20674
Летчики-штурмовики

Макаров Михаил Афанасьевич

Я работал на паровозоремонтном заводе и учился в аэроклубе на По-2. Были тогда еще УТИ-1. В Омске это было.

С завода меня взяли инструктором в аэроклуб. Учили нас на военных И-15 бис.

Мы ехали с еще одним летчиком в военную школу в Воронеж на поезде. Вышли на вокзале в Ульяновске услышали, что началась война. В Воронеже стали учить военных на По-2, первоначальное обучение. Военных техников переучивали на летчиков - они знали матчасть. Два выпуска я сделал. Потом немцы стали подходить и нас переправили за Волгу под Сталинград, в район Ахтубы. В клубе курсанты жили, мы по хатам.

Потом нас научили летать ночью на По-2, ночные бомбардировщики. Мы прилетели на Карельский фронт в Беломорск. Самолеты у нас позабирали и самих в штаб Округа - летная практика была большая. И нас на штурмовую авиацию. Сначала по буклетам учили, нам все показали, мы изучили. Были двухместные самолеты. Это в 42 году осенью. На двухместном самолете 5 полетов по кругу и уже на боевой вылет. Инструктор сзади. Там было двойное управление, вроде как учебные.

Боевой вылет - летела группа и меня назначили. Были первые штурмовики без стрелка и вот я полетел на одноместном. Потом уже пересел на двухместный.

Потом нашу дивизию перевели на 2-й Белорусский фронт.

В Карелии воевали с Ме-109, Ю-88.

Ил-2: на каждом самолете легко летать, но каждый требует внимание.

Бомбил, стрелял из пушек, реактивными снарядами.

Массовость применения, массовость потерь.

Чувства летчика при боевом вылете? Наказать противника, который полез на нашу страну, на наш народ! Отомстить. Злость была. Наказать его в бою, чтобы неповадно было. 113 боевых вылетов.

Взаимодействие с наземными войсками, прорыв обороны противника, или наоборот, нападал противник. Помогали пехоте.

Штурмовали танки противотанковыми снарядами, они пробивали броню. Я сам подбивал.

20-30 км от линии фронта аэродромы были.

Стрелок стрелял и вниз! У меня два пулемета ШКАС, две пушки ВЯ, ими я стрелял.

Одного у меня стрелка убило в полете, Кобякова Колю. Привез еще живого…

Рассказ записал и оформил Пестерев Е.П.

Аэр.Шонгуй - Москва 1943 г.- 1998 г.


Наградные листы

Рекомендуем

Я дрался на Ил-2

Книга Артема Драбкина «Я дрался на Ил-2» разошлась огромными тиражами. Вся правда об одной из самых опасных воинских профессий. Не секрет, что в годы Великой Отечественной наиболее тяжелые потери несла именно штурмовая авиация – тогда как, согласно статистике, истребитель вступал в воздушный бой лишь в одном вылете из четырех (а то и реже), у летчиков-штурмовиков каждое задание приводило к прямому огневому контакту с противником. В этой книге о боевой работе рассказано в мельчайших подро...

Мы дрались на истребителях

ДВА БЕСТСЕЛЛЕРА ОДНИМ ТОМОМ. Уникальная возможность увидеть Великую Отечественную из кабины истребителя. Откровенные интервью "сталинских соколов" - и тех, кто принял боевое крещение в первые дни войны (их выжили единицы), и тех, кто пришел на смену павшим. Вся правда о грандиозных воздушных сражениях на советско-германском фронте, бесценные подробности боевой работы и фронтового быта наших асов, сломавших хребет Люфтваффе.
Сколько килограммов терял летчик в каждом боевом...

Мы дрались против "Тигров". "Главное - выбить у них танки"!"

"Ствол длинный, жизнь короткая", "Двойной оклад - тройная смерть", "Прощай, Родина!" - всё это фронтовые прозвища артиллеристов орудий калибра 45, 57 и 76 мм, на которых возлагалась смертельно опасная задача: жечь немецкие танки. Каждый бой, каждый подбитый панцер стоили большой крови, а победа в поединке с гитлеровскими танковыми асами требовала колоссальной выдержки, отваги и мастерства. И до самого конца войны Панцерваффе, в том числе и грозные "Тигры",...

Воспоминания

Показать Ещё

Комментарии

comments powered by Disqus