Погибли дядя и отец моей жены. А вообще в нашем совхозе не вернулся с войны каждый третий. Семьи тех, кто пал на поле боя, получили официальное извещение об этом, дающее им право на определенные (незначительные) льготы. Многотысячная армия бойцов и командиров “пропали без вести ”, то есть их смерть официально не подтверждена. По сей день находят в глухих лесах и болотах танки и самолеты военного времени с останками экипажей, которые, по всей вероятности, занесены в тот же список “пропавших без вести”. Этот прискорбный факт не может не печалить.

Как складывалась дальнейшая жизнь у мальчишки, понюхавшего пороха? Чем вы занимались после войны?

Отслужил в армии. Потом занимался строительством магистральных трубопроводов. Их перечень занял бы много времени. Это и газопровод “Новый Уренгой - Казань - Горький”, и “Новый Уренгой - Вынгапур - Челябинск”, и нефтепровод “Сургут - Полоцк”, и многие другие. Несколько тысяч километров магистральных газопроводов было проложено в годы советской власти в республиках Средней Азии - там есть и моя посильная лепта. Всего строительству магистральных газонефтепроводов я посвятил 38 лет (с 1956 по 1994 год). В нынешнее время журналисты любят задавать пенсионерам такой вопрос: какой ты след отставил? Как видите, я “наследил” изрядно.

Интервью:
Юрий ЗАКОЛОДИН

Лит. обработка:
Юрий ЗАКОЛОДИН



Читайте также

У нас только один мальчик работал, все остальные – девчонки. Голодные, холодные, но добросовестно работали. По карточке выдавали 40 граммов крупы в день. Это я хорошо помню. Но мама у нас карточки отбирала, чтобы и дома можно было что-то сварить. А в столовой, если удавалось взять туда талончик, давали такой черпачок...
Читать дальше

Немцы бомбят мост. Милостью Божией поезд пролетает, буквально пролетает через мост, мост рушится. И, по рассказу моей старшей сестрички Маечки, последний вагон зависает над бездной и силой удивительной инерции пролетает и остается невредимым.
Читать дальше

Когда я очухался и стал подниматься на ноги, меня вызвали к начальству. Начальством у нас были офицеры с фронта. Когда я явился, то меня спросили: «Товарищ Сапелкин, а почему Вы остались живы? - вот такой прямой был вопрос, - Вы должны были погибнуть от такой мины. Что Вы сделали, что Вы предусмотрели? Нам очень интересно. Такое...
Читать дальше

Занимались тем, чем и должны заниматься СМИ во время войны: проводили пропаганду против фашизма, гитлеризма, всё как обычно. Передавали фронтовые сводки, рассказывали о победах союзников, писали статьи на разные темы. Утром собирались, намечали программу на день, после чего выходили в эфир в несколько смен. Причём, все выпуски...
Читать дальше

Люди попрятались, кто куда успел. Мать осталась в машине, она не могла подняться. Когда вернулись, ее уже не было в живых. Ее и еще несколько трупов вынесли и положили рядом с дорогой. Хоронить, рыть мерзлую землю ни у кого не было сил. Нас погрузили в вагон. Павлик был совсем слаб. В вагоне люди умирали. Когда поезд остановился,...
Читать дальше

В 1942 году 6-7 апреля была организована последняя эвакуация по Ладожскому озеру, и наша семья оказалась в списках. Это было продолжение тяжких испытаний. Почти все озеро было покрыто водой. Без преувеличения можно сказать, что все мы смотрели смерти в лицо в тот момент. Машины одна за другой уходили под лед. Наш водитель, совсем...
Читать дальше

comments powered by Disqus
Пехотинцы Пехотинцы Летно-технический состав Летно-технический состав Артиллеристы Артиллеристы Связисты Связисты Краснофлотцы Краснофлотцы Партизаны Партизаны Медики Медики Другие войска Другие войска Гражданские Гражданские Разведчики Разведчики Летчики-истребители Летчики-истребители Летчики-бомбардировщики Летчики-бомбардировщики Минометчики Минометчики Летчики-штурмовики Летчики-штурмовики Самоходчики Самоходчики ГМЧ («Катюши») ГМЧ («Катюши») Зенитчики Зенитчики Пулеметчики Пулеметчики Снайперы Снайперы Саперы Саперы Кавалеристы Кавалеристы НКВД и СМЕРШ НКВД и СМЕРШ Водители Водители Десантники Десантники Танкисты Танкисты