16611
Связисты

Шульгин Константин Александрович

Когда фашисты напали на нашу Родину, я был студентом третьего курса радиофакультета Московского института инженеров связи. Радиолюбительством увлекся еще со школьной скамьи, а уже в институте работал оператором на коллективных радиостанциях UK3AQ и UK3CU. С февраля 1941 г., получив личный позывной - U3BA, вышел в эфир на собственной радиостанции. С тех пор короткие волны стали моим любимым занятием. Опыт работы в любительском эфире здорово пригодился мне на фронте.

Через несколько дней после начала войны группа студентов-коротковолновиков, в которую входил и я, обратилась в райвоенкомат с просьбой отправить нас на фронт. Нашу просьбу удовлетворили. В первых числах июля 1941 года по путевке комсомольской организации института мы, как добровольцы, были призваны по спецнабору в распоряжение Разведывательного управления Генерального штаба Красной Армии. Так началась наша военная служба в действующей армии.

Предполагалось, что мы сперва пройдем специальную подготовку. Однако в связи с чрезвычайно сложной обстановкой на фронте группу наиболее квалифицированных коротковолновиков уже 12 июля отправили в различные части военной разведки. Я и мой друг-однокурсник Дмитрий Горбань, а также еще несколько рядовых получили назначение на Западный фронт.

Особенно врезались в память первые дни пребывания в боевой обстановке, когда мы разыскивали штаб фронта.

Нам выделили крытую машину с радиоаппаратурой (экипаж, включая шофера, состоял из шести человек) - и в путь. Сказали, что штаб фронта находится где-то в районе Минска. Конкретно, мол, уточните сами. Вскоре мы узнали, что в Минске уже немцы. В Смоленске нам сообщили, что штаб в Витебске, но к тому времени он тоже оказался в руках противника.

Неразбериха была удручающей. Наши части отступали. На одном из участков нашего маршрута нас предупредили, что примерно в 400...500 метрах - немецкие танки. Решили свернуть с дороги, переночевать в лесу, а на рассвете продолжить поиск штаба. В общем, мы нашли его только под Вязьмой.

Нас буквально потрясло то, что мы увидели на дорогах нашего следования. Это было в начале войны, и в тот период в воздухе полностью господствовала вражеская авиация. Всюду - горящие или дотла сгоревшие деревни. Разбитые на шоссе машины. Изуродованные тела красноармейцев и беженцев - в основном, женщин, детей и стариков. Отбомбившись, эскадрильи фашистов, возвращаясь на свои базы, обстреливали из пулеметов обочины дорог, уничтожая все живое. Угнетало, что немецкие самолеты действовали безнаказанно, что им нечего было противопоставить. Какое-то чудо помогло нам тогда уцелеть, сохранить машину и аппаратуру...

Из штаба фронта мы с Горбанем были направлены в часть, которая осуществляла разведку в тылу врага. Работая на подвижных радиостанциях, мы обеспечивали оперативную связь с группами разведчиков, действовавших в тылу немецких войск, а также поддерживали связь с нашими войсковыми частями и соединениями, находившимися за линией фронта. Довелось нам участвовать в смоленском сражении, в обороне Москвы на дальних подступах к столице.

Во время зимнего контрнаступления советских войск наша часть принимала активное участие во многих боевых операциях, обеспечивая командование Западного и смежных с ним фронтов оперативной информацией, игравшей важную роль в решении задач, стоящих перед частями Красной Армии.

Находясь в разведывательной части, мы поняли, почему нас так срочно направили на фронт. Дело в том, что армейские радисты, прошедшие "скоростное" обучение в учебных классах, были совершенно не готовы к работе с маломощными радиостанциями, да еще в условиях реального фронтового эфира с присущими ему помехами. Поначалу часто случалось, что сидящий рядом со мной с параллельными телефонами армейский радиотелеграфист даже не понимал корреспондента, тогда как я, несмотря на крайне слабый уровень сигнала и помехи, мог полностью принимать радиограмму и обмениваться информацией. По этой причине связь с разведчиками нередко была чрезвычайно плохой. Для налаживания радиосвязи с корреспондентами командование, как правило, предпочитало использовать радиолюбителей-коротковолновиков. И не ошиблось.

Хочу подчеркнуть, что на протяжении всей войны коротковолновики по праву считались самыми ценными кадрами, и особенно для разведорганов. Обладая большим практическим опытом работы в эфире и хорошо зная аппаратуру, они после призыва в армию сразу же вступали в строй, обеспечивая командованию надежную и бесперебойную радиосвязь в самых сложных условиях.

Командование части высоко оценило нашу работу. Мы с Горбанем в феврале 1942 г. были награждены медалями "За боевые заслуги". В тот трудный для Красной Армии период такая оценка нашего скромного вклада в деятельность разведорганов была для нас особенно ценной. Гордились мы и тем, что были удостоены такой редкой награды, как нагрудный знак "Отличный разведчик".

В последующие годы сфера действий нашей части значительно расширилась. Мы, в рамках своих задач, принимали участие в операциях, проводимых на территориях Курской, Орловской, Брянской, Воронежской областей.

Имея, кроме основной радиоаппаратуры, свою портативную радиостанцию, которую радисты любовно называли "Северок", мне доводилось не раз выполнять специальные задания. Однажды я несколько дней работал в одном блиндаже с генералом Г. К. Жуковым, который руководил важной операцией. Нас разделяла фанерная перегородка, и я слышал все его команды, наблюдал по карте ход операции. Естественно, что в то время он вряд ли обратил внимание на рядового солдата, а я тогда не знал дальнейшую роль в войне прославленного военачальника. Но в памяти у меня этот эпизод сохранился надолго.

Во время выполнения подобных заданий я сам был корреспондентом нашей разведчасти и на себе почувствовал, как хорошо работают наши ребята! Потом мне Горбань сообщил, что я в те дни являлся "особо важным" объектом.

Во второй половине 1943 г. меня и Дмитрия перевели в полевую разведывательную часть, выполнявшую задания ставки Верховного Главнокомандования. Задачи наши усложнились. Сфера деятельности уже не ограничивалась рамками только одного фронта - она распространялась на обслуживание боевых действий Центрального фронта, переименованного затем в Белорусский, а также Первого, Второго и Четвертого Украинских фронтов. Наряду с обеспечением связи с разведывательными группами специального назначения, находившимися в глубоком тылу вражеских войск (расстояние до наших корреспондентов достигало 1000 км), мы поддерживали связь с партизанскими соединениями, действовавшими в Белоруссии и на Украине. Участвовали в освобождение Польши, Венгрии, Австрии...

Война для нас продолжалась 1400 дней. Победу мы отметили в освобожденной Вене.

Источник:

"Радио" №5, 2000


Рекомендуем

Я дрался на Ил-2

Книга Артема Драбкина «Я дрался на Ил-2» разошлась огромными тиражами. Вся правда об одной из самых опасных воинских профессий. Не секрет, что в годы Великой Отечественной наиболее тяжелые потери несла именно штурмовая авиация – тогда как, согласно статистике, истребитель вступал в воздушный бой лишь в одном вылете из четырех (а то и реже), у летчиков-штурмовиков каждое задание приводило к прямому огневому контакту с противником. В этой книге о боевой работе рассказано в мельчайших подро...

Танкисты. Книга вторая

Легендарный танк Т-34 - "Тридцатьчетверка" - недаром стала главным символом Победы и, вознесенная на пьедестал, стоит в качестве памятника Освобождению по всей России и половине Европы. Эта книга дает возможность увидеть войну глазами танковых экипажей - через прицел наводчика, приоткрытый люк механика-водителя, командирскую панораму, - как они жили на передовой и в резерве, на поле боя и в редкие минуты отдыха, как воевали, умирали и побеждали.

СМЕРШ и НКВД

Перевооружение армии и создание современных ВВС, проводимое СССР в 30-е годы ХХ века, потребовало срочного обучения десятков тысяч пилотов. Среди них было немало девушек, на равных с мужчинами осваивавших профессию авиатора.
К 1941 году Анна Тимофеева уже была опытным пилотом-инструктором. Она добровольно вступила в действующую армию, где начала воевать в качестве пилота штабной эскадрильи связи. Каждодневные боевые вылеты требовали огромного мужества и умения от пилотов, летавших на безо...

Воспоминания: Связисты

Показать Ещё

Комментарии

comments powered by Disqus